ЧТОБЫ ПРОИЗВОДИТЬ ВПЕЧАТЛЕНИЕ НА ПУБЛИКУ

Гламур приходит в образовательную среду вместе с человеком «массы», несущим стереотипы глэм-культуры. Главнейший из них – создать себе на основе брендов привлекательный имидж, чтобы производить впечатление на публику.

Гламур сопутствует потребительскому отношению к образованию. Ведь для потребителя образование не предмет трудоемких усилий, а товар. Его можно приобрести за деньги без особых личностных затрат – интеллектуальных, волевых, физических. В этом смысле гламур – отличный маркетинговый инструмент в условиях коммерциализации системы образования. Этически и эстетически гламур в образовании оправдан нравами и вкусами современного общества, которое не зря именуется цивилизацией «вечного праздника», «всеобщего карнавала».

MAKE US FUN!

Психология глэма – постоянный поиск наслаждения, развлечения, комфорта. Для ее носителей образование – источник удовольствия. Их лозунг: «Обучение через удовольствие: make us fun!».

Образование начинает все больше напоминать игру или шоу. Не спорю, игровой момент присущ обучению, но в меру. Как и во что можно играть, осваивая высшую математику, нанотехнологии, фундаментальную медицину, генную инженерию и другие серьезные предметы?

Шоу-практики придают образованию вид развлекательного представления, в котором стирается различие между реальными действиями и их символическими аналогами. Отсюда имитирующий, «понарошечный» характер шоу-практик. Взять, к примеру, шумные акции в духе «два прихлопа – три притопа», посвященные борьбе с коррупцией в вузе. Они вряд ли реально повлияют на носителей этого зла. Или громкие заклинания типа: «Наша alma mater – лучшая в мире!» - разве они поднимут ее рейтинг в списке вузов?

ДА ЗДРАВСТВУЕТ ПРАЗДНИК!

Гламур культивирует в образовательном учреждении атмосферу постоянного праздника. Своей броскостью, яркостью, зрелищностью она создает впечатление об образовании как о продолжении «праздника жизни», а о вузе - как о месте приятного времяпрепровождения. Здесь все отмечено безоглядным оптимизмом, удовольствием, весельем, культом молодости.

При этом праздничная атмосфера совмещается с «пофигистским» (в стиле cool) отношением учащихся к фундаментальным ценностям науки, образования, высокой культуры. Оно строится на формулах «живи играючи», «не бери в голову», «не грузи ближнего своего», «я этого достоин», «бренд всему голова».

НЕ БЫТЬ, А КАЗАТЬСЯ

Образование под воздействием гламура приобретает черты имиджевого благаИндивиду важно не содержание знаний, а внешняя форма их удостоверения – диплом, аттестат, сертификат. Чем их больше и чем они престижнее, тем более образованным предстает их обладатель в глазах окружающих.

Отсюда погоня за образовательными брендами: поступить в широко известный вуз, обучиться модной профессии, обладать престижным дипломом, познакомиться с именитыми преподавателями, заиметь ученую степень.

Между тем настоящая образованность удостоверяется реальными знаниями и умениями. А если диплом престижного вуза прикрывает никудышные знания его обладателя? Если тренинг у именитого специалиста сводится к получению «корочки»? Если диссертация просто куплена на рынке теневых услуг? Тогда хваленый бренд превращается в фантом-обманку, которым человек маскирует отсутствие подлинной образованности.

Ее место замещает имиджевый интеллектуализм – стремление индивида произвести впечатление широко образованного человека, который разбирается в достижениях науки и культуры, цитирует в разговоре знаменитых авторов. На самом деле это выражение умственного потребительства: присвоить истину в виде результата чужого усилия.

КАК БЫ ЖИЗНЬ, КАК БЫ ОБРАЗОВАНИЕ

Гламур – искусная подделка реальной жизни, как бы жизнь. За имиджевой привлекательностью человека скрывается внутренняя пустота. Чувства, слова, мысли, внешность заимствуются из глянцевых журналов, рекламных слоганов, медийных шоу, а потому – ненастоящие, искусственные.

Вот и образование в объятиях гламура превращается в как бы обучение, как бы воспитание. Именно как бы — если освоению первоисточников предпочитают знакомство с книжками вроде «Кант (Вебер, Пиа-же Кейнс, и т.д.) – за 30 минут!», «История экономики (права, социологии, психологии и т.д.) в картинках». Самостоятельное написание рефератов подменяют скачиванием готовых из интернета. Вместо чтения учебников зубрят шпаргалки типа «вопрос-ответ». Подготовку к аттестации сводят к натаскиванию по тестам.

Сразу вспоминается классическая фраза: «По форме – правильно, по существу – издевательство».

С помощью гламура индивид стремится убежать – пусть в своих фантазиях – от скуки и однообразия настоящей жизни. Точно так же имиджем своей образованности он пытается компенсировать собственную отчужденность от подлинных знаний, умений, навыков.

Гламур сравнивают с мертвечиной в эстетике, культуре, он губит жизнь во всех ее проявлениях. За внешним блеском и красивой «упаковкой» глэм-образованности скрывается омертвление живой мысли, творческого воображения, подлинных эмоций. Перефразируя Ч. Элиота, можно сказать: «Гламур и образование — плохие любовники».

ВСЕРЬЕЗ И НАДОЛГО?

Каковы перспективы глэм-образования? Оно очередное поветрие или долговременная тенденция? Ответил бы так. Система образования ныне отнесена к сфере услуг, то есть живет по рыночным законам спроса и предложения. И если потребители жаждут брендов, имиджей и символов-обманок, то обязательно будет спрос на мнимую образованность и глэм-образование. Пока что он далек от исчерпания. Продолжает расти число купленных дипломов, удостоверяющих не только обучение в вузе, но и кандидатские и докторские степени. Скандалы разгораются даже в престижных московских вузах, что уж говорить о многочисленных филиалах и представительствах.

Что касается подлинного образования, то оно востребовано как раз теми, кто будет развивать экономику брендов и культуру имиджей. К счастью, остаются еще и такие, кто не потерял вкуса к реальной, а не иллюзорной жизни и заинтересован в реальном, а не мнимом образовании. Может, на них вся надежда?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции