.

460-6.jpg

МЫ ЭТО СЛЫШИМ КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Четверо победителей лаборатории получили право поставить спектакль в Доме актера. Проект был выбран не новый – все мы помним фильм «Париж, я тебя люблю!», состоящий их нескольких новелл, снятых разными режиссерами. У нас не фильм – спектакль с такой же концепцией. И называется он «Казань, я тебя люблю!».

В основе спектакля художественные тексты и вербатимы (произведения на основе документальных текстов) казанских авторов Альбины Абсалямовой, Юрия Антонова, Георгия Авдошина, Айрата Багаутдинова и даже Дениса Осокина. То есть мы слышим записанную авторами речь реальных людей плюс художественные тексты.

Собственно, это даже не спектакль по большому счету, а именно проект. Необычный, непривычный, иногда шокирующий, иногда пробивающий до слез. Судить о работе молодых режиссеров и таких же в большинстве случаев молодых актеров, с которыми они работают, с точки зрения мастерства, наверное, тоже не стоит. Это так же бесперспективно, как пытаться выровнять наклонившуюся башню Сююмбике. Она такая, какая есть, какой мы ее видим, так что такой ее и любите. Или не любите.

ЕЩЕ РАЗ ПРО ЛЮБОВЬ

Кстати, именно «любовь» - вот первое ключевое слово спектакля. Понимаю, что скатываюсь к банальности, но по-другому объяснить не получается. Нам два часа рассказывают о любви к своим близким, к нашему городу, к нашему прошлому и настоящему. И чтобы не происходило во время действия, все окрашено и очищено этой любовью.

Ребята, участвующие  в проекте, и вот что удивительно, среди них немного коренных казанцев, любят Казань такой любовью, словно этот город, этот мир у них вот-вот отнимут. Эти молодые люди, в чем-то еще дети, нежны и трепетны по отношению к городу,  который они чувствуют на уровне подсознания.

Они признаются в любви к городу, делая это, возможно, не совсем обычно и привычно. Они принимают Казань такой, какая она есть – с ее пробками и новоделом, немытыми подъездами и гопниками. «Приятие» - вот второе ключевое слово проекта. Потому что, как бы мы ни ругали свой город за разрушенный старый центр, неухоженность улиц и те же пробки, мы и  ругаем-то его, потому что любим. Мы его принимаем, раз живем в нем и не пытаемся его покинуть.

«Я всегда чувствовал, что есть в Казани нечто, нравящееся мне. Она мне нравится настолько, что мне не нравится, что она нравится другим», - эти слова из программки можно считать своеобразным эпиграфом к спектаклю-проекту.

460-2.jpg

ЗДРАВСТВУЙТЕ, СКАТЫ!

Хорошо, что авторы текстов не скатились до «сахарного сиропа». Оду городу вы не услышите. Нет, все брутально – темп, ритм, спрессованный текст, смена мест действия.

Казань предстает разной – в воспоминаниях о счастливом детстве, прошедшем на берегу Кабана или вблизи сада Эрмитаж. Здесь были свои любимые маргиналы, встреча с которыми приносила удачу. Здесь зарывали в землю «секретики» из стеклышек и смотрели диафильмы.

Перед нами Казань разрушенного старого центра и Казань «рынка древностей» в Ленинском садике. Казань интеллектуалов и гопников, которые в течение спектакля употребляют ненормативную лексику. Честное слово,  я не сторонница ее, но   данном случае она включена в ткань проекта как реальная «деталь пейзажа». Это – тоже Казань.

А арка на Черном озере? Ну кто из казанских влюбленных хоть раз в жизни не стоял в ней и не шептал оробевшими губами «Я тебя люблю…»?  Как это здорово, что у каждого из нас есть своя личная Казань и одновременно общая, одна на всех.

…В нашей Казани можно мечтать о встрече со скатами. Да-да, сидя в заплеванном подъезде, где гопники распивают пиво, думать о том, что где-то шумит океан. И услышать этот шум, открывая дешевую баночку с консервированной морской капустой. Все возможно, надо только захотеть.

БУДЕМ «МОЛОДЫМИ ЩЕНКАМИ»

Итак, перед нами опыт, эксперимент, проект энтузиастов – называйте, как хотите. Это тот случай, когда был важен результат – дойти до зрителя. Дошли, и даже не разочаровали. Дом актера, который много лет подряд пребывал в запустении, зажил новой жизнью.

Проект «Казань, я тебя люблю!» был принципиально важен для города, он – наш прорыв и одновременно ответ тем, кто не верит, что если очень захотеть, любая цель достижима.

Когда вышла после спектакля из Дома актера, только что прошел дождь и воздух был прохладен и свеж. Поймала себя на мысли, что в закоулках Дома актера, где шел спектакль, вроде бы должно было быть душно, но было свежо. Вот ведь фантастика!

Шла с подругой по Лядскому саду и вспоминала, что сюда нас водили гулять с группой из детского сада. А в этой аптеке Шварца мне обычно покупали микстуру от кашля. А этот дом, эта деревянная усадьба, которую сейчас реставрируют, и вовсе построена моим предком.  После виденного «моя Казань», которая любит нас не меньше, чем мы ее, ощущалась каждой клеточкой.

P.S. Конечно, молодые актеры и режиссеры могут навлечь на себя гнев критики, уцепиться есть за что. Но… Однажды один молодой человек (дело было в двадцатые годы прошлого века), мечтающий о режиссуре и намеревающийся перевернуть мир театра и кино, выбрал себе девиз. Это было выражение Марка Твена «Лучше быть молодым щенком, чем старой райской птицей!».  Наш молодой человек пронес этот девиз через всю свою некоторую жизнь. Он никогда не боялся нового и жил и творил без оглядки, как «молодой щенок». Звали его Григорий Козинцев. Имя в кинорежиссуре, занесенное в анналы. Пример того, что «щенячье» мировоззрение идет на пользу творчеству. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции