КАК КОНФЕТЫ ХУДОЖНИКУ ПОВРЕДИЛИ 

«Ну что такое Шишкин с его «Тремя медведями?» Отстой!» - так обычно небрежно отзываются об Иване Ивановиче сторонники авангарда, ошибочно именуя его «Утро в сосновом лесу» «Тремя медведями».

Действительно, растиражированное до невозможности «Утро», чья репродукция стала фантиком вообще-то вкусных конфет, сослужило дурную службу художнику. Потому что, пожалуй, нет в искусстве вещи более опасной и отталкивающей зрителя, чем навязывание того или иного образа.

Кстати, так произошло в Австрии с Моцартом, где о великом композиторе напоминает все - от конфет до дешевого (7,5 евро) одеколона. Где уж тут думать о музыке, когда приезжаешь, скажем, в Зальцбург, и видишь эти конфеты и эти флаконы на каждом шагу. А еще футболки, магнитики, значки, тарелочки и много-много чего другого. Так, похоже, получилось и с Шишкиным. И это – обратная сторона популярности и любви народной.

Кстати, по поводу «Утра в сосновом лесу» существуют две версии. Первая – сюжет плотна подсказал Шишкину его  коллега художник Константин Савицкий. Вторая – Шишкин решил повторить успех своей же популярной картины «Туман в сосновом лесу» и добавил в качестве антуража жанровую сценку с медведями. Впрочем, мало кто сейчас помнит «Туман в сосновом лесу», а вот «Утро» знают даже те, кто совсем не интересуется живописью.

460-шиш.jpg

ВОДОПРОВОД В ЕЛАБУГЕ – ЭТО ТОЖЕ ШИШКИНЫ

Еще одна несправедливость – мало кто сейчас знает, что Иван Иванович имеет прямое отношение к Казани. Родился он, правда, в Елабуге, которая тогда находилась на территории Вятской губернии, но в Казани учился в гимназии целых пять лет.

Что до его отца, то елабужане до сих пор вспоминают его с благодарностью. Будучи городским головой, он много что сделал для городка на Каме. Например, первый в городе водопровод. А вообще Шишкин-старший был не только купцом, но и инженером, археологом, краеведом, написал «Историю города Елабуги». Эта пытливость и желание сотворить что-то хорошее, несомненно, передалась и сыну. И отец понял его странноватое для тех лет и для жителя глухой провинции желание стать художником. Понял и поддержал сына.

К счастью, дом Шишкиных в Елабуге сохранился, и в нем находится один из самых светлых, теплых и уютных российских музеев – с обстановкой того времени, с картинами и портретами обитателей особняка  на стенах, с видом на Каму. Туда приходишь не как в музей, а как в гости к лучшему российскому пейзажисту. А леса под Елабугой – их в большинстве случаев Шишкин увековечил на своих полотнах. Может быть, и стал он пейзажистом, потому что жил  в этом лесном краю, где сосны так высоки, что иногда невозможно, запрокинув голову, увидеть их верхушки? Даже в зрелом возрасте, уже будучи маститым художником, Шишкин не мог скрыть свой детский безудержный восторг от красоты и могущества природы, и это восхищение – лейтмотив его полотен.

460-шиш3.jpg

У Шишкина была безупречная академическая школа. Окончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества, будущий мастер учился в петербургской Академии художеств. Как пенсионер Академии жил три года в Германии и Швейцарии, посещал мастерскую швейцарского пейзажиста Р. Коллера.

Иван Шишкин жил преимущественно в Петербурге, часто путешествовал по окрестностям северной столицы и ездил на Валаам. Но особое значение для него имели натурные впечатления, полученные в родных елабужских местах, сюда он нередко наезжал и традиционно ходил на натуру.

ЧЕЛОВЕК-ШКОЛА

Иван Крамской назвал Шишкина « человеком-школой» и «верстовым столбом в развитии русского пейзажа». С этим трудно поспорить, потому что профессиональная школа пейзажа в России началась именно с Ивана Ивановича.

Пейзажи Шишкина – это гимн зачастую неброской природе, которую он ставит на недосягаемую высоту. Филигранно выписанные свет и тень, прорисовка мельчайших деталей, фанстастическое мастерство, - все это послужило справедливой причиной считать Ивана Шишкина самым сильным из российских пейзажистов.

Классика никогда не устаревает, выходят из моды те или иные «измы», поэтому на ведущих мировых аукционах картины Ивана Шишкина - в числе лидеров продаж. А недавно биоэнергетики провели любопытный эксперимент: они ставили чашки со свежим молоком у полотен разных авторов.

У «Черного квадрата» молоко скисло почти сразу же. У полотен импрессионистов простояло несколько часов. Молоко в чашке у картин Ивана Шишкина было свежим дольше всех. Очевидно, помогла позитивная энергетика, заложенная художником.

460-шиикин.jpg

Он воообще был очень позитивным человеком, больше всего любил природу, лес, поля и жил в гармонии с окружающим миром. Эта гармония и царит на его полотнах. Умер Шишкин легко – не болел, просто однажды упал с кистью в руках у мольберта – и все. Картина «Лесное царство» так и осталась недописанной.

Выставка в музее ИЗО, посвященная 180-летию со дня рождения, будет работать до середины ноября. «Царь леса» ждет нас в своих владениях.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции