Александр Дембич
Проект развития Ново-Татарской слободы подготовлен научно-проектным центром «Интерра» под руководством завкафедрой градостроительства КГАСУ

КАК СДЕЛАТЬ ИЗ НОВО-ТАТАРСКОЙ СЛОБОДЫ АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ЦЕНТР КАЗАНИ

Проект развития Ново-Татарской слободы, подготовленный научно-проектным центром «Интерра» под руководством завкафедрой градостроительства КГАСУ Александра Дембича, президенту Татарстана Рустаму Минниханову показали в конце ноября во время его традиционного обхода исторической части Казани. Тогда пресс-служба президента сообщала, что Минниханов назвал вопрос «давно назревшим» и дал указание руководству города встретиться с собственниками земельных участков, обсудить с ними развитие территории и совместно с КГАСУ проработать проект планировки слободы. О том, как предлагается развивать эту ценнейшую, но, по сути, угасшую территорию, газете «БИЗНЕС Online» рассказал сам Дембич.

Впервые свое видение развития приволжской территории специалисты КГАСУ представили еще лет 13 назад по просьбе меховой фабрики «Мелита», которую тогда возглавлял Алексей Пахомов (руководил ей с 1992 по 2002 год), ныне гендиректор ассоциации предприятий и предпринимателей РТ, экс-сенатор от РТ. На тот момент компании принадлежали две обособленные друг от друга территории, Пахомов посчитал правильным одну из них приспособить под какую-либо общественную функцию, вспоминает Дембич. В КГАСУ были разработаны эскизы территории, получившей название «Общественно-деловой центр Иске-Таш». Так, напомним, называется расположенная рядом мечеть — переводится как «древний камень». И хотя речь шла лишь о фрагменте Ново-Татарской слободы вокруг «Мелиты», первый президент РТ Минтимер Шаймиев проект одобрил и поручил руководству города развивать территорию в представленном направлении. Однако в 2003 году власти переключились на первостепенные территории — приближалось празднование тысячелетия Казани, надо было приводить в порядок то, что под боком. Часть территории «Мелиты» была продана предпринимателям, которые разместили на ней аквапарк. Эскизы положили в стол.

Иске-Таш

Эскиз территории «Общественно-деловой центр Иске-Таш»
(нажмите, чтобы увеличить)

Вновь о Ново-Татарской слободе вспомнили с развитием Свияжского мультимодального логистического центра (СМЛЦ), первый этап которого был завершен в начале декабря. В СМЛЦ предлагается перенести грузовой порт, а также неприглядные промбазы и склады предприятий, расположенные сегодня вдоль улицы Меховщиков. Таким образом будет высвобождена значительная часть приволжской территории. Предприниматели останутся собственниками земли, но смогут построить на ней то, что будет вписываться в концепцию обновленной слободы, и сформировать волжский фасад Казани.

Вопрос реконструкции территорий Казани рядом с Волгой обсуждался и на конференции московского урбанистического форума, проходившего в столице РТ в июле. Тогда на интернет-конференции в редакции «БИЗНЕС Online» глава исполкома форума, ректор московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов много говорил о том, что Казани необходим второй городской центр — как раз в районе Ново-Татарской слободы. «У вас есть Волга, но жизнь горожан в подавляющем большинстве никак с ней напрямую не связана», — посетовал Шаронов. По его словам, задача — приблизить реку к горожанам, чтобы они перестали «тусоваться, будучи зажатыми в каменном мешке», и вышли на приволжский простор. Строительство развитой системы набережных с богатой инфраструктурой, по мнению московского гостя, даже способно изменить местоположение фактического центра города. В случае с Казанью он вполне может сместиться в нынешнюю портово-промышленную зону на берегу Волги.

Восточный базар
«Восточный базар» — здание в соответствующем стиле с большими внутренними дворами для уличной торговли — предлагается построить недалеко от улицы Портовой

С ВОЛГИ ОТКРОЮТСЯ «ВРАТА ВОСТОКА»

Сказано — сделано. Уже прорабатываются детали проекта. Его разработчики выделили три точки развития, способные привлечь на территорию Ново-Татарской слободы и бизнес, и население, и туристов, — это исламский финансовый центр, восточный базар и многофункциональный комплекс «Врата Востока».

Исламский финансовый центр (ИФЦ) предлагается разместить в бухте грузового порта на улице Меховщиков. «Москва-Сити» задумывался, напомним, прежде всего как международный финансовый центр. Но если московский финцентр ориентирован на привлечение западного капитала, то казанский вполне мог бы повернуться лицом к Востоку. Тем более что в эпоху санкций это более актуально. ИФЦ представляет из себя комплекс зданий — под офисы, гостиницу, выставочную деятельность и пр.

Другой «маяк» «Казань-Сити» — восточный базар. Это здание в соответствующем стиле с большими внутренними дворами для уличной торговли предлагается построить недалеко от улицы Портовой. «Нам часто приходится слышать от туристов вопрос: «А где у вас восточный базар?» Они хотят увидеть нечто такое, что есть в Самарканде, Бухаре. Но у нас ничего подобного нет, хотя Казань всегда была мощным перевалочным пунктом восточной торговли, в XV - XVI веках под Кремлем проводилась знаменитая ярмарка (где кроме татар и русских торговали купцы из стран Средней Азии и Кавказа)», — рассказывает Дембич. Он вспоминает, что в конце 1970 - 1980-х годов Казань планировала воссоздать эту ярмарку, но воплощенным в жизнь проект так и не стал, а желание создать базар осталось. «Мы хотели, чтобы на восточном базаре торговали изделиями местных народных промыслов, кожаной обувью, сувенирами, чтобы были продовольственный базар, кафе, рестораны с национальной кухней. Целый комплекс, который стал бы притягателен для туристов», — говорит архитектор. В пользу восточного базара сыграет и расположенный рядом речной порт, куда летом ежедневно в поисках восточного своеобразия Казани прибывают путешествующие по Волге туристы.

Исламский финансовый центр
Исламский финансовый центр предлагается разместить в бухте грузового порта на улице Меховщиков

В планах специалистов — преобразование северной косы, которая вместе с южной формирует водные ворота в Казань, обрамляя ныне бухту грузового порта. Сейчас на северной косе расположен элеватор, здание которого, по словам Дембича, не представляет большой исторической или архитектурной ценности, тем не менее вместо сноса его можно было бы перепрофилировать в третий «маяк» — многофункциональный комплекс с офисами, гостиницами, развлекательными объектами. Такой подход обходится дороже, чем снос и строительство с нуля, но придаст территории своеобразия, сделает ее «настоящей», вписанной по возможности в сложившуюся застройку. Тем более что перепрофилировать промышленные объекты под офисы, выставочные залы и даже жилье — это модный тренд. Московский центр современного искусства «Винзавод» расположен именно что в историческом здании, где ранее разливали вино.

Бывший элеватор с новыми пристройками предлагается обратить фасадом к Волге, что должно символизировать ворота — с воды комплекс будет виден издалека и смотреться весьма эффектно. Название соответствующее — «Врата Востока». У основания косы предлагается разместить торгово-выставочный комплекс, а между ним и «Вратами Востока» разбить парк с аттракционами. Набережная косы подойдет для базирования маломерных судов — яхт, катамаранов. «Мы хотели бы, чтобы люди стремились провести здесь время, отдохнуть. В свое время в Нью-Йорке было знаменитое место на берегу океана, Кони-Айленд, куда все ездили развлекаться. Другой аналог — Бомбей — выдается мысом в Индийский океан, и в 90-е годы там построили огромную 20-метровую арку «Ворота в Индию», правда, выполняющую чисто декоративную функцию», — рассказывает Дембич.

«Врата Востока»
Бывший элеватор с новыми пристройками предлагается обратить фасадом к Волге, что должно символизировать ворота. Название соответствующее — «Врата Востока»

НЕБОСКРЕБЫ «КАЗАНЬ-СИТИ»

Как еще предлагается преобразить Ново-Татарскую слободу? В районе улицы Портовой находится полузаброшенный стадион «Водник», который, по задумке проектировщиков, станет центром спортивного парка с новыми теннисными, футбольно-волейбольными площадками, хоккейной коробкой.

Помимо прочего, Дембич и его команда предлагают создать в слободе деловой центр, условно назвав его «Казань-Сити». Он мог бы состоять из высотных зданий: удаленность от Кремля позволяет это сделать, а виды с Волги — так просто и требуют. По словам Дембича, рядом на железнодорожной станции Вахитово разработчиками нового генплана Казани предлагается построить транспортно-пересадочный узел (таких в городе будет немного — от трех до пяти). Здесь проходит железнодорожная ветка с выходом на аэропорт, кроме того, территория пересекается с Большим транспортным кольцом Казани и «цепляет» Малое транспортное кольцо. Словом, такой транспортный узел будет удобен для бизнеса. Почему бы не сформировать деловой кластер неподалеку от транспортного узла?

Генплан (нажмите, чтобы увеличить)

Новый деловой центр в районе Ново-Татарской слободы просматривался еще в процессе разработки генплана Казани, принятого в 2007 году
(нажмите, чтобы увеличить)

Дембич отмечает, что новый деловой центр в районе Ново-Татарской слободы просматривался еще в процессе разработки генплана Казани, принятого в 2007 году. Уже тогда было ясно, что центральная часть города начинает слишком активно насыщаться административно-офисными функциями. Последнее же обследование, проведенное в 2014 году, показало, что в центре сейчас 170 тыс. рабочих мест. «Это ненормально. По сути, там занята треть всех трудовых кадров Казани, а все клерки на машинах — отсюда и пробки, — говорит завкафедрой градостроительства КГАСУ. — Выгодно создавать новый деловой центр, чтобы оттянуть туда эти рабочие места». По его расчетам, Ново-Татарская слобода, в целом не только «Казань-Сити», сможет вобрать в себя 50 - 70 тыс. рабочих мест. Ужесточив нормы парковки в центре и, наоборот, ослабив их в слободе, можно проконтролировать переезд предпринимателей, а может, и части чиновников из старого центра города в новый.

Впрочем, было бы преступлением, создавая новое, уничтожить старое. Сегодня в слободе расположены три мечети — «Иске-Таш», Розовая и Новослободская (последняя в законсервированном состоянии). Каждая — со своей, привлекательной для горожан и туристов, историей. Есть и другие интересные объекты, многие из которых не инвентаризированы и не исследованы. «Вот стоит бывшая пожарная каланча. Сегодня она заброшена, но при этом сама по себе интересна как объект. Такие здания нужно попытаться сохранить», — рассказывает Дембич.

Что дальше? Как пояснила вчера газете «БИЗНЕС Online» главный архитектор города Татьяна Прокофьева, Дембичем была проведена большая предварительная работа. «Это концепция, которая прекрасно показывает стоимость ресурса этой территории», — сказала она.

Теперь же по поручению президента РТ начинается разработка мастер-плана этой территории. «Будут работать малайзийские проектировщики, которых мы знаем по деятельности на «Смарт Сити», — рассказала Прокофьева. Напомним, мастер-план «умного города» разрабатывал консорциум в составе AJM Planning&Urban Design Group, Straits Consulting Engineers, Amanah Capital Group Limited во главе с главным архитектором проекта Норлизой Хашим. Вскоре начнутся первые семинары, на которых представители проектировщика будут встречаться со специалистами различных сфер, чтобы собрать мнения, пожелания. Затем малайзийцы и подготовят концепцию развития этой территории. После представления мастер-плана начнется разработка проектов планировок на отдельные части территории (ими будут заниматься местные проектировщики) и различных архитектурных проектов (для которых будут проводиться конкурсы). Но все это, конечно же, после освобождения Ново-Татарской слободы от неприглядных складов.