"МЕНЕДЖМЕНТ ДОПУСТИЛ ОШИБКИ"
— Как АвтоВАЗ будет выходить из ситуации с долгами? Есть ли вообще будущее у предприятия?
— Будущее есть даже в самой тяжелой ситуации. Мы вошли в АвтоВАЗ в кризис и сделали три вещи: начали расчищать накопившиеся проблемы, участвовали в разработке нового модельного ряда и нашли технологического партнера. Но менеджментом были допущены некоторые ошибки: переоценили влияние девальвации на рынок, неправильно оценили емкость рынка. Но и невозможно было спрогнозировать такое падение спроса на дешевые машины. Стоит сложная, но решаемая задача — снижение издержек, сокращение персонала, управленческой структуры, четкое определение, что же такое АвтоВАЗ. Сейчас это конгломерат всего: там и автокомпоненты, и дилерская сеть, и научно-технический центр, и социальный сектор. Нужно определить, какие функции должны остаться, какие должны быть переданы другим, в регион или частным компаниям. Беда АвтоВАЗа не только в том, что у него такая неэффективная система, но и в том, что большинство автокомпонентов производится не того качества. Ты не можешь создать машину лучше, чем детали, из которых она произведена. Это первый вопрос.
Второй вопрос — себестоимость и накрутка из-за всех цепочек, которые были искусственно созданы как менеджерами внутри завода, так и людьми вокруг него. Нужно сделать прозрачной ситуацию со всеми этими "дочками". Нужно снизить социальную нагрузку, сократить людей, работающих на заводе.
— А чиновники иначе считают?
— Чиновники всех стран, например Великобритании, Испании, требуют, чтобы рабочих не увольняли.
— Но вы до сих пор видите возможность сокращения штата?
— Я убежден, что есть возможность взвешенно и разумно это сделать. Скажем, путем выделения непрофильных направлений в отдельные предприятия вместе с сотрудниками. Но это вопрос к менеджменту.
— Когда Renault покупала АвтоВАЗ, она все это видела? Может, они просто риски недооценили?
— Все оценили риски, но оценка рынка была другой. Эксперты оценивали рынок в 2,3-2,4 млн. машин в год, что делало Россию самым большим рынком в Европе. Падение до 1,2 млн. автомобилей в год никто не прогнозировал.
— Каковы предложения "Тройки диалог" как владельца блокирующего пакета — как нужно поступить с долгами завода, с допэмиссией, какие конкретно нужны сокращения?
— Я не отвечаю за управление заводом, я член совета директоров. И я не специалист в производстве машин и не знаю, сколько человек должно работать на заводе. Свою оценку справедливой стоимости акций АвтоВАЗа мы не комментируем. У нас нет специалистов по автомобильному бизнесу. Мы финансовые инвесторы, которые сделали несколько важных вещей: осуществили раскольцовку, вернули государству блокпакет, но при этом учли интересы миноритарных акционеров, привлекли иностранного стратегического партнера. Мы всегда говорили, что будем помогать в привлечении финансирования, но не говорили, что будем управлять заводом. Мы будем участвовать в дискуссии о правильной оценке компании, конвертации долга в акции. Но мы не будем определять, какие машины производить.
"ЗАЛИЛИ ПОЖАР, НО ПРОБЛЕМЫ НЕ РЕШИЛИ"
— Каковы уроки кризиса?
— Кризис много показал — несовершенство законодательства, стандартов, представлений о том, что можно, что нельзя. Многие люди продолжают спокойно пожимать руку, не выполняя свои обещания перед тобой. Со ссылкой на кризис не выполнялись обязательства перед миноритариями, банками, западными поставщикам автомобилей и т. д. И кризис стал лакмусовой бумажкой, которая показала не только насколько эффективно ты управлял своим бизнесом, но и твои истинные ценности. Слава богу, есть и положительные примеры. Есть средние банки в России, перед которыми хочется снять шляпу: они в кризис молча выполняли свои обязательства. Не все компании-должники так поступили. Кризис был тяжелейшим по своему эффекту, резкости. Но сегодня, год спустя, уже можно говорить, что системно ничего не изменилось. Не сделаны выводы на уровне законодательства — приходишь судиться, а арбитражные управляющие в восьмой раз не приходят на заседание. И ты находишься в странной ситуации: вроде бы публичный долг, но нет механизма, как через суд можно требовать возврата задолженности. Это вопрос к системе в целом — как она и люди на это реагируют.
— И как реагируют?
— Никак. Все можно. И это грустно, потому что это опасная вещь: мы получили очень сильный удар, но переосмысления того, что происходит в экономике и в стране, не произошло.
— Кризис закончился? Такое впечатление чисто внешне, что все как-то вдруг очень хорошо стало. И деньги пошли, и инфляции нет, и спад замедлился. Это действительно стабилизация ситуации?
