Дмитрий Медведев
Дмитрий Медведев

АНТИТУРЕЦКИЕ САНКЦИИ — ВТОРАЯ ВОЛНА

В российские СМИ сегодня «протек» проект постановления, подготовленного минэкономики РФ по поручению премьер-министра России Дмитрия Медведева о введении второй волны антитурецких санкций. По сути, этот документ продолжает вводить в действие базовый «антитурецкий» указ президента РФ Владимира Путина, подписанный им 28 ноября вскоре после ЧП со сбитым над Сирией российским военным самолетом.

Итак, что же попадает под запрет? В постановлении прописан список видов работ и услуг, которые будут запрещены на территории России «для организаций, находящихся под юрисдикцией Турции». В первую очередь это «импорт» строительных, туристических услуг и услуг гостиниц. Также ограничения вводятся в сферах деревообработки и обучения гражданского персонала российских авиакомпаний в Турции. Само собой, глухой запрет ставится на любое участие турецких резидентов в госзакупках РФ. Правда, есть оговорка — запреты коснутся только новых контрактов, а те, что заключены до 10 декабря 2015 года, останутся в силе, пишет «Коммерсант».

В Росфинмониториге, которому будет поручено контролировать новые санкции, пока документов не видели. Однако, исходя из практики, алгоритм действий контрольного органа может быть следующим: Центробанк вносит турецкие компании в соответствующий «волшебный» список, после чего банки будут обязаны информировать «финансовую разведку» обо всех подозрительных операциях. Напомним, что ранее глава правительства утвердил список продуктов, ввоз которых на территорию России из Турции запрещается с 1 января 2016 года. В нем фигурируют овощи, а также мясо птицы, ягоды, цветы гвоздики и соль. Вместе с тем Медведев заверил, что правительство будет действовать прагматично, «чтобы принимаемые решения были максимально чувствительными для турецкой стороны и при этом минимально затрагивали наши экономические интересы».

Sunrise City
Sunrise City

«МИНИСТР СТРОИТЕЛЬСТВА СКАЗАЛ, ЧТО ВСЕ СТРОЙКИ БУДУТ ЗАВЕРШЕНЫ»

Для турецких строительных компаний новые санкции — серьезный удар по бизнесу. Как рассказал глава ассоциации турецких строителей Митхат Ениган, с 1998 года турецкие строители реализовали в России более 2 тыс. проектов на $62 млрд., что в общем объеме занимает около 20% сделок. К примеру, в Набережных Челнах сейчас ведется строительство элитного жилого комплекса Sunrise City. Однако, как удалось выяснить «БИЗНЕС Online», серьезных тревог по поводу ужесточения антитурецких санкций у турков-строителей пока нет. По словам руководителя отдела продаж и маркетинга ООО «Санрайс Капитал» Абдулхака Кесе, закончить объект им не помешают.

«На челнинскую стройку у нас из Турции ничего не идет, все поставщики местные, рабочие тоже в основном местные, — пояснил Кесе. — Санкции нас пока не коснутся — закончить объект нам разрешили, мы это сделаем и оставим его городу. Это не только нас касается — министр строительства сказал, что все стройки будут завершены. У нас все контракты по Sunrise City заключены, поставки идут по готовому договору, а под санкции попадут, насколько я понимаю, только новые объекты. Первый этап мы заканчиваем и после Нового года сдаем 373 квартиры».

«ПРОУЧИТЬ НАДО РУКОВОДСТВО ТУРЦИИ — ЭТО ДА, ДАВНО УЖЕ ПОРА»

Туристический бизнес России с Турцией по факту и так находится в режиме «стоп» после взаимной отмены чартерного сообщения между странами. Так что введение запрета на туристические услуги и услуги гостиниц, казалось бы, мало что меняет. Возможно, этими запретами будет прикрыта лавочка для туристов, которые самостоятельно бронируют отели и все же едут отдыхать в Турцию на разрешенных пока регулярных авиарейсах? Мало что могут на данном этапе прояснить в этом вопросе и представители туриндустрии Татарстана. «Ни к чему хорошему подобные санкции не приведут, — считает Светлана Пименова, директор туристической компании «Итиль-тур». — Для чего это делается? Это большая политика — откуда нам, простым смертным, об этом знать? Возможно, эти запреты каким-то образом косвенно повлияют на туристов, едущих отдыхать в Турцию самостоятельно. В любом случае санкции влияют негативно на туристический бизнес. Это самая чувствительная отрасль, которая пострадает в первую очередь. Ничего хорошего от этого ждать не придется...»

А вот директор ООО «Резеда-Тур» Александр Тимофеев неожиданнополон оптимизма. «Ничего с нашими туристами не произойдет, если они один год не поедут в Турцию. А через год, я думаю, все уладится. Все будет нормально. На наш бизнес эти запреты повлияют в основном летом, но к спаду общей деятельности это не приведет. Сейчас у всех достаточно хорошие наборы направлений. В Марокко очень хорошо начали сотрудничать с нами, греки что-нибудь упростят с визами, на Кипре уже упрощенная система въезда, Египет скоро откроют, бог даст. Люди найдут направления, куда поехать, и по цене, и по качеству. Лето будет заполнено. А то, что проучить надо руководство Турции, — это да, давно уже пора. Ведь турки сами на них жалуются...» Вместе с тем Тимофеев считает, что возможности самостоятельно путешествовать по Турции у россиян все же не отберут. «Найдут как поехать. У многих там и недвижимость есть, у кого-то друзья живут... Я думаю, на них запреты никак не скажутся», — считает он.

«ЗАКАМСКИЕ ТУРКИ» САНКЦИЙ НЕ БОЯТСЯ

Настоящим сюрпризом стал запрет на деятельность в сфере обработки древесины. Как известно, подразделение турецкой группы Hayat Holding — Kastamonu — в мае 2014 года запустило в ОЭЗ «Алабуга» первую очередь крупнейшего в Европе завода по переработке древесины и выпуску продукции на основе МДФ: напольных покрытий, мебельных и кашированных панелей.

По данным на первое полугодие 2015 года, в проект инвестировано 13,5 млрд. рублей ($350 миллионов). Создано 654 рабочих места, произведено продукции на 3,1 млрд. рублей. Запуск второй очереди завода анонсировался на февраль 2016 года, тогда совокупный объем инвестиций должен будет достичь порядка $600 миллионов.

Значит ли это, что на данном крупном проекте можно ставить крест? В администрации «Алабуги» «БИЗНЕС Online» пояснили, что все турецкие резиденты ОЭЗ де-юре являются российскими компаниями. В частности, деревообрабатывающий завод работает, как ООО «Кастамону Интегрейтед Вуд Индастри», зарегистрированное на территории Елабужского муниципального района.

«Как и все резиденты особой экономической зоны, — подчеркивает начальник отдела PR ОЭЗ «Алабуга» Михаил Миронов, — формально это российские компании. Мы не считаем, что они должны попасть под санкции».

Тем не менее не исключены сложности во взаимодействии между российской «дочкой» и турецкой головной компанией, а также с поставкой сырья. По словам Миронова, при строительстве второй очереди завода общество пользовалось поставками из Турции, пользуется ли сейчас — сложно сказать, это уже внутренние вопросы бизнеса. В самой компании «БИЗНЕС Online» отказали в комментариях — турецкий холдинг принял политику дистанцироваться от всяких публичных заявлений в текущей ситуации.

Можно, однако, предположить, что если импорт и имеет место, то уже сегодня поставки вполне можно заместить отечественными продуктами. Как минимум древесину турецкий холдинг получает из татарстанских лесхозов — в прошлом году минлесхоз поставил на завод 344 тыс. кубометров древесины, в этом году объем должен был увеличиться до 500 тыс. куб. м, а это уже полная потребность производства в сырье.

Теоретически сложности могут возникнуть и у близкого к деревообработке завода по производству санитарно-гигиенической бумаги (туалетная бумага, полотенца, салфетки, носовые и косметические платки) — ООО «Хаят Кимья» (ввод в эксплуатацию первого пускового комплекса в «Алабуге» состоялся в феврале 2015 года, объем инвестиций — 5,7 млрд. рублей).

«НАШИ ЦЕНТРЫ БУДУТ РАЗВИВАТЬСЯ. САНКЦИИ В ЭТОМ ПЛАНЕ ДОЛЖНЫ ПОМОЧЬ...»

Наконец, запрет на обучение гражданских пилотов в Турции также не должен создать больших проблем для российской авиации. Как рассказал «БИЗНЕС Online» директор авиакомпании «Тулпар» Азат Хаким, татарстанские пилоты не проходили подготовки в турецких тренажерных центрах. В зависимости от типа самолета или вертолета они проходят подготовку в Амстердаме, Далласе, Монреале, а также в Германии и Италии. В Турции, как правило, тренажерную подготовку проходили пилоты тех авиакомпаний, которые выполняли чартерные рейсы. «Было удобно: самолет, скажем, прилетел с одним экипажем, а второй экипаж привез на тренажерную подготовку. Потом первый прилетает, экипажи меняются и также проходят подготовку, то есть затраты минимизируются для авиакомпаний», — рассказал Хаким. Вместе с тем, по его словам, свои тренажерные комплексы есть и в России. К примеру, в Казани — при вертолетном заводе, также свои комплексы у авиакомпаний «Аэрофлот», S7. Пилоты самолетов Sukhoi Superjet обучаются в собственной центре в Жуковском. «Я думаю, что наши центры будут развиваться. Санкции в этом плане, считаю, должны помочь», — считает Хаким.

Если подвести итог, санкции второй волны оказались не столь жестки, как ожидалось. К примеру, запретов удалось избежать второй по величине пивоваренной компании в России — турецкой Anadolu Efes (бренды Efes, «Старый мельник»), которая занимает 13 - 14% российского рынка пива. На запрос «БИЗНЕС Online» о возможном влиянии антитурецких санкций на пивоваренный бизнес в пресс-службе казанского завода Efes сообщили, что не готовы предоставить комментарий по данной теме. Также никак пока не затронут санкциями работающий в России турецкий ретейл: компании Eroglu (бренд Colin's и магазины Mexx), DeFacto, LC Waikiki, сеть Koton, бренды ADL (Adilisik). Помимо этого, на российском рынке работает оператор Fiba Holding, который развивает по лицензии сети GAP, Banana Republic и Marks&Spencer.