Наконец-то международные правила ипотечного кредитования приходят и на российский рынок. Во всем мире ипотечные ссуды считаются погашенными, если банк взыскал недвижимость. В нашей же стране до последнего времени заемщик по ипотеке оставался должен банку, если рыночная стоимость взятых им в кредит квадратных метров снизилась к моменту дефолта. Особенно остро эта проблема встала в кризис, когда лопнул пузырь на жилищном рынке и цены на квартиры рухнули на 20-30%.

Я не согласен с теми экспертами, которые считают, что принятые поправки могут подтолкнуть банки к страхованию своих финансовых рисков, чтобы избежать убытков при реализации недвижимости, изъятой у заемщиков и упавшей в цене. Я считаю, что институт страхования, а тем более финансовых обязательств и рисков, в России еще слишком молод и несовершенен, для того чтобы становится буфером ипотечного рынка.

Вероятнее всего, банки будут отказываться от ипотечных программ с низким первоначальным взносом, либо существенно повышать процентную ставку по ним, вводя так называемые заградительные тарифы.

Дилюс Шавалиев
руководитель Центра повышения финансовой грамотности населения «Знак»

 

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции