Нобелевский лауреат Лев Ландау делил все науки на естественные и противоестественные. К последним он относил гуманитарные отрасли. И такое отношение к гуманитариям продолжает сохраняться в ходе модернизации отечественной науки и образовании, а это значит, что они летят «с одном крылом», и проку от такой модернизации не будет. Но вроде бы забрезжил свет в конце тоннеля - дай Бог, чтобы не встречный поезд…

ГУМАНИТАРНЫЕ ОТРАСЛИ НА «ГОЛОДНОМ» «ПАЙКЕ»

В перечне приоритетных направлений развития российской науки, утвержденном президентом РФ в 2011 году, лишь одно из них (да и то отчасти), относится к социально-гуманитарной сфере. Факт весьма показательный.

Гуманитарные отрасли оказались на «голодном» государственном «пайке». Почему? Потому что они не инновационны, не производят нанотехнологий, программных продуктов или суперлекарств. Потому что их результаты не имеют прямого практического приложения и не востребованы рынком. Потому что, в отличие от естественников и технарей, гуманитарии «только рассказывают» или «только пишут» - разве эта наука? Наконец, потому что гуманитариев в России уже вполне достаточно.

А если так, считает государство, то зачем приоритетно поддерживать отрасли знания, которые не являются ни инновационными, ни экономически окупаемыми - более того, затратными.

ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ - САМЫЙ ЦЕННЫЙ ПРОДУКТ

На первый взгляд, такая позиция кажется рыночно оправданной. Но только в узко прагматическом смысле. На самом деле гуманитарии – одни из немногих, кто создает условия для производства самого дефицитного по нынешним временам продукта – человечности.

Человечность меряется не деньгами и не технологическими инновациями. Ее индикаторы – особые качества личности: духовность и мораль, свобода и ответственность, открытость и толерантность, коммуникативность и культура, патриотизм и гражданственность и многие другие.

Продать эти качества невозможно. Их можно только воспитать и развивать в гуманитарной среде. Ее-то и создают в образовании представители гуманитарного цикла.

С экономической точки зрения, поддерживать такую среду – дело затратное, неприбыльное. Но без этих затрат невозможен главный продукт образования – полноценная личность.

Производить ее не менее важно, чем товары или инновации. Ибо «человек есть мера всех вещей», в том числе денег и технологий. А не наоборот.

КОЕ-ЧТО О ПОЛЬЗЕ МУЗЫКИ

Считать, что смысл жизни людей сводится к материальной пользе, телесному комфорту, денежной выгоде – глубокое заблуждение. Человек не «делится» на вещи «без остатка».

Выдающийся российский физик академик Аркадий Мигдал, ревностный сторонник гуманитарной функции образования, часто спрашивал своих студентов: «От чего больше пользы человеку: от сапог или музыки?». Ответ как будто очевиден - сапоги полезнее музыки. Но, как известно, без музыки человек почему-то(!) прожить не может. Более того, она для человека зачастую важнее обуви.

ПРОДАЕТСЯ - ЗНАЧИТ ПРЕПОДАЕТСЯ?

Рыночная формула «Производить лишь то, что продается» отлично работает в области материальных продуктов и услуг. Применять же ее в сфере образования нужно с большой осторожностью. Ведь здесь речь идет о формировании личностных качеств. А полноценную личность рыночными инструментами не создашь - в лучшем случае выходит узкий «одномерный» профессионал.

Отдавать образование на откуп рынку – значит расставаться с его гуманитарным началом. Коммерциализация превращает образовательное учреждение в экономическую корпорацию по производству образовательных продуктов: знаний, технологий, методик. Образовательная деятельность лишается самоценности. Из образования выхолащивается главная фигура – человеческая личность.

БЕЗ ГОСУДАРСТВА НЕ ОБОЙТИСЬ

Пренебрежение гуманитарным началом в образовании, общественной жизни в целом может дорого обойтись социуму. Исторический опыт свидетельствует, что ставка на технократические подходы в организации общества чревата бесчеловечными последствиями.

Не стоит, однако, винить рынок за его равнодушие к человечности. По-другому он не может. Здесь в противовес рынку веское слово должно сказать государство.

И власть наконец-то выразила озабоченность по этому поводу. Впервые за много лет в обращении российского президента Федеральному собранию 2012 года констатируется явный дефицит духовных скреп в российском обществе, подчеркивается необходимость укреплять его духовно-нравственную основу, развивать общее образование, культуру, формировать ответственную личность.

Дело сдвинулось - или все ограничится декларациями? Кроме того, многое зависит от того, что будет вкладываться в понятие духовность. Если все сведется к преподаванию религиозных дисциплин в светской школе (а такие тенденции есть) - это одно, если же детей и юношество будут широко знакомить с достижениями человечества в области культуры и общественной мысли, нацеливать на самостоятельный поиск истины и прекрасного в этом мире – совсем другое. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции