ПРЕЗИДЕНТ ТАТАРСТАНА РАССКАЗАЛ О СЕКРЕТНОМ РАЗГОВОРЕ С ПУТИНЫМ, ПЕРСПЕКТИВАХ РУСТАМА МИННИХАНОВА И "ЗАГОВОРЕ", В КОТОРОМ УЧАСТВОВАЛИ РАДИК И АЙРАТ ШАЙМИЕВЫ

Со вчерашнего дня вся элита Татарстана взбудоражена и ищет малейшую информацию, чтобы разобраться в причинах ухода в отставку Минтимера Шаймиева и перспективах республики.  Человек, который мог бы внести в это полную ясность, безусловно, сам нынешний президент РТ. Поэтому все с нетерпением ждали трактовки событий, прежде всего из его уст. Сегодня Шаймиев провел двухчасовую пресс-конференцию в казанском Кремле. Корреспондент "БИЗНЕС Online" принял участие в ней. 

"Я ЗНАЮ, ЧТО Я ЗАДЕРЖАЛСЯ У ВЛАСТИ"

В самом начале пресс-конференции Минтимер Шаймиев рассказал, что решил уйти уже давно – пять лет назад. 

- Это был лично для меня вопрос предрешенный. Для себя я решил дальше не работать еще в 2005 году. Таким вещам журналисты не всегда верят… Но я действительно тогда  ставил вопрос, чтобы меня не наделяли полномочиями. У меня было внутреннее  противоречие с точки зрения политических соображений и политических убеждений.

Как рассказал Шаймиев, тогда у него состоялся длительный разговор с Владимиром Путиным (он был тогда президентом России) на эту тему, в результате которого они пришли к решению о том, что глава Татарстана останется на своем посту. Как рассказал Шаймиев, Путин тогда сказал, что он может выйти после разговора и сообщить  журналистам о том, что остается по его просьбе. "Но в таких вопросах так не делается", - объяснил Шаймиев. И эту деталь своего разговора с Путиным раскрыл только сегодня.

По мнению президента, то, что он не намерен продолжать свою работу, "было читаемо": во-первых, он до сих пор не выступил с посланием Госсовету РТ, во-вторых, многое он сказал в своем декабрьском интервью агентству "Интерфакс". "Я там почти все сказал, - объяснил Шаймиев. – Власть это действительно прочный и порочный круг. Психологически из него людям вырваться сложно. Люди никак не могут вырваться – просто до конца работают и все. И обвинить их сложно, я вам скажу".

- Я знаю, что я задержался у власти. Но чувство свободы уже начинает вселяться в душу, - заметил Шаймиев. – Но чувство ответственности не знаю, когда уйдет. Сказать, что так просто от них освободиться… Не могу представить. Переживания и беспокойство, конечно, будут. Но с 25 марта я не президент.

Шаймиев прокомментировал высказывания о том, что московский Кремль намерен провести замену руководителей-"тяжеловесов". 

- Я могу сказать, что нет такой цели, чтобы ради омолаживания кадров освобождаться от тех глав, которые имеют возраст, - сказал он. – Кто-то из них сам не хочет дальше работать. А сказать, что есть такая целенаправленная политика – этого нет.

Шаймиев также прокомментировал инициативы по реформам системы власти в регионах, озвученные вчера на заседании Госсовета в Москве. Напомним, речь шла о возможном слиянии богатых и бедных регионов, и унификации названий должностей руководителей субъектов.  

- Одна журналистка меня спросила: как вы смотрите на то, если республик в России больше не будет? У меня было мало времени, поэтому я ответил коротко: "Татарстанцы с этим никогда не согласятся".

ГЛАВНОЕ – НЕ МЕШАТЬ

На пресс-конференции Шаймиев сделал ряд высказываний по поводу того, какой будет власть в РТ после 25 марта.

- Федеральный центр был удивлен, когда ознакомился со списком, сказали, какие прекрасные кадры у вас в Татарстане, Минтимер Шарипович, - рассказал Шаймиев. – Ряд губернаторов не очень срабатываются, когда рядом с ними появляются сильные кадры. Действительно, достойные кадры есть в республике, к счастью. Благодаря команде, которая обновляется, нам удается добиваться прогресса в республике. Все познается в сравнении, но это факт, который невозможно отрицать.

Шаймиев прокомментировал и кандидатуру премьер-министра Рустама Миниханова на пост президента РТ:

- Есть понимание, есть действие. А действовать он умеет. Знание экономики и финансов, контакты, формы работы, которые на сегодняшний день нашим премьером найдены, я вам скажу – это дорогого стоит. Чтобы в каких-то регионах премьер-министр мог открывать двери везде и всюду, чтобы его слушали и в конечном счете воспринимали… Я-то это знаю изнутри. В остальном… я сам всю жизнь говорю, что я не политик. Все придет, самое главное, чтобы было понимание…

Президент рассказал, что в свое время он принял решение о разграничении функций с премьером:

- Один момент я переломил в своей жизни, самого себя. Когда есть президент и премьер-министр – это самое сложное. Это как в советские времена: первый секретарь обкома и председатель Совмина. Я был тут и там… Когда появился активный премьер, который может взять на себя ответственность, у меня хватило понимания, чтобы ему не мешать. Потому что я через это сам проходил, когда мне хотелось работать, чтобы не мешали мне. И я тогда еще дал слово себе: если окажусь в другой роли – никогда мешать не буду.

ГОДЫ НЕ ИДУТ, А ЛЕТЯТ

Журналисты задали Шаймиеву вопрос относительно состояния его здоровья – имеют ли под собой основания слухи, что он покидает президентский пост в связи с проблемами со здоровьем?

"Я перед вам – жив-здоров,  чтобы потом никто не говорил, что его не было. Были попытки  сказать, что его вообще нет... Годы идут, а в моем возрасте они летят. Подойдете к моему возрасту – поймете. Этот фактор – он есть. 20 января 73 года исполнилось. Я благодарен Всевышнему, что он наделил здоровьем. Я должен сказать, что здоровье нужно, и когда ты работаешь, и когда не занимаешься активной деятельностью".

Шаймиев напомнил, что он работает руководителем с 25 лет (тогда это была одна из восьми татарстанских сельхозтехник), и, как он считает, выдерживать нагрузку ему помогала адаптация организма к условиям. "Всегда вопросы, запросы, скандалы. Жизнь вся такая. Но жаловаться грех на сегодня. Но со стороны вам виднее. Сама цифра даже…", – заметил он.   

СЕГОДНЯ СУПРУГА НЕ СПАЛА, СМОТРЕЛА ТЕЛЕВИЗОР, ПЛАКАЛА…

Минтимер Шаймиев не без юмора рассказал, как восприняла его решение семья – жена и сыновья:

- Рассказать вам или нет?.. В общем, я сплю хорошо. Проблем нет: лег, уснул, встал вовремя. Сегодня супруга говорит, что она не спала. Я спрашиваю: решила пойти на работу? Нет, говорит, я смотрела телевизор, плакала от того, что это, наконец-то случилось… Понять можно, когда человек тебя все время ждет. 

По словам президента, сыновья Радик и Айрат и в последние годы вместе убеждали его, что пора оставить пост. И о его решении они узнали раньше супруги. "Я их ставил в известность раньше. Это был заговор-не заговор, но были заодно".   

"МНЕ НЕ ХОЧЕТСЯ ЗАНИМАТЬ ДОЛЖНОСТЬ, ИХ МНОГО БЫЛО"

О том, чем заниматься, уйдя со своего поста, Шаймиев, по его собственным словам, думал еще пять лет назад. Он полностью исключает для себя возможность какой-либо работы в Москве, об этом он сказал и Медведеву, и Путину. "Я с ходу снял этот вопрос, в любой, даже самой привлекательной форме", - объяснил президент.

На самом деле он хотел бы заняться возрождением и развитием музеев-заповедников в Булгаре и Свияжске. Шаймиева очень беспокоит их состояние: "Средств не хватает, чтобы остановить разрушение". Он довольно долго говорил о значимости этих памятников, о том, что у них есть очень большой потенциал с точки зрения туризма. Он считает, что федеральный центр могли бы на условиях паритетного финансирования с Татарстаном поработать над развитием Булгара и Свияжска.

Шаймиев рассказал, что вчера вечером уже обсуждал этот вопрос с главой минфина РФ Алексеем Кудриным (хотя руководитель аппарата президента РТ Юрий Камалтынов предлагал ему в это время провести пресс-конференцию в аэропорту).

"Сумма его смущает, но понимание и поддержка есть", - рассказал Шаймиев.

"Мне не хочется занимать какую-то должность, их много было", - сказал президент.

Ринат Билалов,
фото Михаила Козловского