"МЕНЕДЖМЕНТ ДОПУСТИЛ ОШИБКИ"

— Как АвтоВАЗ  будет выходить из ситуации с долгами? Есть ли вообще будущее у предприятия? 

— Будущее есть даже в самой тяжелой ситуации. Мы вошли в АвтоВАЗ в кризис и сделали три вещи: начали расчищать  накопившиеся проблемы, участвовали в разработке нового модельного ряда и нашли технологического партнера. Но менеджментом были допущены некоторые ошибки: переоценили влияние девальвации на рынок, неправильно оценили емкость рынка. Но и невозможно было спрогнозировать такое падение спроса на дешевые машины. Стоит сложная, но решаемая задача — снижение издержек, сокращение персонала, управленческой структуры, четкое определение, что же такое АвтоВАЗ. Сейчас это конгломерат всего: там и автокомпоненты, и дилерская сеть, и научно-технический центр, и социальный сектор. Нужно определить, какие функции должны остаться, какие должны быть переданы другим, в регион или частным компаниям. Беда АвтоВАЗа не только в том, что у него такая неэффективная система, но и в том, что большинство автокомпонентов производится не того качества. Ты не можешь создать машину лучше, чем детали, из которых она произведена. Это первый вопрос. 

Второй вопрос — себестоимость и накрутка из-за всех цепочек, которые были искусственно созданы как менеджерами внутри завода, так и людьми вокруг него. Нужно сделать прозрачной ситуацию со всеми этими "дочками". Нужно снизить социальную нагрузку, сократить людей, работающих на заводе. 

— А чиновники  иначе считают? 

— Чиновники  всех стран, например Великобритании, Испании, требуют, чтобы рабочих не увольняли. 

— Но вы до сих  пор видите возможность сокращения штата? 

— Я убежден, что есть возможность взвешенно  и разумно это сделать. Скажем, путем выделения непрофильных направлений  в отдельные предприятия вместе с сотрудниками. Но это вопрос к менеджменту. 

— Когда Renault покупала АвтоВАЗ, она все это видела? Может, они просто риски недооценили? 

— Все оценили  риски, но оценка рынка была другой. Эксперты оценивали рынок в 2,3-2,4 млн. машин в год, что делало Россию самым большим рынком в Европе. Падение до 1,2 млн. автомобилей в год никто не прогнозировал. 

— Каковы предложения  "Тройки диалог" как владельца  блокирующего пакета — как нужно  поступить с долгами завода, с  допэмиссией, какие конкретно нужны сокращения? 

— Я не отвечаю  за управление заводом, я член совета директоров. И я не специалист в  производстве машин и не знаю, сколько  человек должно работать на заводе. Свою оценку справедливой стоимости  акций АвтоВАЗа мы не комментируем. У нас нет специалистов по автомобильному бизнесу. Мы финансовые инвесторы, которые сделали несколько важных вещей: осуществили раскольцовку, вернули государству блокпакет, но при этом учли интересы миноритарных акционеров, привлекли иностранного стратегического партнера. Мы всегда говорили, что будем помогать в привлечении финансирования, но не говорили, что будем управлять заводом. Мы будем участвовать в дискуссии о правильной оценке компании, конвертации долга в акции. Но мы не будем определять, какие машины производить. 

"ЗАЛИЛИ ПОЖАР, НО ПРОБЛЕМЫ НЕ РЕШИЛИ"

— Каковы уроки  кризиса? 

— Кризис много  показал — несовершенство законодательства, стандартов, представлений о том, что можно, что нельзя. Многие люди продолжают спокойно пожимать руку, не выполняя свои обещания перед тобой. Со ссылкой на кризис не выполнялись обязательства перед миноритариями, банками, западными поставщикам автомобилей и т. д. И кризис стал лакмусовой бумажкой, которая показала не только насколько эффективно ты управлял своим бизнесом, но и твои истинные ценности. Слава богу, есть и положительные примеры. Есть средние банки в России, перед которыми хочется снять шляпу: они в кризис молча выполняли свои обязательства. Не все компании-должники так поступили. Кризис был тяжелейшим по своему эффекту, резкости. Но сегодня, год спустя, уже можно говорить, что системно ничего не изменилось. Не сделаны выводы на уровне законодательства — приходишь судиться, а арбитражные управляющие в восьмой раз не приходят на заседание. И ты находишься в странной ситуации: вроде бы публичный долг, но нет механизма, как через суд можно требовать возврата задолженности. Это вопрос к системе в целом — как она и люди на это реагируют. 

— И как реагируют? 

— Никак. Все  можно. И это грустно, потому что  это опасная вещь: мы получили очень сильный удар, но переосмысления того, что происходит в экономике и в стране, не произошло. 

— Кризис закончился? Такое впечатление чисто внешне, что все как-то вдруг очень  хорошо стало. И деньги пошли, и инфляции нет, и спад замедлился. Это действительно стабилизация ситуации? 

— Надо радоваться. На Санкт-Петербургском экономическом  форуме 42% людей сказали, что будет W. В этом есть сермяжная правда. Потому что мы имеем высокую ликвидность, которая давит на рынок и на доллар, в результаты растут цены на нефть, другие товары и сырье. Для России это хорошо, когда в мире инфляция, когда много дешевых денег. Понятно, что Россия упала больше, чем другие, поэтому и отскок был сильнее. Понятно, что беда оказалась менее масштабной и некоторые проблемы, которые, казалось, не решатся, решились, и это тоже дало положительный настрой. Негативная часть — как не работало у нас правовое поле, так и не работает, отложенные кредиты так и остались отложенными, люди, которые обманули, остались безнаказанными. Наша зависимость от цен на нефть стала абсолютно очевидной, и модернизация и диверсификация экономики сейчас основная задача. Нам не хватает $30-40 млрд. на рекапитализацию банковской системы. И потребуется минимум $300-400 млрд. в следующие несколько лет на инфраструктурные изменения. Длинных денег у России нет, и пока непонятно, откуда они появятся. В условиях слабой банковской системы и отсутствия фондового рынка механизм распределения капитала не работает. При отсутствии инфраструктуры и малых капитальных затратах предприятий очень сложно наладить эффективное производство — все остановилось. Нет механизма банкротства, эффективной ликвидации, что создает проблемы и для заемщика, и для кредитора, потому что система недоверия не исчезла. Некоторые компании, которым нужны деньги, до сих пор не могут их занять. Проблемы не решены. Ну да, залили пожар. Но у меня такое ощущение, что это пока укол анестезии, подобный тому, который делают травмированному футболисту, чтобы он мог доиграть матч. 
 

"В СТРАНЕ ЕСТЬ ТАКИЕ РИСКИ"

— Как вы объясняете студентам "Сколково" такие российские реалии, как, например, то, что арбитражный  заседатель не приходит в восьмой  раз на заседание суда? 

— Мы учим, что  есть разные пути и ты сам принимаешь решение. Есть два варианта: или нерыночные механизмы воздействия, или продолжать судиться. Нужно понимать, что в стране есть такие риски и, зарабатывая большую маржу, ты можешь и потерять больше. Ты не защищен — реальность России такова, и ты ее принимаешь или не принимаешь. 

— Мы обсуждали  с вами бизнес-план "Сколково", который одни консультанты написали, другие дорабатывали. Сейчас появляются первые факты по проекту. Насколько они соответствуют тому, что было написано в бизнес-плане? По ключевым параметрам: доходы, расходы, эндаумент, венчурный фонд, темпы, сроки. 

— Вам интересны  доходная и расходная части. Это, конечно, очень важно, особенно для  некоммерческого партнерства. Но, на мой взгляд, гораздо важнее сам  факт, что $120 млн. удалось собрать  в стране, где нет никаких налоговых  льгот, что 18 компаний и частных лиц поверили в эту идею и такие люди, как [Михаил] Куснирович, [Леонид] Михельсон, [Александр]Абрамов, тратят свое время и силы и получают от этого удовольствие. Что Ли Кван Ю, министр-наставник Сингапура, человек, который в этой жизни уже всего добился, тратит свое время на российскую бизнес-школу, каждый год приезжает сюда, в Россию. Мы делаем совершенно новый проект с новой системой управления, внедряем новую модель образования. Сильно ли мы отклонились от того, что планировали? Если смотреть на детали, то сильно. По сути — нет. Модель правильная — она работает. И мы получили хороших студентов. Теперь по доходам и расходам. Мы потратили на несколько десятков миллионов больше, чем планировали. Мы ошиблись по доходам в executive education в 2 раза, потому что случился кризис. Когда ты пытаешься проект "Сколково" оценить в деньгах, это, конечно, тоже правильный подход, но в конечном итоге не в деньгах здесь дело! 

— "Сколково" ведь не благотворительный проект? 

— Это благотворительный  проект. Ни один из учредителей своих денег назад не получит. Но впервые в истории российские и западные бизнесмены что-то сделали вместе, создали настоящее, работающее частно-государственное партнерство, в котором реально заработала связка "государство и частный бизнес". И вовсе не от желания получить от государства деньги себе в карман. 

— У вас много  российских кейсов? 

— У нас не кейсовое, а проектное обучение. Но российские кейсы потихоньку начинают писаться. Оказалось, что это большая  проблема. Кейс — это иллюстративный пример определенной ситуации. А если ты не имеешь полной информации, как об этом напишешь? А в российских условиях чаще всего ты не можешь ее иметь. 

— Сколько уже  написано? 

— Два десятка  или около того. Но кейсы —  не самоцель. Наша задача — учить студентов через реальные проекты, конкретные дела. Наши ребята ведут, например, социальные проекты. Что делать с моногородом, когда в нем закрывается основной завод? Вот ситуация. Мне кажется, она более интересная, чем любой кейс. 

Рубен Варданян о второй волне кризиса

"Невозможно постоянно  жить в системе, когда ты строишь  атомное бомбоубежище, а вокруг весна  и цветут сады. И ты при этом говоришь всем: “Нет, ребята, извините, я буду жить в этом бомбоубежище и ждать  второй волны кризиса”. Так не пойдет. Ты живешь и работаешь в условиях динамично меняющейся среды, в ситуации огромной непредсказуемости, и ты, исходя из этого, должен принимать решения. Многие компании оказались не готовыми к этому. Кризис показал, что у нас много непрофессионалов, которые не умеют принимать правильные решения, не знают, как работает бизнес. Нужно менять правила игры, повышать ответственность. Знаете, какова одна из причин, позволивших Бразилии избежать банковского кризиса? У них с 2002 г. по закону доминирующий акционер отвечает за банк всем своим имуществом. Если банк обанкротился, то он несет уголовную ответственность. Кто же думал, что Россия окажется погребена под волной кризиса от subprime mortgage в США? Так никто и не сможет предугадать, когда будет вторая волна. Есть такое известное проклятие — жить в эпоху перемен. Мы последние 20 лет живем в эпоху перемен. Поэтому нужно не гадать, что будет, а жить и работать в этой новой реальности".