В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРИНЯТИЯ ПОПРАВОК В ЗАКОН "О РЕКЛАМЕ" КРУПНЕЙШИЙ МЕДИАСЕЛЛЕР ПОТЕРЯЕТ ПОЛОВИНУ СВОЕГО БИЗНЕСА

Депутаты российской Думы приняли в пятницу – сразу в трех чтениях – поправки в федеральный закон "О рекламе". Эксперты не сомневаются в том, что изменения направлены против группы "Видео интернешнл", крупнейшего в России продавца телерекламы. В итоге в этот же день, 18 декабря, акции холдинга "СТС Медиа", который обслуживает "Видео интернешнл", подешевели на 16%.

ПОТЕРЯЕТ ПОЛОВИНУ БИЗНЕСА

Четверть часа понадобилось депутатам Государственной Думы России, чтобы лишить с 2011 года "Видео интернешнл" статуса самого крупного в стране продавца телерекламы. За поправки в закон "О рекламе", что бывает весьма редко, парламентарии проголосовали сразу в трех чтениях, и они прошли подавляющим большинством голосов (340). Что интересно, и сам законопроект был внесен в нижнюю палату российского парламента лишь 11 декабря. Такие рекордные сроки его рассмотрения и приятия эксперты склонны объяснять тем, что инициатива исходила из московского Кремля.

Можно предположить, что так же стремительно новый закон "О внесении изменений в статьи 14, 33, 36 ФЗ "О рекламе" рассмотрит Совет Федерации и подпишет президент. В этом случае телеканалы, которые ведут эфирное вещание не менее чем в пяти регионах России, уже не смогут заключать договоры на продажи рекламы с той компанией, чья доля в сфере распространения телерекламы превышает 35% от всех поступивших на ТВ бюджетов за последние два года. Каналы с государственным участием (это "Первый", "Россия", "Спорт", "ТВ Центр", "Звезда") смогут выбирать продавца рекламы лишь только по результатам торгов. После вступления закона в силу прежние контракты с продавцами будет действовать один год. После этого, с 2011 года, "Видео интернешнл" потеряет почти половину бизнеса.

Депутаты, голосовавшие за новый закон (который предложен единороссами Ириной Яровой и Сергеем Неверовым), полагают, что он позволит избежать монополизации цен на телерекламу, повысит ее доступность для заказчиков. С другой стороны, руководитель направления рекламы и медиапланирования Heineken Василий Туровец, слова которого приводит Slon.ru, считает, что "Государство не должно регулировать рынок и указывать коммерческим каналам, с кем они могут заключать договоры, а с кем нет, – иначе это уже не рыночная ситуация. Удобно ли будет работать по новой схеме или нет, покажет время, но при монополии или олигополии было понятно, чего ждать от рынка, а теперь сложно будет спрогнозировать"…

ВОЗМОЖЕН ДЕМПИНГ

СМИ много писали о войне между медиахолдингом "Газпром-медиа" и крупнейшим продавцом телерекламы "Видео интернешнл". Дело дошло до того, что "Газпром-медиа" подал жалобу в Федеральную антимонопольную службу, обвинив рекламщиков в согласованных с телеканалами действиях по ценовой политике и ограничении конкуренции. Обратиться в ФАС, как считают эксперты, "Газпром-медиа" заставила потеря контракта с НМГ – телеканалами "Национальной медиа группы" (НМГ; РЕН ТВ и "Петербург - Пятый канал"). Возможно, поспешное приятие нового закона стало следствием активных закулисных действий медиахолдинга.

Однако принятые Думой изменения вводятся на рынке, который отнюдь не демонстрирует признаков роста. Газета "Коммерсантъ", например, пишет о том, что Ассоциация коммуникационных агентств России оценила падение затрат на телерекламу по итогам января – сентября в 21%, до 73,5-74,5 млрд. рублей. И в 2010 году расходы на телерекламу вряд ли вырастут. В этой ситуации есть риск, что кто-то из новичков на рынке телерекламы устроит демпинг. Газета ссылается на пример Украины: в нынешнем году украинский сейлз-хаус "Интерреклама" предложил рекламодателям 30-процентную скидку, если они весь бюджет принесут на обслуживаемые им каналы. В ответ служба продаж канала 1+1 заявила о еще большем дисконте на четверть своего рекламного объема.

КОМАНДА СВЕРХУ НЕ ПОСТУПАЛА

Газета Slon.ru взяла блиц-интервью по поводу нового закона у его автора, члена фракции "Единая Россия" Сергея Неверова.

- Ваш законопроект грянул именно сейчас и для всех очень неожиданно….

– А что здесь неожиданного?

– Вас что-то подтолкнуло к таким действиям – обращение "Газпром-Медиа" в ФАС, например?

– Нет, конечно, кто нас может подтолкнуть – депутатов? Это инициатива депутатов.

– Чем объясняется то, что закон был принят сразу в трех чтениях?

– Ну, если вы знаете, там есть переходная норма – в течение одного года (будут действовать уже заключенные договора), поэтому, если его принимать где-то в середине года, тогда (непонятно), как определять, как перезаключать договора и прочие вещи. Поэтому этот переход должен произойти в 2010 году, (а для этого закон должен быть принят до Нового года)…

– А команда сверху разработать подобный законопроект не поступала?

– От кого?

– От президента или, может, еще от кого-то.

– Никаких команд ни от кого не поступало…

– Вас не смущает, что весь рынок – телеканалы, рекламодатели – высказывались против ваших поправок?

–…Ничего не смущает!

– То есть ваша позиция – это демонополизация рынка вне зависимости от того, что рынок это не устраивает.

– Наша позиция – это все должны быть в равных условиях. Монополиям нет места.

- У нас только три игрока на рынке, которые продают телевизионную рекламу...

- Значит, их будет больше…

По материалам федеральных СМИ

Справка

"Видео интернешнл" – крупнейший в России продавец телерекламы. Группа обслуживает 11 федеральных каналов: входящие в ВГТРК "Россию" и "Спорт", "Первый", СТС, ТВ-3, MTV, 2х2, "Муз-ТВ", 7ТВ, "Домашний" и ДТВ. В октябре был заключен пятилетний договор на продажу рекламы с 2010 года в эфире РЕН ТВ и "Петербург—Пятый канал".

По итогам 2008 года группа "Видео интернешнл" контролировала более 60% всех продаж телерекламы в стране, альянс "Газпром-медиа" и "Алькасара" – около 31%. В 2009 году кризисное падение доходов на обслуживаемых "Видео интернешнл" каналах было меньшим, чем у каналов альянса. По данным TNS, доля аудитории каналов, обслуживаемых "Видео интернешнл" в 2009 году, составляет около 53%.