Представители сети Муслимы Латыповой объяснили «БИЗНЕС Online», почему извинились за разделочную доску с Бараком Обамой

Фото разделочной доски, на которой президент США Барак Обама предстает в образе обезьянки — символа наступающего года, на этой неделе взорвало соцсети с подачи посольства США. Татарстанская сеть «Бахетле», в которой был замечен товар, немедленно принесла извинения, а ее коммерческий директор Дмитрий Зуев рассказал «БИЗНЕС Online», что три единицы товара со скандальным изображением проникли на полку чуть ли не контрабандой, будучи спрятаны среди сотен обычных досок.

В центре курьезного политического скандала оказалась на этой неделе торговая сеть «Бахетле» Муслимы Латыповой

«НАБИРАЕТЕ В «ЯНДЕКСЕ» «ПРИКОЛЬНЫЕ ОБЕЗЬЯНКИ» — ВЫПЛЫВАЮТ ТАКИЕ КАРТИНКИ»

В центре курьезного политического скандала оказалась на этой неделе торговая сеть «Бахетле», которой владеет депутат Госсовета РТ Муслима Латыпова. Отправной точкой стал пост пресс-секретаря посольства США в РФ Уилла Стивенса, который разместил у себя в Twitter фото купленной в «Бахетле» разделочной доски. На ней изображено семейство обезьян, при этом на место мордочки «ребенка» вмонтировано лицо президента США Барака Обамы. «Отвратительно, что местные власти разрешают продажу таких расистских материалов в магазинах», — написал сотрудник посольства.

Новость вызвала широчайший резонанс в СМИ и соцсетях. Сеть «Бахетле» отреагировала достаточно оперативно. «Мы приносим извинения за случившееся, — заявила компания в сообщении, разосланном СМИ. — Мы впервые сталкиваемся с такой ситуацией, поэтому персонал оказался к ней не готов. Мы выражаем сожаление в связи с тем, что такая продукция оказалась на полках нашего магазина. Для нас это крайне неприятная ситуация, поскольку недопустимо, чтобы кто-то пытался использовать торговую площадку как место для политических провокаций».

В сообщении также было сказано, что сейчас для сотрудников сети «Бахетле» проводится инструктаж, который должен исключить повторение подобной ситуации в дальнейшем. Отмечается, что три экземпляра «с провокационным изображением» поступили в составе большой партии разделочных досок, поставленных московским ООО «Классик-посуда» (производитель — петербургское ООО «Евростиль»). Изображение с компанией никто не согласовывал, поставщику направлена претензия, а в самой компании проводится внутреннее расследование.

Уилл Стивенс разместил у себя в Twitter фото купленной в «Бахетле» разделочной доски

Американское посольство извинения приняло. Стивенс написал в Twitter следующий пост: «Спасибо коллегам в «Бахетле» за принесенные извинения за оскорбительную продукцию. Мы это ценим».

Производитель досок — петербургская компания ООО «Евростиль» — не считает себя виноватым в случившемся. «Никакого криминала там нет, на наш взгляд. Журналисты просто раздули эту тему», — лаконично сказал нашей газете коммерческий директор компании Кирилл Науменко. Ранее он дал понять, что никакого политического умысла оскорбить американского президента при изготовлении досок не было: «Печатали различные картинки из интернета, с обезьянами. Это не какой-то спецзаказ, а просто доски с обезьянами. Набираете в «Яндексе» «прикольные обезьянки» — выплывают такие картинки. Но на досках нигде не написано, что это Обама», — цитирует Науменко Русская служба новостей.

«НИКАКОГО ТОВАРА С ИЗОБРАЖЕНИЕМ БАРАКА ОБАМЫ МЫ НЕ ЗАКАЗЫВАЛИ»

Подробно рассказать о ситуации в эксклюзивном интервью «БИЗНЕС Online» согласился коммерческий директор «Бахетле» Дмитрий Зуев.

— Как стала возможной произошедшая в вашем магазине ситуация?

— Во всей партии (а она была одна) изображений, вызвавших такой резонанс, было три. Все они попали в один магазин в торговом центре «МЕГА». Цена одной доски была 222 рубля 90 копеек.

Разумеется, прежде чем товар попадает в супермаркет, мы рассматриваем и отбираем ассортимент. У данного поставщика — московское ООО «Классик-посуда» — мы заказывали разделочные доски с символом 2016 года, ведь, как известно, грядущий — год Обезьяны. Заказанным нам доскам соответствует определенный артикул — МД53. О том, что поставщик совершил пересортировку и вложил не отобранный и не согласованный нами товар, мы, к сожалению, узнали только из интернета. После этого мы незамедлительно проинформировали об этом свои магазины, сняли все доски данного поставщика с продажи.

Представители «Бахетле» незамедлительно принесли свои извинения, поскольку считают, что это вопрос не политики, а элементарной этики

Мы сожалеем о случившемся и уже обозначили свою позицию. Мы бы не стали умышленно продавать такую продукцию в наших супермаркетах, это не было маркетинговым ходом. Нас огорчает тот факт, что поставщик, с которым мы работали на протяжении длительного времени — с декабря 2011 года, допустил ошибку, а наш персонал на приемке, проверив целостность товара и соответствие штрих-коду, не обратил внимания на изображение и допустил его появление в торговом зале.

