Умение находить общий язык с оппонентами – признак душевного здоровья. А бескомпромиссность в споре – свидетельство ограниченности. Россияне, воспитанные на большевистской «принципиальности», делают первые шаги к тому, к чему давно пришли в развитых странах, – к умению разрешать конфликты полюбовно. 

РАЗРЕШАТЬ ДЕЛОВЫЕ СПОРЫ НЕ ДОВОДЯ ДЕЛО ДО СУДА

Российское и татарстанское бизнес-сообщество с опаской относится к самой процедуре медиации – попытке разрешать все деловые споры не доводя дело до суда. Надо заметить, что еще лет двадцать назад россияне обращались в суд крайне неохотно, в тех случаях, когда уж совсем прижмет. Перемены в общественной жизни, наступившие в девяностые годы, заставили во многом перенимать устоявшиеся на Западе традиции, в том числе и привычку обращаться в суд по самым разным поводам. Поэтому суды сейчас буквально завалены делами и приходится подолгу дожидаться своей очереди. Но это не единственное неудобство, хотя и весьма ощутимое, особенно когда речь идет о конфликтах по бизнесу,  где время либо делает деньги, либо их крадет. Не надо забывать и о том, что в суде решения принимаются жесткие: закон гласит так, и все – шаг влево, шаг – вправо – расстрел. Кроме того, судебные процессы могут затягиваться на долгие годы, если недовольная решением сторона будет подавать на апелляцию. А дела тем временем будут стоять, доходы, соответственно, теряться.

Не проще ли договориться между собой при помощи посредника, медиатора? Ведь за столом переговоров легче найти взаимоприемлемые решения, завершить дело с наименьшими потерями для обоих противников. Не раз слышал от конфликтующих предпринимателей:  при переговорном процессе будет утрачена конфиденциальность. Но это зависит только от тех, кто договаривается, посредник же по закону обязан держать язык за зубами. Зато можно избежать значительных потерь. Был такой случай в моей практике,  когда две организации, одна казанская, другая – питерская, долго колебались, что выбрать суд или переговоры. Переговоры сокращали убытки стороны-должника в три раза. Но пока должники думали да прикидывали, было вынесено судебное решение не в их пользу. Умение и желание договариваться приходит с опытом, достаточно один раз попробовать, чтобы убедиться: переговоры – удобны и эффективны.

В ПИОНЕРАХ МОЛОДЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ

Как и во всяком новом деле, фирмами-пионерами в этом процессе становятся те, которыми руководят люди молодые или среднего возраста, более гибкие, как правило, и не боящиеся экспериментов. Пожилые руководители идут на переговоры только тогда, когда им это посоветует кто-либо авторитетный в их глазах.

Конечно, для того, чтобы переговоры оказались более продуктивными, нужно, чтобы стороны были в этом заинтересованы. А то был у меня случай. Уволили молодого человека из фирмы, он подал в суд на работодателя, требовал взыскать зарплату, материальный и моральный ущерб. Ему предложили медиацию. Причем представитель работодателя смягчил свою позицию, был готов выплатить незначительную компенсацию (на медиации – это означает, что сторона изменила позицию), но молодой человек не соглашался на это и продолжал настаивать на своем - необходимости возмещения морального и материального ущерба. Он из принципа не уступал ни по одному пункту. В итоге договориться не удалось, но в суд он больше не пошел. Можно заключить, что даже, если стороны не вырабатывают соглашения во время проведения медиации, то с их позициями происходят изменения, они начинают по-иному смотреть на конфликтную ситуацию.

Если от возраста готовность к переговорам зависит, то от пола – ничуть, мужчины или женщины ведут себя в этом вопросе одинаково. Отличием является то, что у женщин эмоции превалируют над рациональностью мышления, которые порой мешают услышать и, соответственно, прийти к соглашению. В центре медиации при КФУ мы как раз и обучаем тому, как грамотно вентилировать эмоции.

По татарстанскому опыту переговорным путем разрешаются пока мелкие бизнес-конфликты. Однако намечается перелом. Многие крупные компании, которые попробовали арбитражные суды, убедились, что это невыгодно. Одна крупная организация  выиграла конкурс на право строительства объекта, но ей оказалось не по силам самостоятельно выполнять эти работы. Компания наняла субподрядчика, который, в свою очередь, не уложился в указанные сроки. На субподрядчика давили через суд, ему грозили издержки свыше 30 млн. рублей, но с помощью процедуры медиации удалось их сократить в несколько раз.  Понятно, какой выбор сделает эта фирма в подобной ситуации в следующий раз.

Жизнь сейчас дерганая и неспокойная, какой ее сферы не коснись. Решительно по любому поводу идут споры, часто доходящие до прямых оскорблений. Умение договариваться сделает ее лучше, давайте же этому учиться.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции