Ицхак Горелик
Ицхак Горелик: «Не я выбирал Казань, но я рад, что все так сложилось»

«ЧТОБЫ НИ ОДИН ЕВРЕЙ НЕ ЧУВСТВОВАЛ СЕБЯ ОДИНОКИМ»

В Казани Ицхак Горелик живет уже почти 19 лет. И столько же — он главный раввин Татарстана. На интернет-конференции в редакции «БИЗНЕС Online» Горелик вспомнил, как впервые приехал в столицу РТ в феврале 1997 года, как в том же году встретился со своей будущей женой Ханой и принял предложение остаться в Казани. Сами по себе эти события никак не связаны: в Татарстане будущий раввин появился как волонтер здешней еврейской общины («Надо было помогать, читать Тору и многое другое», — свидетельствует он), с Ханой познакомился в Израиле, а на долгие годы осесть в России ему предложил не кто иной, как Берл Лазар — в то время председатель объединения раввинов СНГ. Но события нанизались одно на другое, в результате сложились в то, что обычно называют судьбой.

«В 1990-е годы страна открылась, — говорит Горелик. — И обнаружилось, что в России живут множество евреев, совершенно не знающих своих корней. У движения Хабад (направление в хасидизмеприм. ред.), к которому я принадлежу, одна из главных целей проста: помогать евреям, где бы они ни жили. В каждом конкретном месте. Чтобы ни один еврей не чувствовал себя одиноким. Если на этой земле нет раввина — будь раввином, если нет преподавателя — будь преподавателем...»

В Казани раввина как раз не было. И Горелик, родившийся и воспитанный в Израиле, но выросший в эмигрантской семье выходцев из СССР, принимает решение отправиться в Россию. «Мне не было разницы: Москва, Хабаровск, Питер или Казань, — свидетельствует он. — Мужчина, который закончил обучение и женился (Горелик взял замуж свою Хану в июне 1997 годаприм. ред.), должен создать дом там, где в этом нуждаются. Я так и сказал Берлу Лазару, что готов создать свой дом, и тот сразу же отреагировал: «А я знаю город, где в этом нуждаются». Не я выбирал Казань, но я рад, что все так сложилось».

На долгие годы осесть в России Ицхаку Горелику предложил Берл Лазар — в то время председатель объединения раввинов СНГ

На пересечении улиц Маяковского и Ульянова-Ленина, где поселились Горелики, 19 лет назад горел только один фонарь, вспоминает раввин. Но перемены уже начинались — не только во внешнем облике столицы РТ, но и «внутренние изменения, гораздо более глубокие».

Сегодня численность еврейской общины в Татарстане составляет более 10 тыс. человек. Из них, по оценке Горелика, примерно 5 - 6 тыс. тех, для кого синагога — образ жизни. О том, насколько успешно развивается община, свидетельствует хотя бы тот факт, что 2 - 3 сентября 2015 года в Казани состоялся всероссийский съезд раввинов. «Обыкновенно российские раввины собираются в Москве, — поясняет Горелик. — Но из Москвы, к примеру, я немного могу вынести для себя полезного, разве что две-три идеи. Столица РФ — это уже всемирный город, как Нью-Йорк или Иерусалим. Это хорошо, но чем это поможет нам в работе на местах? А вот когда раввин одного города приезжает в другой, он видит много схожего со своими проблемами. И перенять чужой опыт ему проще».

На капитальный ремонт синагоги (которой, кстати, в этом году исполнилось 100 лет) республиканские власти выделили из бюджета 30 млн. рублей

«ЛЕНИНА МЫ УБРАЛИ, СКРИЖАЛИ ПОВЕСИЛИ»

Татарстан напоминает Горелику Израиль. «Здесь много людей, которые ощущают, что на этой земле — их дом. Земля маленькая, но другого дома нет. И важно, чтобы в нем было хорошо». Когда главный раввин республики слышит на улицах Казани татарскую речь, это его радует: «Замечательно, что люди говорят на своем языке. Я тоже общаюсь со своими детьми на иврите. И, между прочим, еще есть старики, которые могут поддержать беседу на идише».