Дело в том, что рабочей является тыльная сторона доски, и когда приемщик смотрит товар, он обращает внимание на его целостность, отсутствие брака, артикул и номер. То есть приходит большое количество досок, сотрудник смотрит сторону доски без изображения. Сейчас мы проинструктировали весь персонал приемки, чтобы впредь исключить подобные ситуации. Добавили еще один контрольный параметр — изображение. Ранее таких инцидентов у нас не происходило, поэтому мы были к такому не готовы.

— Показывали ли вам заранее изображения на досках, которые вы планировали заказать?

— Механизм таков: поставщик присылает каталог, по которому идет отборка товаров. В каталоге есть фотографии, соответственно, товар с обезьянками мы в нем, конечно, видели и определенные изображения в партии заказали, но никакого товара с изображением Барака Обамы мы не заказывали.

— Каков вердикт по сотрудничеству с поставщиком «Классик-посуда»?

— Разумеется, мы разрываем все контракты с компанией и возвращаем ей весь товар. Помимо досок поставщик отгружал нам сувенирную продукцию — кружки, подставки, фужеры.

— Производитель и поставщик извинились перед вами?

— В ответе на наш запрос было указано, что ООО «Классик-посуда» тоже пропустило эти доски, они не отгружали нам этот товар. Первой реакцией поставщика было заявление о том, что нам этот товар не отгружали. То есть и у них, и у нас этот товар просмотрели.

Производитель — петербургский ООО «Евростиль» — сказал то же, что и всем в интервью: что не обратил внимания, что не видит ничего предосудительного. Кажется, он сам до сих пор не понимает смысла произошедшего, поэтому с ним, как я уже сказал, мы больше не работаем.

Мнения людей в соцсетях разделились, но большинство покупателей и читателей СМИ отнеслись к ситуации с юмором

«МЫ МОГЛИ БЫ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ СИТУАЦИЕЙ, НО НЕ ИГРАЕМ В ТАКИЕ ИГРЫ»

— Отслеживали ажиотаж в социальных сетях и офлайн?

— Мы видели реакцию людей в социальных сетях. Их голоса разделились. Мы заметили, что большинство покупателей и читателей средств массовой информации отнеслись к ситуации с юмором — кто-то подшучивал, кто-то говорил, что всякое случается и нет причин обижаться, кто-то даже спрашивал, где может купить доску с данным изображением.

Вообще, подобные товары на реализацию нам предлагают постоянно. Среди них встречаются провокационные товары, продукция, порочащая чью-то честь. Магниты, кружки, ручки... Бывают не только изображения политиков, но и картинки эротического характера. Мы никогда не допускали их к продаже. Возможно, в сувенирных магазинах это и можно встретить, но «Бахетле» — это супермаркеты домашней еды, а не лавка приколов.

— Сколько поставщиков у сети «Бахетле»? Реально ли при большом количестве, в том числе позиций товаров, избежать таких ситуаций в будущем?

— На полках единовременно у нас находится около 40 тысяч единиц товаров. Мы работаем более чем с 800 поставщиками. До этого нам удавалось избегать подобных ситуаций, думаю, после данного случая и инструктажа такого больше не повторится.

— С введением санкций между Россией и рядом западных стран в прошлом году в ресторанах и кафе по всей стране была популярна шутка «Вход в заведение Бараку Обаме запрещен». На Красной площади продаются матрешки с лицами политических деятелей, но это нигде и никак не обсуждается и не пресекается. Да и эти самые доски продаются во множестве мест. Не думаете, что имела место чья-то провокация против «Бахетле»?

— Возможно, не провокация, но что-то похожее на дешевый маркетинговый ход со стороны производителя этих досок. Естественно, у него идет отборка товара, какие-то категории продукции не раскупаются, потому что заказчики не хотят политических конфликтов. Соответственно, продукция стои́т, и тогда производитель подсовывает спорный товар «контрабандой», а наши интернет и пресса все это радостно подхватывают. В результате действительно появляется спрос на данный продукт.

Мы бы тоже теоретически могли воспользоваться ситуацией, заполнить все свои магазины этими досками и быстро их продать! Но мы не играем в такие игры и хотим донести до всех, что желаем прекратить обсуждение этой темы и закрыть вопрос.

— Почему компания вообще решила извиниться?

— Потому что понимаем, что ситуация нехорошая и могла задеть кого-то, а мы не хотели в этом участвовать. Но все-таки мы просмотрели эти доски, поэтому было логичным принести извинения.

— Не боитесь, что вас теперь, наоборот, обвинят в проамериканской позиции. Мол, испугались санкций...

— Мы обсуждали этот вопрос с Муслимой Хабриевной, она не боится никаких санкций, тем более что с США ни ее лично, ни «Бахетле» ничего не связывает. Это вопрос не политики, а элементарной этики. Был бы на месте Барака Обамы любой другой человек, мы бы отреагировали точно так же.