Недавно наша компания стала участником двух интересных событий. НП РУССОФТ, которое является крупнейшим объединением российских компаний-разработчиков программного обеспечения, проводило в Санкт-Петербурге деловую встречу с голландской делегацией.
Приехали чиновники, представлявшие различные голландские ведомства. Сначала, как всегда бывает на таких мероприятиях, шел общий разговор, а потом гости вдруг наперебой начали приглашать российских программистов работать в Голландии. Хотя слово «вдруг» здесь, наверное, не очень уместно. Приглашали очень конкретно, рассказывали о том, что представляет собой голландский ИТ-рынок, как организовать в Голландии офисы, какие возможности там открываются перед нашими специалистами. Выглядело все это очень привлекательно. Возможно, я бы не обратил бы на это особого внимания, если бы вскоре не попал на другое аналогичное мероприятие в Москве. Звучали те же комплименты и предложения в адрес отечественных программистов – только на этот раз в роли приглашающей стороны выступали немцы и звали, естественно, в Германию. Налицо, как говорится, тенденция. В чем же дело? Ведь принято считать, что наша ИТ-индустрия, хотя и растет бурными темпами, по многим параметрам все же уступает зарубежной.
Дело в том, что на западном рынке, в основном, сегодня работают крупные ИТ-компании, которые предпочитают таких же крупных заказчиков. Но и цены у них соответствующие. Поэтому для малого и среднего бизнеса поиск квалифицированного специалиста превращается в проблему. Это открывает серьезные возможности не только и не столько перед отдельными российскими программистами, сколько перед нашими компаниями, готовыми работать и за пределами страны. По подсчетам того же РУССОФТА, к концу этого года экспорт российского ПО может вырасти на 25%.
Опыт нашей компании, которая уже несколько лет предоставляет услуги ИТ-аутсорсинга европейским заказчикам, показывает, что это вполне реально. Наше экспортное подразделение, появившееся с нуля четыре года назад, растет на 40-50% в год и сейчас работает с 50 заказчиками в 26 странах мира. В структуре оборота оно занимает 16%. Причем, речь идет не только о программировании, но и о сервисе, обслуживании существующих у заказчика ИТ-систем. А численность сотрудников, работающих на экспорт, уже превысила 500 человек, и мы постоянно нуждаемся в новых специалистах.
Если прежде мы подбирали себе кадры, в основном, в Татарстане, то теперь местный рынок наши HR-менеджеры, что называется, «выбрали». Конечно, вскоре появится новая поросль айтишников, тех, кто сейчас сидит за школьной или вузовской скамьей, но пока компания начала активно приглашать специалистов из других регионов. Часть из них будет работать как раз с зарубежными заказчиками – это направление у нас самое быстрорастущее.Так, в ближайшее время с этой целью ICL–КПО ВС планирует открыть филиал в Воронеже. Бизнес компании растет такими темпами, что нам уже не хватает человеческих ресурсов для обслуживания того количества заказов, что поступает из Европы. А исследование рынка труда Черноземья показало, что Воронеж является одним из центров концентрации ИТ-специалистов. Интересен нам не Воронеж как таковой, а именно эти ребята. Это особенность современного российского ИТ-рынка: точки роста компаний возникают там, где есть кадры.
Другой пример – Владивосток. Недавно я был там в командировке и убедился, что в этом городе тоже нет недостатка в ИТ-специалистах, способных решать сложные задачи. Например, местные айтишники создали специальный «глаз», который подсчитывает, сколько людей, проходя мимо рекламных щитов, обратили на них внимание. Это довольно сложно, потому что надо не просто подсчитать число прохожих (подобные программы существуют давно), а зафиксировать именно тех, кто проявил интерес к информации. Я познакомился с тем, как работает эта компания, пообщался с руководством и специалистами – впечатление очень сильное. Это серьезный, креативный бизнес с большими перспективами. В частности, мы обсудили возможности кооперации: так как ICL–КПО ВС входит в состав Fujitsu, можно было бы брать заказы в Токио, а выполнять их во Владивостоке, в непосредственной близости от заказчика.
К слову, Владивосток – вообще очень необычный город. Вроде бы все говорят по-русски, но и выговор, и архитектура несут на себе неуловимый отпечаток наших дальневосточных соседей. Возможно, эта местная специфика сказывается и на ИТ-бизнесе.
Особенность нынешней ситуации на рынке такова, что сошлись два значимых фактора: наличие в России грамотных айтишников и потребность зарубежных заказчиках в таких специалистах. Отечественным ИТ-компаниям стоит это учитывать, иначе растущий кадровый голод станет уже нашей проблемой.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.