Еврейской общине комфортно в Казани, в этом большая заслуга власти РТ, считает Горелик. «Власти нам не просто помогают — они создают такую ауру, при которой здесь приятно жить. Они как бы говорят общине: «Вы живете в республике и имеете право на то, чтобы жить здесь спокойно. И этот посыл влияет не только на нас — он влияет на все общество», — полагает раввин.

Глава еврейской общины РТ полностью согласен со своим непосредственным руководителем, раввином «всея Руси» Лазаром, как-то заявившим президенту РФ Владимиру Путину, что в сегодняшней России евреям впервые за долгие годы живется хорошо и комфортно. Это он прекрасно знает и по себе.

По татарстанской столице Горелик ходит, как и положено хасиду, в черной широкополой шляпе и пейсах. Причем частенько именно ходит, поскольку в субботу (шабат) религиозному еврею запрещено пользоваться автомобилем, мобильным телефоном, компьютером и прочими благами цивилизации. Этот день предназначен для общения с Богом, семьей и верующими соплеменниками. И вот «субботний» Горелик своей необычной внешностью, конечно же, приковывает к себе взгляды уличных прохожих. «Ничего удивительного, я бы тоже смотрел, — улыбается он. — Важно не то, что смотрят, а то, как смотрят. Взгляды прохожих не злые, они просто заинтересованные — я это чувствую».

Здание синагоги казанской еврейской общине вернули еще в середине 1990-х, накануне переезда Горелика в Казань. «Но было больно: ничего не осталось из того, что вкладывали в этот дом наши предки, — признается раввин. — На фасаде, где прежде были изображены скрижали Завета, теперь красовался «товарищ Ленин». Ленина мы убрали, скрижали повесили, но сам ремонт, внутренний и внешний, занял не один десяток лет».

Пока это единственная синагога в Татарстане, однако главный раввин надеется, что со временем храмы появятся и в других крупных городах республики

На капитальный ремонт синагоги (которой, кстати, в этом году исполнилось 100 летприм. ред.) республиканские власти выделили из бюджета 30 млн. рублей. Вместе с пожертвованиями прихожан, составившими примерно такую же сумму, это сыграло ключевую роль в воссоздании культовой постройки. Последний этап работ, по словам Горелика, завершился в апреле-мае 2015 года.

Пока это единственная синагога в Татарстане, однако главный раввин надеется, что со временем храмы появятся и в других крупных городах республики. К примеру, в Набережных Челнах действует очень активная еврейская община, но у нее до сих пор нет своего лидера. Кадры являются серьезной проблемой и для российской версии иудаизма: на всю Россию — лишь 50 раввинов, подчиняющихся непосредственно воле главного раввина РФ Лазара. В Поволжье ситуация даже несколько лучше, чем в других регионах РФ: общины во главе с рабби существуют в Самаре, Ульяновске, Тольятти и т. д.

Казанскую общину кроме Горелика опекает попечительский совет, в который входят 10 человек во главе с председателем Михаилом Скоблионоком. Его непосредственным заместителем является Александр Вельдер. Еврейский общинно-благотворительный центр «Хэсэд Моше» возглавляет Анна Смолина. Есть и другие имена, которые главный раввин Казани не спешит раскрывать.

«ХАЛЯЛЬНОЕ НЕ ЕСТЬ КОШЕРНОЕ»

Один из читателей «БИЗНЕС Online» по имени Айрат Ахметзянов задал Горелику вопрос о том, станет ли он «как набожный иудей» есть блюдо с халяльным мясом в гостях у мусульман. Выяснилось, что в гости к мусульманину главный раввин РТ охотно пойдет, но вот от блюда откажется, потому что «халяльное не есть кошерное». «Буду есть фрукты-овощи и пить воду», — пообещал Горелик. Свою позицию он объяснил тем, что кошерная кухня специфична и все-таки отличается от халяльной. Да, мусульмане и иудеи одинаково не едят свинины, но конина у последних также находится под жестким запретом. «Из мяса мы употребляем в пищу говядину, баранину, курицу, рыбу (если у нее есть чешуя и плавники), — уточняет Горелик. — Свои ограничения действуют не только в мясной кухне, но и по отношению ко многим другим продуктам. К примеру, прежде чем съесть конфету или выпить апельсиновый сок, иудей должен удостовериться, что все их ингредиенты, а также производственный процесс, предшествующий появлению данных продуктов на свет, соответствуют еврейскому диетарному закону».

