- И туристы этим пользуются?

- Конечно! Очень многие ждут именно "последнего звонка. Но это право туристов. И тут есть определенный риск. Если турист ждал еще большего демпинга, еще большей скидки, то может оказаться, что – поздно: рейс продан, мест нет, и отель продан. И отдохнуть в те даты, которые планировались, уже не получится. Тут идет игра с обеих сторон, обоюдоострая… Но это, в основном, на таких направлениях, как Турция и Египет. А вот на европейских направлениях и в Эмиратах такой игры нет. В Европе цены фиксированные – по контрактам, на год вперед, и каких-то скачков цен не бывает.

- Какие направления в кризис потеряли туристов?

- Эмираты – Дубаи, Шаржа, побережье, они в определенной степени потеряли клиентов из России. В первую очередь, потому что в последние годы там было необоснованное, по крайней мере, на наш взгляд, повышение цен на отели, на услуги. И на сегодняшний день цены на спектр тех услуг, которые турист хотел бы получить в Эмиратах, слишком высоки. То же самое можно получить в других странах куда дешевле. И в условиях кризиса, когда пришлось экономить, туристы выбирали другие страны.

"ГУЛЯТЬ, ТАК ГУЛЯТЬ"

- Как обстоят дела с новогодними турами?

- Новогодние туры из Казани практически все проданы. Их объем за последние десять–пятнадцать лет практически не менялся. Обычно в Новый год вылетают два–три самолета в Эмираты, два–три в Египет… Этот общий объем предлагаемых поездок, в принципе, очень мал для того, чтобы не быть проданным. Всегда найдется несколько сотен людей на всю республику, которые раскупят этот набор предложений. Даже в 98-м, когда кризис был куда страшнее, новогодние программы практически заполнялись. Потому что это праздник, в который люди себе могут позволить не слишком экономить. Единственно, турфирмы планировали, конечно, более широкую программу предложений. Планировались вылеты в Таиланд, в Прагу. А стандартные программы, они такие же, как обычно, и в принципе там продажи все прошли.

- Чем наши туристы отличаются от западных? Нынешним летом прошел опрос туристов, и более трети из тысячи британцев, которые отдыхали на Кипре, в Испании, Франции, Мальте, Италии, Турции, Греции и Португалии, признали российских соседей по отдыху неприятными…

- Я не согласен с такой категоричной оценкой наших туристов. Только в Турцию за лето вылетает три–четыре миллиона россиян, из Казани где-то 30 - 40 тысяч. И если какому-то британцу кто-то из них наступил на пляже на ногу, то он заявляет, что наши туристы плохие… Это слишком субъективно. И британцы могут наступить на ногу, просто наши обычно не жалуются, а выясняют отношения на месте. В общем, британцы тоже бывают разные, и не только они. Итальянцы, например, – шумнее отдыхающих на пляже не найдешь. Могу сослаться на мнение наших партнеров, принимающих фирм, хотельеров, они говорят, что россияне более щедрые. Просто они, раз уж приехали отдыхать…

- "Гулять, так гулять"!

- Да, раз уж ты отдыхаешь, то отдыхай качественно, на все возможные ресурсы. Это, в общем-то, правильно. Потому что заплатить за поездку 800 – 1000 долларов, а потом экономить три–четыре доллара на лимонаде или бокале пива, 15 – 20 долларов на экскурсии… Отдых – это ведь комплексное понятие, это не только море и достопримечательности, но и кулинария, гастрономия, развлекательная программа.

КЛОНДАЙК ПОКА НЕ ОТКРЫТ

- Достаточно ли интенсивно, по вашему мнению, в Татарстане и России развивается внутренний туризм?

- Это больной вопрос. Здесь, как в любом деле, все зависит от количества приложенных усилий. Объективно нет никаких сомнений, что Казань, в целом наша республика, а также все Среднее Поволжье – это туристически очень интересные, богатые объекты показа, как это модно говорить в туризме. Навскидку: Казанский кремль, Свияжский монастырь, Раифский монастырь, Булгарский заповедник, Елабуга…

Но здесь очень важную роль играют несколько моментов. Первый – это, как мы говорим, себестоимость туродня. То есть за какую стоимость мы можем предоставить спектр нужных туристических услуг нашим гостям из других городов и других стран. По всем экономрасчетам, экономвариантам, стоимость этого туродня выходит порядка 3000 рублей и выше. Это отель три звезды плюс питание, плюс транспорт и экскурсии. И, соответственно, около 4500–5000 рублей, то есть 150–170 долларов на человека в день, если четыре звезды.

- За границей дешевле.

- О чем и речь! Если сравнить наши цены, в которых не заложено никаких особых процентов туристических фирм, а только отели, питание, объекты показа, транспорт, то наши цены, конечно, неконкурентоспособны ценам, предлагаемым в Европе, в таких городах, как Будапешт, Прага, Мюнхен… Там за ту же стоимость можно предложить куда более высокий уровень сервиса и заполнения программ. Причем в городах, которые более раскручены в туристическом плане.