— Надо радоваться. На Санкт-Петербургском экономическом форуме 42% людей сказали, что будет W. В этом есть сермяжная правда. Потому что мы имеем высокую ликвидность, которая давит на рынок и на доллар, в результаты растут цены на нефть, другие товары и сырье. Для России это хорошо, когда в мире инфляция, когда много дешевых денег. Понятно, что Россия упала больше, чем другие, поэтому и отскок был сильнее. Понятно, что беда оказалась менее масштабной и некоторые проблемы, которые, казалось, не решатся, решились, и это тоже дало положительный настрой. Негативная часть — как не работало у нас правовое поле, так и не работает, отложенные кредиты так и остались отложенными, люди, которые обманули, остались безнаказанными. Наша зависимость от цен на нефть стала абсолютно очевидной, и модернизация и диверсификация экономики сейчас основная задача. Нам не хватает $30-40 млрд. на рекапитализацию банковской системы. И потребуется минимум $300-400 млрд. в следующие несколько лет на инфраструктурные изменения. Длинных денег у России нет, и пока непонятно, откуда они появятся. В условиях слабой банковской системы и отсутствия фондового рынка механизм распределения капитала не работает. При отсутствии инфраструктуры и малых капитальных затратах предприятий очень сложно наладить эффективное производство — все остановилось. Нет механизма банкротства, эффективной ликвидации, что создает проблемы и для заемщика, и для кредитора, потому что система недоверия не исчезла. Некоторые компании, которым нужны деньги, до сих пор не могут их занять. Проблемы не решены. Ну да, залили пожар. Но у меня такое ощущение, что это пока укол анестезии, подобный тому, который делают травмированному футболисту, чтобы он мог доиграть матч.
"В СТРАНЕ ЕСТЬ ТАКИЕ РИСКИ"
— Как вы объясняете студентам "Сколково" такие российские реалии, как, например, то, что арбитражный заседатель не приходит в восьмой раз на заседание суда?
— Мы учим, что есть разные пути и ты сам принимаешь решение. Есть два варианта: или нерыночные механизмы воздействия, или продолжать судиться. Нужно понимать, что в стране есть такие риски и, зарабатывая большую маржу, ты можешь и потерять больше. Ты не защищен — реальность России такова, и ты ее принимаешь или не принимаешь.
— Мы обсуждали с вами бизнес-план "Сколково", который одни консультанты написали, другие дорабатывали. Сейчас появляются первые факты по проекту. Насколько они соответствуют тому, что было написано в бизнес-плане? По ключевым параметрам: доходы, расходы, эндаумент, венчурный фонд, темпы, сроки.
— Вам интересны доходная и расходная части. Это, конечно, очень важно, особенно для некоммерческого партнерства. Но, на мой взгляд, гораздо важнее сам факт, что $120 млн. удалось собрать в стране, где нет никаких налоговых льгот, что 18 компаний и частных лиц поверили в эту идею и такие люди, как [Михаил] Куснирович, [Леонид] Михельсон, [Александр]Абрамов, тратят свое время и силы и получают от этого удовольствие. Что Ли Кван Ю, министр-наставник Сингапура, человек, который в этой жизни уже всего добился, тратит свое время на российскую бизнес-школу, каждый год приезжает сюда, в Россию. Мы делаем совершенно новый проект с новой системой управления, внедряем новую модель образования. Сильно ли мы отклонились от того, что планировали? Если смотреть на детали, то сильно. По сути — нет. Модель правильная — она работает. И мы получили хороших студентов. Теперь по доходам и расходам. Мы потратили на несколько десятков миллионов больше, чем планировали. Мы ошиблись по доходам в executive education в 2 раза, потому что случился кризис. Когда ты пытаешься проект "Сколково" оценить в деньгах, это, конечно, тоже правильный подход, но в конечном итоге не в деньгах здесь дело!
— "Сколково" ведь не благотворительный проект?
— Это благотворительный проект. Ни один из учредителей своих денег назад не получит. Но впервые в истории российские и западные бизнесмены что-то сделали вместе, создали настоящее, работающее частно-государственное партнерство, в котором реально заработала связка "государство и частный бизнес". И вовсе не от желания получить от государства деньги себе в карман.
— У вас много российских кейсов?
— У нас не кейсовое, а проектное обучение. Но российские кейсы потихоньку начинают писаться. Оказалось, что это большая проблема. Кейс — это иллюстративный пример определенной ситуации. А если ты не имеешь полной информации, как об этом напишешь? А в российских условиях чаще всего ты не можешь ее иметь.
— Сколько уже написано?
— Два десятка или около того. Но кейсы — не самоцель. Наша задача — учить студентов через реальные проекты, конкретные дела. Наши ребята ведут, например, социальные проекты. Что делать с моногородом, когда в нем закрывается основной завод? Вот ситуация. Мне кажется, она более интересная, чем любой кейс.
Рубен Варданян о второй волне кризиса "Невозможно постоянно жить в системе, когда ты строишь атомное бомбоубежище, а вокруг весна и цветут сады. И ты при этом говоришь всем: “Нет, ребята, извините, я буду жить в этом бомбоубежище и ждать второй волны кризиса”. Так не пойдет. Ты живешь и работаешь в условиях динамично меняющейся среды, в ситуации огромной непредсказуемости, и ты, исходя из этого, должен принимать решения. Многие компании оказались не готовыми к этому. Кризис показал, что у нас много непрофессионалов, которые не умеют принимать правильные решения, не знают, как работает бизнес. Нужно менять правила игры, повышать ответственность. Знаете, какова одна из причин, позволивших Бразилии избежать банковского кризиса? У них с |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.