Нельзя быть всеядным не только за обеденным столом, но и по отношению к информации, полагает Горелик. «Важно сохранять свой мир. Не стоит читать все вывески на улицах, информацию во всех газетах. Я же не пылесос, чтобы вбирать в себя все подряд. Поэтому каждому необходимы ограничения: что он смотрит, а что не смотрит. Наши уши и глаза — это ворота в наш внутренний мир, но если человек хозяин над собой, то он может открывать и закрывать их, когда потребуется».

«Власти нам не просто помогают — они создают такую ауру, при которой здесь приятно жить»

«9 МАЯ — ЭТО ДЕНЬ СПАСЕНИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА»

Главный раввин РТ побывал в гостях у нашей редакции на следующий день после окончания Хануки, одного из самых известных еврейских праздников, завершившегося в этом году 14 декабря. Возможно, поэтому Горелик решил подробно рассказать читателям «БИЗНЕС Online» о предыстории и значении праздника.

«Эта история случилась почти 2 200 лет назад, — напоминает он. — Греки пришли в Израиль и фактически подчинили его своей власти (подразумевается эпоха владычества над Святой Землей эллинистической династии Селевкидов прим. ред.). Они не собирались уничтожать народ, живущий здесь, а просто предложили евреям жить как они. Чем-то это было похоже на то, как позднее поступила коммунистическая власть, ломавшая традиции и навязывающая советский образ жизни. Несколько десятков лет эллины были в Израиле: захватили храм в Иерусалиме, поставили там своего идола, что было самое страшное для народа. И народ восстал (имеется в виду восстание Маккавеев в 167 году до н. э.прим. ред.). И была победа в этой войне, что являлось уже большим чудом, потому что еврейская армия была очень маленькой».

Но Ханука празднуется не в память победы правоверных иудеев над эллинами, а в память другого чуда, говорит Горелик. Когда еврейские воины освободили храм, они не смогли отыскать в нем ритуального масла для меноры (светильника из 7 свечей прим. ред.), чтобы очистить здание после пребывания в нем язычников.

«Все склады с маслом оказались вскрыты и осквернены, — рассказывает Горелик. — Нашелся только один маленький кувшин, которого едва могло хватить на день. А для того, чтобы приготовить новое масло, необходимо 8 дней. Но неожиданно случилось чудо: масло из маленького кувшина горело на протяжении 8 дней и ночей, этого оказалось достаточно, чтобы возобновить запасы масла. Поэтому Ханука традиционно длится 8 дней».

Как говорит главный татарстанский раввин, смысл Хануки в том, чтобы никто не смел трогать национальных духовных ценностей. «Самая дорогая вещь для каждого народа — это то, что он получил от своих предков, — подчеркивает Горелик. — Это нельзя трогать. Мы как бы говорим власти: люди готовы слушаться вас, если вы не будете покушаться на наши традиции. Это моя Тора».

Горелик считает, что Ханука во многом детский праздник, потому что завоеватели в первую очередь пытаются воздействовать на детские неокрепшие умы, зомбируя их своей идеологией. Поэтому Маккавеи спасли не просто Израиль — они спасли его детей. В благодарность за этот подвиг дети в дни Хануки зажигают свечи и в доме, и на улице. «Потому что, если у тебя есть что-то хорошее, поделись этим», — резюмирует раввин.

Еще один праздник, которого не найдешь в религиозном календаре, но который дорог для каждого еврея, — это День Победы, считает Горелик. В нем тесно соприкоснулись исторические судьбы русского и еврейского народа. «Я вижу, как здесь, в России, отмечается День Победы, — признается татарстанский раввин. — Этот день — и для евреев особый. Он — как символ спасения. Может быть, официально его нельзя так называть, но для меня 9 Мая — это все равно что день спасения еврейского народа, избавления его от большой беды».

В том, что президент Израиля Реувен Ривлин в этом году отказался (в ряду многих других международных лидеров) приехать на празднование 70-летия Великой Победы в Москву, Горелик не видит пренебрежения к празднику. «Я не пресс-секретарь президента, — говорит он, — но в любом случае несостоявшийся визит не был вызван неуважением к 9 Мая».

Подробный отчет об интернет-конференции с главным раввином Казани и РТ Гореликом читайте на страницах «БИЗНЕС Online» в ближайшее время.