Парадокс. Забавный эксперимент "Ф." привел к поразительному результату: инвестиционный портфель, собранный цирковой обезьянкой, за год подорожал намного сильнее, чем паи большинства именитых фондов.
Год назад "Ф." поручил "сотруднице" государственного учреждения культуры "Театр “Уголок дедушки Дурова”" – обезьянке Лукерии – составить собственный инвестиционный портфель. В присутствии "тиражной" комиссии из девяти представителей финансового сектора и дрессировщицы Светланы Максимовой Лукерия, руководствуясь неизвестными нам соображениями, один за другим выхватила восемь из 30 кубиков с надписями, обозначающими котирующиеся на биржах акции. Между ними и был распределен виртуальный 1 млн рублей. Предполагалось, что обезьянка потратила на каждый из восьми пакетов акций одинаковую сумму, заключив сделки по ценам закрытия торгов на ММВБ 17 декабря. Поскольку "покупки" совершались в соответствии с величиной реальных лотов на бирже, не получилось распределить всю сумму с аптекарской точностью. Образовался символический денежный остаток в 710 рублей.
В течение года "Ф." исправно следил, как менялась стоимость виртуального портфеля инвестора-обезьянки. И не переставал удивляться результатам: как на месячном, так и на полугодовом интервале они зачастую оказывались выше, чем у многих паевых фондов с громкими именами. При этом нередко инвестиции Лукерии прирастали быстрее, чем индексы РТС и ММВБ. "Ничего, это случайности. Настоящие выводы можно будет делать только на длинной дистанции", – успокаивали мы себя примерно так же, как управляющие подчас успокаивают клиентов, недовольных их работой. Наконец настало время подвести годовые итоги – более показательные, чем все промежуточные.
Ошибка природы. Год назад, рассказывая в журнале об этой затее, мы советовали скептикам не спешить с выводами. Действительно, с одной стороны "неразумному" животному предстояло "состязаться" в борьбе за доходность с целой армией образованных и опытных финансистов, у которых к тому же была огромная фора в виде возможности постоянно менять структуру своих портфелей, отыгрывая самые лакомые инвестиционные идеи. Но с другой стороны, когда подобный эксперимент проводили в Америке, "коллега" Лукерии взяла и... обошла более 70% профессионалов.
Итак, тишина в зале. Чтобы успеть в этот номер, нам пришлось чуть сдвинуть годовой диапазон: подсчеты проведены за период с 15 декабря 2008 года по 15 декабря 2009-го. За это время индекс ММВБ вырос на 107%, индекс РТС – на 103%. Средняя доходность всех 372 существующих больше года ПИФов, информация о которых содержится в базе Национальной лиги управляющих, не дотянула до 100%. Если отбросить заведомо менее прибыльные фонды облигаций и денежного рынка, то средний прирост пая по оставшимся ПИФам составил 109%. А наша обезьянка заработала – держитесь за стулья – 194%.
Лукерию смогли обойти только 18 из 312 ПИФов акций, смешанных инвестиций и фондов фондов. Портфель цирковой обезьяны за год показал более высокую доходность, чем инвестиции 94% российских коллективных управляющих.
Обезьянам везет. Конечно, к результатам необычного эксперимента можно относиться с юмором. Возможно, если бы между собой состязались 312 обезьянок, то их показатели разошлись бы еще сильнее, чем доходности многих ПИФов. Очевидно, что Лукерии сказочно повезло с "префами" Сбербанка, которые одни в ее портфеле продемонстрировали экстраординарный прирост, а остальные компоненты подорожали в целом "в пределах разумного" на бурно растущем рынке. Не исключено, что на более протяженном интервале успех Лукерии несколько померкнет. Мы это, кстати, проверим.
(Финанс., 23.12.2009)
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.