И второе, что очень мешает въездному туризму в Казани, – это то, что Казань долгое время была закрытым городом и, естественно, не рекламировалась в туристических брэндах, маршрутах. Только в последние 15–20 лет стал доступным въезд сюда в массовом порядке. Но 20 лет – довольно-таки короткий период, чтобы раскрутить город как туристический центр. Сегодня многие, даже бывалые туристы в Европе, просто не знают, что это за город. Я уж не говорю о туристах Америки, Латинской Америки, Азии. Конечно, очень хорошо, что сейчас делаются громадные усилия с организацией событийных мероприятий – празднование тысячелетия, проведение Универсиады…

- Выигрыш "Рубина" у "Барселоны"…

- Все это дает возможность потенциальным туристам из других стран узнать о Казани. И эта цепная реакция, как говорим мы, физики, она должна пойти. Но это экстенсивный путь, путь выжидания.

Есть еще интенсивный путь – это участие в самых больших международных туристических выставках, поездки в Берлин, Лондон, Дубай… Но пока там туризм именно нашего региона практически никак не представлен. Речь идет не о стенде, где разложен печатный материал, а об активной работе с фирмами, которые отправляют туристов из других стран за рубеж. Таких фирм, правда, за границей не так много, как в Казани. Если у нас в городе их под пятьсот, то, скажем, на всю Англию крупнейших операторов всего три–четыре. Но они отправляют туристов сотнями тысяч, миллионами по всему миру. А Казань в их каталогах отсутствует. Может быть, потому, что представители этих фирм сами не были в Казани ни разу и не видели того, что мы можем предложить. Нужно работать с этими фирмами. Повод познакомиться с ними – выставки. А конкретная работа – переговоры с представителями, с менеджерами, инфотуры в Казань, то есть организация ознакомительных туров в наш город для специалистов этих фирм. И конечно, гостей нужно принимать бесплатно, показать им максимум, что можно. Может быть, у них появится интерес, и они рискнут включить в свои программы Казань, как один из объектов посещения в России.

- А кто должен организовывать такие инфотуры?

- Это вопрос интересный… Кому нужно, тот и должен организовать. Если это нужно турфирмам, значит, турфирмы должны принимать за свой счет. Если у нас нет турфирм, которые способны хотя бы даже гостей принять, то как же они могут рискнуть принять сотни или даже тысячи иностранных туристов? Это тоже риск, и не меньший, чем отправлять наших за границу. Даже больший, потому что могут быть рекламации на прием в Казани, – причем, эти рекламации пойдут уже через международный арбитраж. Прием иностранцев требует очень большой подготовительной работы. Если нашим операторам по приему в Казани это было бы очень нужно, они, может быть, и стали бы искать контактов с серьезными фирмами европейского уровня, мирового уровня. Но, думаю, мои коллеги осознают, что мы реально еще не готовы к приему больших потоков туристов – уже на профессиональном операторском уровне. Однако продвигаться в этом направлении надо. Потому что это Клондайк, по большому счету. Если сейчас турбизнес в том режиме, в котором он в Казани работает, это не то, что не прибыльно – хорошо, если это рентабельно, если какая-то зарплата зарабатывается. А чтобы это было более-менее прибыльно и действительно приносило доход в целом нашей республиканской экономике, – конечно, для этого объем работы должен быть очень большой. Но и власти республики должны быть в этом заинтересованы.

- А они заинтересованы?

- Министерство туризма РТ проводит определенные мероприятия в этом плане. Например, в феврале, может быть, будет поездка в Стамбул на международную туристическую выставку. В последние годы это министерство и туристические казанские фирмы довольно активно участвуют в международных выставках в Москве. Но, как я говорил, выставка – это одно, нужны не просто буклеты к ней, надо работать с турфирмами, которые могут включить в программу продаж наш город – и эта программа продаж через тысячи агентств уже будет предлагаться в плановом порядке туристам, количество доступа к которым будет измеряться сотнями тысяч. И из них несколько сот людей могут поехать. Такая программа может быть объединена, например, с посещением Москвы, Петербурга… Почему бы не назвать эту программу "Золотой треугольник" и создать соответствующий новый туристический брэнд?..

ТАК НАЗЫВАЕМЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ ПО ТУРИЗМУ

- Как обстоят дела на туристическом рынке с кадрами?

- С кадрами сложно. Очень много учебных заведений, которые сегодня выпускают так называемых специалистов по туризму. Но непонятно, что они в туризме могут делать? Потому что понятие "туризм" – это такой огромный спектр. Это событийный, исторический, спортивный, лечебный, деловые поездки, конференции, гостиничные услуги… Поэтому реальными туристическими продажами может заниматься человек, который учился этому в реальной среде, там, где формируется турпродукт, где бывают туристы. Ну а откуда в вузе, в учебной аудитории вы найдете туриста? Например, из Занзибара или Австралии, хотя бы из ближайших стран Европы…

И еще одно – сегодня в туризме используются самые современные технологии, методы доведения информации до клиентов, очень широкий их спектр. Например, сайт. Но сейчас сайт уже должен быть не только информационным, а работающим. Он должен предоставлять туристам оперативную информацию, должен быть двухсторонним, чтобы турист мог через сайт выходить на менеджеров в режиме online. Но это требует больших вложений. Разработка такого сайта на уровне двухстороннего общения с клиентами, а еще лучше – двухстороннего бронирования и продажи путевок, стоит много десятков тысяч долларов. Но к этому надо идти. Вот только когда это окупится? Через два года, через пять лет? Пока что большинство туристов хотят с менеджерами общаться вживую.

- Привычнее…

- Привычнее, надежнее. И только где-то, в лучшем случае, процентов пять–шесть клиентов готовы не просто посмотреть сайт, а работать в режиме сайта. Смотреть могут, в принципе, почти все, у кого есть компьютер. Но вот работать в режиме сайта, и в плане денежных операций тоже, – пока это удел нескольких процентов населения. А в турфирме, естественно, должны быть те, кто тоже умеет работать в режиме сайта.

- И где вы таких находите? Сами учите?

- У нас работают, в основном, люди с высшим образованием, которые закончили либо математический факультет, либо факультет кибернетики, либо факультет иностранных языков… Технари и филологи, симбиоз. Почему? Потому что филологи – это языки, это умение общаться с клиентами, и нашими и не только с нашими, а еще и с нашими иностранными партнерами. Технари – потому что у них навыки работы с компьютером, они умеют не просто открыть – закрыть сайт, а выполняют более сложные операции, уже как пользователи систем бронирования.

Так что кадры – вопрос сложный, их отбирает сама жизнь, сама практика работы. Большинство у нас работают уже 15 лет, 10 лет. Самые молодые – четыре года, пять лет. Были и те, кто не удерживался, год – два года, и все…

МЫ РЕШИЛИ В ЭТУ ИГРУ БОЛЬШЕ НЕ ИГРАТЬ

- Камиль Джавадович, вы кандидат физико-математических наук, доцент такого известного вуза, как КГТУ имени Туполева…

- Я говорю всегда: КАИ, так и не привык к КГТУ…

- …и вот уже – сколько лет? почти двадцать? – занимаетесь туристическим бизнесом, создали свою фирму. Как это получилось?

- Во многом случайно. Наша семья построила себе квартиру на кварталах, в молодежном жилом комплексе, МЖК. Знаете, что такое МЖК? Это особый мир, где жили весело, бурно, ходили в турпоходы, купались в проруби…

- Вы тоже купались?

- Нет, я бегал на лыжах и играл на виолончели. А еще мы много путешествовали. Населении требовало: а давайте-ка поедем по Волге на теплоходе, а давайте свозим детей в Питер… А кто организует, кто повезет? Вот нам, как общественникам, и поручали. Поэтому и была организованна хозрасчетная – тогда еще хозрасчетная – турфирма. И только потом, года через два–три, она стала работать на коммерческой основе. Тем более что нас активнейшим образом поддерживала администрация Новосавиновского района. Район на предприятия бедный, а мы исправно налоги платили…

- Сколько человек начинали вашу фирму и сколько работают сегодня?

- Сегодня в "Салавате" работают 21 человек, а начинали четверо: доцент КАИ, это я, инженер-экономист, учительница и экскурсовод. Директором первый год была кандидат экономических наук, которая по совместительству танцевала восточные танцы в ресторане "Восток". Хорошо танцевала! Это было в 1990 году…

- И как же вам удалось успешно конкурировать с другими турфирмами?

- А других практически не было, тогда все советские зачахли на корню. Не стало монстров нашего туризма, которые оперировали в республике и в Казани. Собственно, поэтому и пришлось создавать свою фирму. Имейте в виду, тогда, в начале 90-х, такого понятия, как "коммерческий международный туризм" в помине не было. Но поскольку границы уже открывались, то происходил обмен большими туристическими делегациями. Скажем, венгры, турки приезжали к нам, мы ездили в Венгрию и Турцию. Как представитель научно-технической молодежи, я в 1989 году попал в состав делегации Торгово-промышленной палаты СССР и участвовал во встречах с турецкой Торговой палатой в Стамбуле. Это все было серьезно, на уровне правительства, и нас попросили написать свои предложения. А какие предложения от Татарстана к Турции? Мы подумали и написали: первое – организация прямых авиарейсов. Тогда это было довольно-таки фантастическое предложение: организовать прямой рейс из Казани в Стамбул! Еще мы предложили развивать судоходство между Казанью и Стамбулом, туризм, культурный обмен, совместное строительство – мы уже тогда знали, что турки хорошие строители. Все эти пять наших программных пунктов есть в трудах совместных заседаний Торгово-промышленных палат СССР и Турции. Поскольку мы предложили – естественно, мы и начали делать. В частности, развивать прямые авиаперевозки и туризм. Это была еще одна причина открыть свою фирму.