ГЕНДИРЕКТОР КАМАЗА ПОДЕЛИЛСЯ ПЛАНАМИ НА 2010 ГОД. АВТОГИГАНТ ЖДУТ НЕПРОСТЫЕ ВРЕМЕНА

Основной причиной того, что КАМАЗу удалось устоять в кризис, оказалась помощь в виде госзаказа, признал вчера в своем выступлении перед профсоюзами компании ее гендиректор Сергей Когогин. Из 60 млрд. рублей, которые КАМАЗ планирует заработать к концу года, 22 млрд. поступили за счет именно этого источника. В будущем году компания имеет шанс выжить также только в том случае, если ей продолжат заказывать автомобили военные, МЧС и другие госструктуры. Когогин настроил свой коллектив на то, что в следующем году легко не будет…

"ЗАРПЛАТЫ ХВАТАЕТ ТОЛЬКО НА ПИТАНИЕ"

В Челнах вчера  в культурно-деловом комплексе "КАМАЗ" прошла XII отчетно-выборная конференция профсоюзной организации работников КАМАЗа. С отчетом о работе за последние пять лет выступил председатель профкома челнинского автогиганта Гумер Нуретдинов. Статистических данных за 2009 год он практически не приводил, оперируя в основном докризисными показателями, отметив лишь, что "в последнее время резко увеличилось число обращений в связи с ухудшением материального положения работников КАМАЗа из-за кризиса".

Выступившая следом председатель профкома ООО "Электротранспорт" Светлана Степанюк сказала: "Зарплата стала такая, что ее хватает только на питание". Собственно на этом все сколь-либо острые высказывания профсоюзных деятелей закончились. Председатель федерации профсоюзов РТ Татьяна Водопьянова подытожила все обсуждение фразой о том, что "кризис экономический не перерос в кризис социальный".

На этом фоне гораздо больший интерес вызвало выступление генерального директора ОАО "КАМАЗ" Сергея Когогина не только о сегодняшнем положении челнинского автогиганта, но и о том, как камазовцы будут жить в 2010 году. Представляем вниманию читателей «БИЗНЕС Online» самые интересные цитаты из его выступления.

О ВИЗИТЕ ПУТИНА И ЛОББИЗМЕ

– Трудный, очень трудный год, и кроме благодарностей коллективу мне сказать нечего. Если бы в декабре 2008 года к нам не приехал премьер-министр РФ Владимир Путин, то мы бы не выжили. Падение рынка составило 75-80 процентов. Если по большому счету брать, то к концу года, наверное, из 60 миллиардов рублей, заработанных нами в целом в компании, 22 миллиарда мы получим за счет продажи наших автомобилей по госзакупкам.

По всем программам мы находим взаимопонимание с властью – то, что мы просили, было услышано. На следующий год уровень господдержки должен остаться приблизительно таким же, как и в 2009 году. Собственно говоря, мы вчера об этом говорили с председателем правительства России, и он снова это подтвердил. Сколько мы сумеем с этого большого пирога забрать, зависит во многом от нашей изворотливости, от того, как поработают наши продавцы, как я этим вопросом позанимаюсь.

Я могу вам сказать, что весь этот год у меня был связан только с этой работой, я отодвинулся от внутренних задач компании. Я благодарен своим коллегам – директорам всех заводов, – что они позволили мне это сделать, не отвлекали по мелочам. Основная задача была вырвать у всех все, что только было возможно, одними из первых. У нас это получилось. Как только появлялись первые деньги в какой-то государственной закупочной компании, мы умудрялись тут же забрать весь аванс.

Например, мы благодарны министерству обороны, которое еще в феврале 2009 года перечислило нам 80 процентов стоимости контракта в виде аванса. За каждый рубль, взятый в банке, надо отдавать 15-18 процентов, а этот ресурс нам минобороны оплатило заранее. Таких операций за год было сделано очень много. Все старались, все работали, ни к кому никаких претензий нет.

Сейчас, в течение декабря нужно провести переговоры и заключить контракты с нашими военными на 2010 год, для того, чтобы в "мертвый сезон" – в январе-феврале – мы могли прожить за счет заказов госструктур. Остальные заказы, думаю, наши продавцы смогут набрать на свободном рынке.

О ТОМ, ЧЕГО ЖДАТЬ В 2010 ГОДУ

–  2010 год будет непростым. Общая стратегия поведения нам понятна. На следующий год, думаю, что 8-10 процентов роста мы сможем обеспечить. Это то, что мы берем себе гарантированно. Если чудо свершится и станет на рынке чуть полегче, – а нам с вами не привыкать напрягаться, мы умеем это делать, – думаю, что сможем и на 15-20 процентов поднять уровень производства тем коллективом, который сегодня имеем.

О ГЛАВНЫХ ЗАДАЧАХ

– Самое главное сегодня – надо быть гибкими и быстрыми в принятии решений, чтобы удовлетворить наших капризных клиентов, которые теперь не стоят в очереди за нашими автомобилями, как это было пару лет назад. Вот мы их и уговариваем, привозим сюда целые делегации, наши конструктора и технологи очень подробно рассказывают им о нашем автомобиле, о нашей компании. Сдуваем пылинки, кормим хорошим ужином, дружим – одним словом, это стало нашей обычной работой. К счастью, мы умеем это делать.

Еще одна большая задача – не остановиться в развитии компании, но, уже не располагая теми средствами, что у нас были в предыдущие сытные благодатные годы. Задачу нужно решать средствами, которых стало в 10 раз меньше. Потому что нам еще старые инвестиционные проекты надо вести, закупить огромное количество оборудования. Оно хорошего качества, прогрессивное, но проблема в том, что масштаб бизнеса упал. Однако, тем не менее, мы сегодня вынуждены, выплатив аванс за это оборудование, доплачивать, выкупать и забирать его. И рассчитываться по этим программа нам предстоит еще 3-5 лет, потому что основная часть была взята в лизинг.

ОБ УБЫТКАХ

– Существуют у нас, конечно, и убытки, но более-менее приличные. Нам и сегодня нелегко. Потому что тот объем производства, который имеем, не позволяет работать безубыточно, как бы мы не сокращали расходы. У меня, конечно, желание лучше нарастить объемы продаж, чем еще ужиматься в затратах. Пора бы уже и остановиться.

О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ С ПРОФСОЮЗАМИ

– У нас в этом году с Гумер Хасановичем (Нуретдиновым) не всегда были простые переговоры по поводу наших социальных вопросов, сокращений, ужимания нашего бюджета. Тем не менее, профсоюзная организация, отстаивая права трудового коллектива, в своих претензиях не выходила за границы, когда могли начаться обвальные процессы для компании.

Впереди предстоит тоже сложный год, который потребует самоотдачи, и сложные переговоры тоже будут. Нельзя требовать от руководства компании невозможного в части социальной поддержки коллектива, но, тем не менее, думаю, что с зарплатой будет чуть получше и полегче.

У меня более-менее радужные перспективы. Будем искать новые рынки, сотрудничать с нашими партнерами в лице Даймлер и других компаний. Хоть КАМАЗ и ужимается, мы одновременно все-таки прирастаем со всех сторон совместными предприятиями, где также создаются рабочие места. Дорогостоящих иностранных специалистов там совсем немного. Все равно работают наши же работники, челнинцы, как правило, выходцы с КАМАЗа.

О СОЦИАЛЬНОЙ ИПОТЕКЕ

– Чтобы обеспечить жильем всех камазовцев, которые уже заключили договора по социальной ипотеке, мы должны заплатить в ГЖФ 296 миллионов рублей. У нас таких денег нет сегодня. Я сделал предложение правительству – забрать в счет оплаты взносов в ГЖФ наши резервные земли. В обозримом будущем мы их точно использовать не будем, строить новый завод мы не собираемся. С ответом пока не торопятся. Если не получится, придется пару лет подождать, быстрее – не получится. В следующем году у нас на эти цели такой объем денег не появится.

Равиль Сабиров