Связь между наличием или отсутствием нужных кадров и системой образования, конечно, самая прямая. Но чтобы действовать с максимальным результатом, для начала необходимо понять, в чем суть проблемы, что мы, собственно, хотим получить на выходе. На мой взгляд, говорить о нехватке IT-специалистов не совсем корректно. Правильнее говорить о нехватке хороших IT-специалистов, хотя оценка профессионализма «айтишника» зависит как от его знаний и опыта, так и от задач, которые перед ним ставятся. Не из каждого грамотного кодировщика получится хороший бизнес-аналитик. Это совсем другой уровень не только знаний, багаж которых при желании можно пополнить, но и таланта, и творческого потенциала. Один человек при огромном трудолюбии всю жизнь будет оставаться рядовым исполнителем, воплощающим чужие идеи, а другой очень быстро превратится в «аса» своего дела и руководителя серьезного проекта. В то же время бесталанных людей либо вообще нет, либо их очень мало: есть те, кто выбрал не ту профессию. Поэтому очень важно, как можно раньше выяснить, в какой области лежат способности ребенка. Технический прогресс позволяет решить эту задачу.

v13061101aL.JPG

В прошлом году я участвовал в конференции, которую проводили компания Intel и министерство образования и науки РТ. Конференция была посвящена электронной школе и, в частности, тому, как повысить эффективность обучения. Меня очень заинтересовал доклад американских специалистов, которые рассказали, что с помощью томографии мозга можно определить склонности ребенка к гуманитарным, точным или естественным наукам. Сразу оговорюсь, что этот метод существует не только в теории, но и на практике. Его уже использовали в некоторых российских школах, и он дал неплохие результаты. Я тоже считаю, что, имея в руках такие возможности, надо их использовать. Например, известно, что хороший «айтишник» - это в первую очередь хороший математик. Без логики и умения делать подсчеты успеха в IT не добьешься. Значит, уже в начальной школе можно найти таких детей и потихоньку начать их готовить. Понятно, что все они в информационные технологии не пойдут, но станет понятно, кому это интересно, у кого это получается. А дальше в дело вступят профильные лицеи и вузы, они у нас есть и продолжают активно создаваться.

То есть для подготовки грамотного IT-специалиста, как и любого другого специалиста, необходимо многоступенчатое образование. Однако последняя ступень – это не вуз. Даже самый лучший университет, а университет Carnegi Mellon, безусловно, один из лучших, не может обеспечить все специализации. Как правило, выпускник университета обладает базовыми знаниями по своей профессии. Он в большей степени теоретик, чем практик. Когда вчерашний студент приходит на работу в ту или иную компанию, его приходится доучивать. А какие именно знания ему понадобятся, зависит от конкретного проекта, в котором начинающий специалист будет участвовать. Такой разрыв - не вина вузов, которые не справляются со своей функцией, а особенность IT-отрасли. Она настолько многогранна и разнообразна, что даже ведущие сотрудники компаний-мировых лидеров не являются специалистами по всем направлениям.

Выходом является сотрудничество вузов и будущих работодателей. Например, наша компания плотно взаимодействует с соответствующими факультетами КФУ и КНИТУ-КАИ, а некоторые студенты этих вузов совмещают учебу с работой на ICL-КПО ВС. Есть еще один важный момент: специальные знания должны даваться молодым «айтишникам» с учетом региональной специфики. Так, мне бы хотелось, чтобы в Татарстане присутствовали специализации с учетом направлений, существующих в нашей компании. Где-нибудь в Кремниевой долине или в Японии студентов имеет смысл готовить, исходя из профиля деятельности их IT-индустрии. Я полагаю, что разделение труда на IT-рынке сохранится, и региональная специализация вряд ли будет серьезно меняться. Простой пример. Чтобы построить фабрику по производству микросхем, нужно 5 миллиардов евро. Срок ее старения – два-три года. Вряд ли мировых центров по производству микросхем может быть много. То же можно сказать и о других «айтишных» направлениях.

Если, создавая IT-университет, учесть все перечисленные особенности, отдача от появления нового вуза может быть гораздо больше.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции