ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПАРЛАМЕНТСКОГО КОМИТЕТА ПО ЭКОНОМИКЕ ЗАЯВИЛ ТРАНСПОРТНИКАМ, ЧТО У НИХ НЕ ХВАТАЕТ СМЕЛОСТИ БОРОТЬСЯ ЗА СВОИ ИНТЕРЕСЫ

Сжатие бюджета республики и вызванное им закручивание налоговых гаек становится причиной публичных споров между министерствами и парламентом. Сегодня глава минтранса РТ Геннадий Емельянов отреагировал на принятый накануне Госсоветом РТ в первом чтении закон о повышении транспортного налога, заявив о том, что это может привести к массовым банкротствам автобусных предприятий, которые "сегодня и так на ладан дышат". Слова транспортников вызвали бурную реакцию со стороны председателя парламентского комитета Марата Галеева. Очевидцем острой дискуссии стал корреспондент "БИЗНЕС Online".   

Повышение ставок транспортного налога обсуждается в республике уже несколько месяцев, но в основном применительно к физлицам. Между тем, у предприятий транспортной отрасли повышение налога на 25% вызывает настоящую панику. Сегодня на коллегии минтранса, обсуждавшей антикризисные меры в отрасли, страхи транспортников озвучил министр Геннадий Емельянов. По его словам, дальнейший рост налога может вызвать волну банкротств в транспортной отрасли. 

Претензии были адресованы присутствовавшему в зале председателю комитета по экономике Марату Галееву (он на мероприятии представлял Госсовет РТ). В результате завязался довольно острый спор. 

- От себя лично и от всех предприятий транспортного комплекса республики хочу обратиться к вам: при рассмотрении в Госсовете нужно бы обратить внимание на интересы отрасли транспорта, - заявил Емельянов.

Затем он продемонстрировал депутату сравнительную таблицу стоимости и себестоимости пассажирских перевозок (см. ниже). По мнению министра, при такой ситуации, а также при износе транспортного парка на 75% дальнейшее повышение транспортного налога может привести к массовым банкротствам автобусных предприятий.

Из зала министра поддержал директор нижнекамского ПАТП-1 Агтас Галиахметов (в 90-е годы нижнекамский глава).

- Второй год повышается транспортный налог! В 2009 году повышение составило 25%. Более 500 тыс. рублей по моему предприятию пришлось дополнительно заплатить. В 2010 повышение ожидается не на 20%, как минфин говорит, а на 35%! Это еще 500 тыс. рублей добавляет. Параллельно с этим местные органы власти повысили в 2009 году земельный налог, энергосбыт повышает плату на электричество, тепло на 20-25%. Кругом идет нажим в кризисный период на транспортную отрасль! – эмоционально заявил Галиахметов.

Претензии транспортников вызвали искреннее удивление  Галеева:

- Я, находясь в этих стенах, всегда думал, что главное заинтересованное лицо в увеличении транспортного налога - это ваше министерство, потому что средства от него на дороги должны идти. Обычно транспортный налог и его размеры лоббируются министерством…

Галеев объяснил, что ставки транспортного налога разрабатываются правительством, Госсовет же только утверждает проект закона.

- Вы как часть правительства, должны это отработать. Кроме вас никто это не сможет это сделать, – объяснил депутат. - Я каждый год ставлю вопрос, чтобы компенсировать ваши расходы из бюджета. Думаете, у меня от этого улучшаются отношения? А у вас смелости не хватает пойти и сказать. Вы хотите, чтобы кто-то это за вас сделал? Я в прошлом году написал - что-то вам дали. Но вы меня извините, моя фамилия Галеев, а не Матросов. Среди вас есть депутаты, работающие в транспортном цехе. Кто должен выступать в первую очередь? Я уж вам напрямую вынужден сказать.

Скептически Галеев высказался и по поводу якобы экономически обоснованных тарифов, озвученных в минтрансе. "В подсчитанные монополистами экономически обоснованные тарифы я не верю. В советское время были такие экономически обоснованные тарифы, что некоторые водители работали по 36 часов в сутки!".

Что касается повышения цен на энергоносители, депутат объяснил, что это общероссийская тенденция, начало которой дает крупнейший монополист – Газпром. Он диктует цены на газ, вслед за этим повышают свои расценки энергетики и все остальные.

Галиахметов попытался продолжить спор рассказом о том, что комитет по тарифам установил для его предприятия фиксированную ставку – 1,65 рубля за 1 километр - на пригородные перевозки. "Где рыночная экономика? Если так начинаете давить на транспортные предприятия, тогда где отдача, где бюджетное финансирование? При такой налоговой нагрузке предприятия просто не выдержат! - сказал он, но получил резкий ответ Галеева.

- Вы говорите, вы не сможете обслуживать маршруты – уйдите! Я вас уверяю, если на эти маршруты есть спрос, придет кто-то другой, - заявил депутат.

Наталья Голобурдова

Таблица. Утвержденные тарифы и экономически обоснованные тарифы на 2009 год

Вид транспорта

Экономически обоснованный расчетный тариф на 2009 год с учетом прибыли

Утвержденный тариф, руб./поездка

Соотношение экономически обоснованного расчетного тарифа к утвержденному тарифу, %

г. Мамадыш, автомобильный

10,8

10,0

92,6

г. Арск, автомобильный

15,37

10,0

65,1

пгт. Балтаси, автомобильный 

12,98

10,0

77,0

г. Чистополь, автомобильный

8,64

8,0

92,6

г. Заинск, автомобильный

32,78

13,0

39,7

г. Наб. Челны,  электротранспорт

15,95

10,0

62,7

г. Казань, трамвай

43,46

10

23,0

г. Казань, троллейбус

34,78

12

34,5

г. Казань, метрополитен

69,13

12

17,4