ПРИЕХАЛИ ВСЕ

Главный показатель команды, которая работает над фестивалем, - соответствие вышедших на сцену солистов тем, что были объявлены. Можно сказать, что приехали практически все, кто был приглашен. Михаил Плетнев почти десять дней репетировал с солистами и оркестром, будучи музыкальным руководителем «Евгения Онегина». Поверьте, его было непросто заполучить. Мегазвезда Рене Папе исполнил партию Бориса Годунова. И не подвел Мариинский театр с «Очарованным странником». Впервые в истории фестиваля был показан целый спектакль чужого театра.

Двенадцать оперных спектаклей и два гала концерта, пять десятков приглашенных солистов, не считая десанта Мариинки, когда в Казань прибыло 150 оркестрантов, артистов хора и солистов… Тридцатый фестиваль показал возможности театра удерживать внимание города в течение двух с половиной недель.

ВСЕ СПЕКТАКЛИ БЫЛИ УБЫТОЧНЫМИ

Билеты на Шаляпинский фестиваль начали продавать еще в середине декабря и разошлись за три дня. Впрочем, хорошие места были проданы, естественно, за один день. Но при этом все фестивальные спектакли были убыточными.

- Практически все спектакли этого фестиваля прошли ровно, я бы не выделил ни один. Певцы, которые выступают на лучших сценах мира и впервые приехали в Казань, были приятно удивлены, что существует такая хорошая площадка. Мы сейчас можем пообещать горожанам, что «звезды» мирового уровня будут выступать у нас в театре три-четыре раза в квартал. Такие «маяки» должны появляться в нашем театре с определенной периодичностью. Это касается и певцов, и дирижеров, и артистов балета. У нас сейчас есть такая финансовая возможность, и деньги должны быть использованы на эти цели. Что касается фестивальных спектаклей, то показ любой оперы – он убыточен. Другое дело, что у нас в Татарстане государство имеет возможность покрывать эти убытки. И мы можем показать, что Казань – действительно один из культурных центров России, комментирует итоги фестиваля директор Татарского академического театра оперы и балета им. Джалиля Рауфаль Мухаметзянов.

Казанская опера – не исключение. Оперные постановки во всем мире убыточны, такой это дорогостоящий жанр. Без помощи государства ему не выжить.

ГРАЖДАНЕ МИРА

Рене Папе улетел через день после спектакля в Санкт-Петербург. Здесь у него два концерта с Валерием Гергиевым. Михаил Плетнев гастролирует по миру с Российским национальным оркестром. Екатерина Сюрина, исполнившая на фестивале партию Джильды в «Риголетто», вернулась в Нью-Йорк, она поет на сцене Метрополитен-опера. Альбина Шагимуратова, солистка нашего оперного, которую можно было слышать на одном из гала-концертов, в ближайшее время будет петь в Венской опере.

Музыканты, по определению, граждане мира. И в это мировое музыкальное пространство в последние годы включен казанский оперный. У того же Рене Папе на сайте через запятую стоят гастроли в Берлинской опере, в Мариинском театре, в Метрополитен-опера. И в Казани.

ПЕЧАЛЬ СВЕТЛА

Судьба так распорядилась, что на другой день после окончания фестиваля скоропостижно ушел из жизни один из величайших сценографов нашего времени Игорь Гриневич. На фестивале мы любовались его декорациями к «Мадам Баттерфляй», «Лючие ди Ламмермур», премьерному «Евгению Онегину». Гриневич в своем творчестве никогда не был ведомым, он чувствовал замысел режиссера и умел предложить свое образное видение спектакля.

За сценографию к «Лючие ди Ламмермур» Игорь Гриневич был выдвинут казанским театром в номинации «лучший сценограф» на «Золотую маску», и 2 апреля в  Большом театре история Лючии и Эдгара пойдет именно в его декорациях.

А в Казани в ближайшее время сыграют спектакль его памяти.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции