Андрей Егоров
Андрей Егоров

АВТОБУСОВ У ФИЗЛИЦ СЕЙЧАС БОЛЬШЕ, ЧЕМ У ПРЕДПРИЯТИЙ, А ЕМКОСТЬ СЕРОГО РЫНКА МЕЖГОРОДА — 1 МЛРД. РУБЛЕЙ

Десятилетняя вольница свободных пассажирских междугородних перевозок в Татарстане может закончиться уже в следующем году. Об этом на брифинге в «Татмедиа» заявил сегодня замминистра транспорта и дорожного хозяйства Андрей Егоров. Министерство анонсировало ужесточение контроля соблюдения норм безопасности у всех частников, которые сейчас не отчитываются перед государством ни о состоянии машин, ни о водителях и зачастую даже не страхуют пассажиров.

«Законодательство, которое либерально в середине 2000-х годов отнеслось к этому, позволило частным перевозчикам выйти на рынок. И на сегодняшний день более 50 процентов перевозок осуществляется под видом заказных. И физические лица, приобретая автобусы, могут не получать лицензию — они просто уведомляют Ространснадзор о том, что осуществляют свою деятельность и выходят на линию. Это доступно, частники возят маленькими автобусами, — напомнил Егоров историю вопроса. — Но в результате никто не знает, что за водитель везет пассажиров, проходил ли он медицинское освидетельствование, проходил ли автобус техосмотр. Да, у них новые автомобили, но это не гарантирует безопасность. И гарантировать, что они довезут пассажиров, мы не можем. А автобусов у физических лиц сейчас больше, чем у юридических».

Сейчас в Татарстане работают 40 аккредитованных в минтрансе перевозчиков на 447 машинах, которые обслуживают 167 маршрутов. Маршрутная сеть охватывает 22 города республики и выходит за ее пределы. Однако более половины рынка междугородних перевозок, по словам Егорова, контролируют серые перевозчики, владеющие около 500 заказными автобусами. Их ежегодный оборот составляет порядка 1 млрд. рублей. Поймать же их за руку довольно сложно: при проверке «водители просят пассажиров сказать, что коллективно едут на свадьбу, на шопинг».

По словам Егорова, только в Казани работает 12 - 15 незаконных автостоянок, с которых увозят пассажиров. Это известные всем площадки у ЦУМа, театра им. Камала, Советской площади и другие. «Все их знают, и даже на карте «Яндекса» они уже фигурируют как автостанции. Это неправильно. Мы с этим боремся и будем бороться», — предупредил чиновник.

«Я СОМНЕВАЮСЬ, ЧТО МНОГИЕ ИЗ НИХ ПРОЙДУТ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ»

Последние законодательные новшества ужесточают правила игры на этом рынке, что позволит начать его «чистку» уже в следующем году. «В июле текущего года был принят закон, который вступает в силу с 11 января следующего года. С этого времени места отправки и прибытия пассажиров устанавливают органы исполнительной власти. В данном случае — минтранс РТ, — жестко заявил Егоров. — А с июля 2016 года уже официально в соответствии с 220-м ФЗ вводится административная ответственность, предусматривающая штрафные санкции для водителя, который сделал посадку-высадку в неположенном месте».

Последнее означает, что все перевозчики должны отправляться только с одобренным минтрансом площадок. Сейчас в Казани их четыре: Южный, Столичный, Восточный и Северный автовокзалы. Другие же минтранс должен будет рассмотреть и в случае одобрения внести в реестр разрешенных площадок. «В каждом районе и в каждом городе», — подчеркнул замминистра.

Таким образом, через прикрепление к автовокзалам все автобусники должны оказаться под пристальным взором министерства. И чтобы стать аккредитованным перевозчиком, им потребуется лицензия, наличие автобусов определенной вместимости, подготовленного персонала и страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажиром. Кроме того, они обязательно должны быть включены в систему ГЛОНАСС, а это немалые деньги. Такие затраты могут и «вычистить» часть игроков рынка, признал Егоров: «Я сомневаюсь, что многие из них просто пройдут лицензирование — по наличию базы, наличию механика, медика. Страхование — это чувствительная сумма для перевозчика, которую они стараются избегать. Наличие тахографа, соблюдение режима труда и отдыха, соблюдение расписания», — перечислил он. Впрочем, перевозчики могут пойти и по пути слияний-поглощений, влезая в прокрустово ложе.

На вопрос о том, насколько может очиститься рынок, Егоров ответил: «Сказал бы громко: свести к нулю, но так не получится, в любом случае будет работать». Впрочем, по его словам, многие уже осознают проблему и начинают приступать к процедуре добровольно: «Буквально сегодня с челнинскими перевозчиками я встречался. Они готовы, конкурс мы объявляем, кто хочет участвовать — пожалуйста».

ЭТО ВОПРОС ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Вопрос контроля за перевозками в последние годы в Татарстане стоит ребром в том числе из-за периодических ДТП со школьными автобусами. Буквально в понедельник президент РТ Рустам Минниханов устроил разнос своим подчиненным за плохой присмотр за детскими перевозками: как выяснилось, каждый десятый школьный автобус не просматривается в ГЛОНАСС. Основные причины — неисправность навигационного оборудования и несвоевременная оплата услуг связи, объяснял такую картину министр внутренних дел Артем Хохорин.

Кроме того, в памяти и трагедия с автобусом, который вез из Казани в Санкт-Петербург детскую сборную Татарстана по карате. В результате ДТП под Нижним Новгородом (водитель Merсedes заснул за рулем и лоб в лоб столкнулся с грузовиком) погибли три человека: это 12-летняя Эльвина Фаттахова, которая с детства занималась спортом, тренер и председатель федерации карате Татарстана Искандер Шагин и второй водитель Алексей Платонов. Еще 16 пострадавших были госпитализированы с тяжелыми травмами. Перевозку организовали, что называется, на словах — ни договора, ни документов, водитель «с улицы»... Викторию Ларину, собственницу микроавтобуса, на котором разбилась детская сборная, осудили на 4 года колонии общего режима, но что это меняет для пострадавших?

Еще одна не менее весомая причина ужесточения контроля — актуальная после парижских событий угроза терактов. «Это вопрос транспортной безопасности: в свете последних событий — вы же видели. Волгоград — яркий пример, где террористы приехали на заказных автобусах», — припомнил на брифинге Егоров. Пока что полномочий минтранса хватает на то, чтобы проверять автовокзалы на наличие металлодетекторов — это «минимальный барьер (для преступниковприм. ред.), который позволяет отследить регулярные рейсы».

20150428_095645_3a8a7e.jpg

«ЭТОТ ХАОС ПОРА ПРЕКРАЩАТЬ»

Опрошенные «БИЗНЕС Online» пассажирские перевозчики РТ, работающие под контролем минтранса, с воодушевлением говорят о «чистке» серого рынка. «Конечно, отказ от лицензирования в 2005 году был ошибкой. Хотя я и междугородними перевозками не занимаюсь, но вижу, что там творится. Сколько смертей было только за последний год! В Новосибирской области, по-моему, даже два крупных ДТП было на пассажирском транспорте, на трассе Дон — везде! Поэтому уже пора наводить порядок», — высказался директор казанского ПАТП-4 Наиль Садриев. «Тот хаос, который творится на межмуниципальных пассажирских перевозках, пора прекращать, — вторит ему гендиректор челнинской группы компаний «Альтекс» Ильдар Фахразиев. — Из-за нелегалов регулярные перевозчики терпят убытки, и если благодаря этому закону (новым законодательным новшествамприм. ред.) мы сможем сократить количество этих нелегальных перевозчиков, то это будет очень хорошо», — отмечает он.

«Получить лицензию, я думаю, будет нетяжело. Это делается элементарно. Нужно просто соблюдать определенные требования, которые изложены в законе. Ведь 20 лет назад было жесткое лицензирование даже грузовых автомобилей, стоянок», — рассуждает Фахразиев. С ним не согласился руководитель набережночелнинского ООО «Пассажирские перевозки» Николай Тятюшкин. «Я думаю, после введения лицензирования часть перевозчиков-одиночек, которые имеют один-два автобуса, исчезнут», — прогнозирует он.