Я всё ждал, когда, наконец, начнётся кампания по продвижению Универсиады. Пора бы ведь уже. Сколько ж можно ждать: время-то поджимает. О чём думают метшинские рекламщики? Универсиада, конечно, — сама по себе pr, но даже очень хороший товар нуждается в рекламе — покупатели должны о нём как-то узнать. Но вот, наконец, прозвучал залп из всех орудий. Хороший, мощный залп. Слышно должно быть далеко.

Орудие главного калибра — это, конечно, сумасшедшая цифра в 113 млрд. рублей, которые Метшин затребовал от российского бюджета. Почему не круглая цифра, почему не 100 или 120? Можно предположить, что по этому pr -снаряду прошлась рука рекламщика: некруглые цифры вызывают больше доверия. "По данным ИДИОТ (Института Детальных Исследований Отмороженных Тестов) при применении туши "Супер-Баба" ваши ресницы удлинятся на 78,9 процента!" Поди проверь, на сколько процентов они там удлиняются. И существует ли этот самый ИДИОТ. Информация неверифицируема. Насчитать всегда можно сколько нужно.

Вот, например, в США одна миля (примерно 1,6 км) хорошей дороги стоит 7–8 млн. долларов. Хорошей — это с покрытием из полимерных битумов, рассчитанного не менее чем на 10 лет службы. В Европе 1 км такой дороги стоит 1 млн. евро. Километр трассы скоростного поезда "Синкансэн" в Японии — со всей начинкой — стоит 50 млн. долл. А километр 4-го транспортного кольца в Москве должен обойтись в 716 млн. долларов! Это почти в 4 раза дороже, чем километр адронного коллайдера (193 млн. долларов). А ведь коллайдер — это туннель 3-метрового сечения на глубине от 75 до 175 метров глубине со всеми его датчиками, соленоидами, компьютерами, охлаждающими системами и прочим.

Так что, когда москвичи видят цифру в 113 млрд. рублей, они автоматически уменьшают её в 100 раз. Потому что человеку свойственно распространять на других свой собственный способ мышления. "Если я так думаю, то он что — глупее меня? И он так же должен думать".

Тем не менее, повторяю, — цифра хорошая. Правильная. Пиаровская. Попросили бы 10 млрд. — дали бы один. Ещё и посмеялись бы над скромностью. Попросили 113 — глядишь, десяток дадут, а это уже что-то. На саму Универсиаду рассчитывать ведь не приходится. Даже Олимпиады — дело убыточное, а стало быть — чисто рекламное. Китайцы не пожалели на свою Олимпиаду 44 млрд. долларов, а заработали всего 150 млн. долларов. Но если рассматривать это как пиаровский бюджет, то всё в порядке; денежной прибыли тут вообще быть не должно, тут выгода совсем в других единицах измеряется. Россия собирается потратить на Олимпиаду в Сочи поменьше — всего 35 млрд. долларов, но не следует забывать, что зимние Олимпиады, вообще-то, обходятся гораздо дешевле летних.

Использование объектов, построенных к Олимпиаде, после её окончания, — тоже под вопросом. Стадион "Птичье гнездо" в Пекине со времени Олимпиады использовался лишь однажды — для концерта Джеки Чана. Ветка метро, построенная для доставки зрителей на стадион, естественно, пустует. Стадион этот вместе с водным комплексом, тоже оказавшимся ненужным, собираются превратить в торговый центр. А в Афинах целых 22 объекта, построенных к Олимпиаде, стоят пустые за забором и охраняются полицией, и что с ними делать, до сих пор не придумали.

Так что идея Метшина использовать Универсиаду не только для пиаровских целей, но и для непосредственной пользы хотя бы дорогам Третьей столицы России должна быть всячески поддержана.

Второй выстрел — это сам факт явления в Казани делегации из Москвы. Конечно, Морозов с Губайдуллиным и так всё знают, но появление Ирины Родниной и других инспекторов радует.

Третий — это, конечно же, проведение первого всероссийского форума "Россия — спортивная держава". То, что выбрана Казань, — уже pr -успех, а что приедет президент Медведев — это успех, умноженный  как минимум на два. Тем более, что разговоры на форуме наверняка сведутся к тезису "заставьте своих бизнесменов раскошелиться". Спорт в целом самоокупаемым никогда не будет, а отдельные монстры, вроде футбольного клуба Manchester United, погоды не делают.

Сюда я отнёс бы и грядущий визит Хиллари Клинтон. Она, конечно, не по поводу Универсиады едет — она, возможно, вообще не знает, что такая существует, — но строительство объектов Универсиады ей, надо полагать, покажут, а это — ещё одно попадание в цель.

О курении — тоже хороший выстрел. Тем более, что тут без пиарщиков обошлось (если они вообще хоть в чём-то участвовали): казанский мэр —  известный враг курильщиков. Европа уже травит их почти так же, как они травили её со времён Колумба. Для дымящих граждан устроили настоящее гетто: попробуй высунься с сигаретой — замучаешься от штрафов отбиваться. Многие из студентов, которые к нам в гости пожалуют, к курению наверняка будут относиться как к "пережитку прошлого", как это у нас когда-то называлось. Так что битва с курением — это лыко в строку.

Кстати, идея. Посмотрите на нынешние сигаретные пачки: с рекламной точки зрения они неинтересны. Серо, скучно, тоскливо. Нет ощущения праздника, который должна создавать упаковка любого товара. Если кто помнит сигареты 30-летней давности — не наши, конечно, а те, которые привозили из-за бугра, — то многие были настоящим произведением дизайнерского искусства. Этот эффект можно ещё усилить, если продавать все сигареты на манер журналов для взрослых, в серой обёрточной бумаге. Количество желающих приобщиться к летучему яду наверняка поубавится. Особенно среди школьников.

Напоследок — деталь, характеризующая систему работы чиновничества: "…не только с символикой Универсиады, с символикой-то Казани не очень ладно, к сожалению", — пожаловался мэр. Видимо, Ильсуру Раисовичу неизвестно, что в недрах его же собственной епархии, в управлении культуры, созданная Динарой Камалеевой ещё летом прошлого года творческая группа, заодно с разработкой концепции развития культуры города, занялась и концепцией культурной программы Универсиады, в том числе — и символикой, в особенности визуальным образом Казани, который будет решающим фактором предварительного формирования её имиджа. Группа распалась из-за кризиса, работа прервалась. Может, из 113 миллиардов уделить чуток и управлению культуры, чтобы работу продолжили? Символы Универсиады и города-хозяина должны заполонить весь цивилизованный мир задолго до прибытия в Казань первого участника, иначе значение их будет невелико.

А вот почему информация в пределах чиновничьей системы ни по горизонтали, ни по вертикали не ходит — это уже вопрос к мэру.

12.10.09

 

Владимир Марченко

Кандидат философских наук, специалист в области социальных коммуникаций.
Работал на президентских и парламентских избирательных кампаниях на Украине, в России и РТ.
Работал в министерстве культуры РТ, был советником министра образования РТ в области pr.
В настоящий момент консультант ряда коммерческих структур в Казани.