В СТОЛИЦЕ РТ ПРОИСХОДИЛ КЛЮЧЕВОЙ МОМЕНТ МОШЕННИЧЕСКОГО "ДЕЛА HERMITAGE" . ОНО ПОЛУЧИЛО ШИРОКУЮ ОГЛАСКУ В СВЯЗИ С НЕДАВНЕЙ СМЕРТЬЮ В БУТЫРКЕ ЮРИСТА СЕРГЕЯ МАГНИТСКОГО.

Вчера в Арбитражном суде Республики Татарстан было признано недействительным соглашение между кипрскими компаниями "Глендора Холдингс Лимитед" и "Коне Холдингс Лимитед" с одной стороны и казанским ООО "Плутон" с другой. Как стало известно «БИЗНЕС Online», за экзотическими названиями скрываются фигуранты так называемого "дела Hermitage". Ключевой его момент - хищение 5,4 млрд. рублей, которое было произведено через три "дочки" одного из крупнейших мировых инвестфондов Hermitage Capital - ООО "Махаон", ООО "Парфенион" и ООО "Риленд". Именно соглашение между киприотами и Плутоном стало спусковым механизмом в этой масштабной афере.

АФЕРА ВЕКА РОДИЛАСЬ В КАЗАНИ

В конце 2007 году в результате сложной цепочки махинаций неустановленные лица, взяв под контроль три предприятия инвестфонда Hermitage Capital (кстати, являлся инвестконсультантом международного банка HSBC - Гонконгско-Шанхайской банковской корпорации), сумели обманным путем осуществить возврат из бюджета налога на прибыль в размере 5,4 млрд. рублей. Глава фонда Билл Браудер заявил, что выявил другие факты хищений по той же схеме, что и через фирмы Hermitage, и послал письмо в Счетную палату РФ. Между тем МВД ранее завело на Браудера уголовное дело по обвинению в уклонении от уплаты налогов. Противостояние продолжается и сейчас. Один из самых громких его эпизодов – недавняя смерть в Бутырской тюрьме юриста Hermitage Сергея Магнитского. 

Вчера в татарстанском арбитраже было рассмотрено и вынесено решение о признании недействительным соглашения, которое стало одним из ключевых моментов для реализации механизма гигантской аферы.

В соглашении сказано, что 19 декабря 2006 года казанская компания ООО "Плутон" в обмен на права требования к Glendora Holdings и Kone Holdings (эти кипрские оффшоры представляют интересы Hermitage Capital) по семилетнему векселю "ВЦ "Энергогаз" на сумму 1 млн. рублей становится 100% хозяйкой трех инвесткомпаний Hermitage Capital – ООО "Махаон", ООО "Парфенион" и ООО "Риленд".

Этот вексель и условия его погашения заслуживают особого внимания. Как заявил вчера на суде представитель Glendora Holdings и Kone Holdings, данный вексель является фиктивным.

А решение о том, что Плутон должен получить в счет векселя Энергогаза три дочки Hermitage - Рилэнд, Махаон и Парфенион, принимал в Казани некий Третейский суд, который в действительности не существовал.

ЕСТЬ ЛИ ЖИЗНЬ НА ПЛУТОНЕ?

О Плутоне и таинственном Третейском суде стоит рассказать отдельно.

Согласно данным СПАРК, ООО "Плутон" с уставным капиталом в $400 зарегистрировано в Казани 13 мая 2005 по ул. Дементьева, 22. Официально компания занимается разработкой программного обеспечения и консультированием в этой области. Руководитель ООО "Плутон" Виктор Маркелов в мае этого года был осужден Тверским судом Москвы за мошенничество в особо крупном размере на 5 лет колонии общего режима. Причем осужден Маркелов был в рамках дела Hermitage. По данным пресс-службы Hermitage Capital, уроженец Киргизии, прописанный в Саратовской области, Маркелов и ранее имел проблемы с законом. В 2002 году он был осужден по статье "причинение смерти по неосторожности" на 2 года и 6 месяцев. Известно, что в период до назначения директором Плутона он был рабочим на лесопилке… 

Не менее загадочный персонаж из Казани - Третейский суд при ООО "Детокс". Как выяснилось на процессах, так никогда и не функционировавший. По словам представителей Hermitage, за год судебных процессов в Казани им так и не удалось найти этот судебный орган и обнаружить его судей. "На месте его регистрации находится пустырь, а владелец здания, где суд якобы заседал (в судебном определении назван адрес - ул. Журналистов, д. 2а – прим. ред.) нам дал письменное разъяснение, что такого здесь никогда не было", - рассказали они. Также стало известно, что это учреждение не зарегистрировано при Арбитражном суде РТ, хотя именно он выдал исполнительный лист на решение этого Третейского суда, с помощью которого Плутон установил контроль над дочками Hermitage.

СХЕМУ РАСКРЫЛ МАГНИТСКИЙ

Несмотря на то, что ведущие российские юристы считают, что подобные приемы с Третейскими судами – это мошеннические методы конца 90-х годов, тем не менее, они оказались как нельзя эффективны с иностранным инвестфондом. Как стало известно «БИЗНЕС Online», всю описанную схему, которая подробно была также освещена в федеральных СМИ, раскрыл юрист Hermitage Capital Сергей Магнитский. Именно тот Магнитский, который недавно скончался в Бутырской тюрьме из-за неоказания медицинской помощи. Магнитский в Казань по данному делу никогда не приезжал, но имя его было упомянуто на процессе как один из печальных фактов в этой темной истории.

Информация о казанском эпизоде этого грандиозного скандала, который идет вокруг Hermitage Capital, крайне дозирована. Насколько случайно компании "Плутон" и "Детокс" зарегистрированы в Казани? Замешаны ли в этих коммерческих комбинациях бизнесмены из Татарстана? Пока ответов на эти вопросы нет. Тем не менее мы попытаемся и дальше вникнуть в эту историю. «БИЗНЕС Online» будет держать своих читателей в курсе происходящего.

Арслан Минвалеев

HSBC - Гонконгско-Шанхайской банковской корпорации (именно так расшифровывается HSBC) - самый большой банк в мире, самая крупная в мире компания и самый дорогостоящий брэнд на финансовом рынке! 10 тыс. офисов в 86 странах мира, 210 тыс. акционеров, 330 тыс. сотрудников, 128 млн. клиентов.

Штаб-квартира — в Лондоне (до 1991 года — в Гонконге). Общая численность персонала — 330 тыс. человек. Главные владельцы – семья Ротшильдов.

На 30 июня 2008 года активы группы составляли 2,35 триллиона долларов активов, капитал — $134 млрд., чистая прибыль за 1 полугодие 2008 года — $8,3 млрд.

Hermitage Capital Management
Управляющая компания.
Активы инвестирующего в Россию фонда – $3 млрд. (по состоянию на май 2006 года, более свежие данные не раскрываются). 
Среднегодовая доходность – 34,5% за 11 лет. 
Основной владелец – Билл Браудер, заработавший на российских акциях, по оценке журнала Institutional Investor, $130 млн.