«НАМ ОСТАВАЛОСЬ ТОЛЬКО ЗАБИТЬ ГОЛ В ВОРОТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ ВЛАСТИ»

Форум в Челнах собрал более 350 участников — представителей предприятий Набережных Челнов, Татарстана, Башкортостана, Удмуртии, Ульяновской области. Приехали как чиновники, так и представители бизнеса, заинтересованные в создании промышленных кластеров. В президиуме заседали министр экономики РТ Артем Здунов, мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев, директор ассоциации кластеров и технопарков Андрей Шпиленко, директор по развитию ПАО «КАМАЗ» Ирек Гумеров. Микрофон так и не дошел до замруководителя агентства инвестиционного развития РТ Марата Бухараева и замначальника дирекции Самарского филиала ОАО «РЖД» «Росжелдорснаб» Сергея Богословского, зато другим было что сказать.

Первым взял слово для похвалы министр. Он напомнил, что год назад в этом же зале IT-парка уже высказывалась мысль об интеграции усилий в области поддержки и развития предприятий малого и среднего бизнеса. И сегодня, констатировал Здунов, эти усилия смогли привлечь федеральное финансирование: «Челны — это город машиностроителей, поставщиков для крупнейшего якорного предприятия, и я имею в виду не только КАМАЗ. Поэтому нам, министерству экономики, оставалось только подойти и забить гол в ворота органов федеральной власти. Все основные поставки идей — все это было от вас. И те проекты, которые сегодня хотят видеть в федеральном правительстве для финансирования, уже представлены в том наборе заявок, который мы понесем в январе-феврале». Здунов заверил, что все программы поддержки предпринимателей, в том числе машиностроительного направления, будут продолжены. Причем в 2016-м программа поддержки МСП стартует намного раньше — если в прошлом и позапрошлом году на защиту проектов приезжали летом, то в будущем это будет уже февраль или март, что даст возможность внести коррективы в бизнес-планы уже в начале года.

После непродолжительных комплиментов Магдеева в адрес КАМАЗа, который, как известно, наша судьба, и Челнов, которые мэр давно возвел в ранг столицы автомобильной промышленности, перешли к главной теме. По словам модератора мероприятия Шпиленко, в России, по разным оценкам, создано или создается до 400 кластеров. При этом развивается около 125 промышленных кластеров, которые объединяют 1,9 тыс. предприятий в 56 субъектах РФ. Однако у представителей власти есть уверенность, что промышленные кластеры в скором времени начнут расти как грибы после дождя. Потому что наиболее востребованными механизмами поддержки кластеров будут субсидии на лицензирование и сертификацию, на повышение квалификации ИТР, а также на техническое перевооружение и закупку оборудования. Кроме того, субсидироваться будет внедрение специализированного программного обеспечения, НИОКР и создание инфраструктуры сертификации, инжиниринга и прототипирования. Причем субсидии, которые Шпиленко назвал «особым инструментом», станут более адресными — направляться они будут непосредственно участникам промышленного кластера, а не в регион.

ГРЕХ СУБСИДИЕЙ НЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ

В этом году сумма на субсидирование промышленных кластеров уже заложена, регионы уже подают заявки в минпромторг. Не стали исключением и Челны. Как рассказал «БИЗНЕС Online» руководитель центра кластерного развития Ленар Ахметов, по сути, машиностроительный кластер в Закамье уже существует на базе ассоциации машиностроителей, которая объединяет более 70 предприятий. «Мы удовлетворяем всем требованиям, которые предъявляет минпромторг к промышленному кластеру, — сообщил Ахметов. — У нас есть кооперация участников, есть крупные автосборочные производители — КАМАЗ и «Форд Соллерс», которые являются производителями конечной продукции наших автокомпонентчиков. Все это позволяет сформировать нам машиностроительный кластер. Думаю, что КАМАЗ поддержит наши начинания. Без него тяжело будет заявку подавать. Надеюсь, что мы получим в конце года одобрение и отправим заявку в Москву на реализацию кластерных проектов. А таких проектов очень много — это и центр сертификации, и создание инжинирингового центра по промышленному дизайну, и региональный центр термообработки. Все они требуют немалых денег. Поэтому если появляется новый инструмент, грех им не воспользоваться», — сообщил Ахметов.

Цели, которые преследует минэкономики при реализации кластерного подхода, можно было бы озаглавить как программа 10×10×10. Это сокращение импортных комплектующих не менее чем на 10%, повышение не менее чем на 10% доли добавленной стоимости инициаторами проектов, а также увеличение объема экспорта продукции кластера также не менее чем на 10%. Причем, по словам Шпиленко, требования к промышленным кластерам совсем иные, нежели к инновационным. Реестр кластеров формируется после прохождения строгой проверки на соответствие требованиям постановления правительства, при этом оценивается прежде всего наличие производственной кооперации, уровень которой должен быть не менее 50%, и как минимум одно предприятие должно осуществлять выпуск конечной продукции.

«Татарстан — лидер в плане создания инновационно-территориальнных кластеров, — заявил Шпиленко. — И, возможно, именно сегодня представители МСБ примут решение, что им надо создать еще один кластер — промышленный. Тем более что это будет идея не по наводке сверху, а снизу вы сами примете решение и обратитесь к министру, чтобы ваша инициатива была поддержана».

Андрей Шпиленко
Андрей Шпиленко

«ВЫ ТАК ЖЕСТКО СКАЗАЛИ, ЧТО Я ЧУТЬ СО СТУЛА НЕ СВАЛИЛСЯ»

Об итогах экономического развития в «передовом регионе» отчитался замначальника отдела машиностроительного комплекса минпромторга РТ Сергей Чурбанов. Объем промышленного производства за 10 месяцев составил 1,5 трлн. рублей. Индекс промышленного производства — 99,6% (к слову, ИПП в январе-октябре 2014 года составлял 100,6%). 68% от общего объема производства приходится на 4 вида деятельности: добыча полезных ископаемых (24,6%), производство нефтепродуктов (19,6%), химическое производство (13,8%) и производство транспортных средств и оборудования (10%). За 10 месяцев было добыто 28,1 млн. т нефти, произведено 24,5 тыс. грузовых и 18,5 тыс. легковых автомобилей, 11,3 млн. шин, 537 тыс. т синтетического каучука.

Что же до предприятий машиностроительного комплекса, то они за 10 месяцев отгрузили продукции на 292 млрд. рублей. Индекс промпроизводства составил 93,7%. Правда, какую по счету строчку в общих показателях занимает машиностроение республики, представитель ведомства не озвучил. Понятно, что итоги работы автомобильной отрасли в первую очередь определяются показателями КАМАЗа, которые в последнее время не блестящие. Объем выпущенной продукции за 10 месяцев составил 57,4 млрд. рублей, ИПП — 63%. Компанией произведено 20,8 тыс. грузовых автомобилей. СП «Форд Соллерс» произвело более 20 тыс. автомобилей, в том числе елабужское подразделение компании — 10,9 тыс. автомобилей. У ОАО «ЕлАЗ» за 10 месяцев объем выпуска продукции составил 2,6 млрд. рублей.

В отчете, правда, не было сказано о печальной динамике производства автомобилей и оборудования того же КАМАЗа и «Форд Соллерса», которые за те же 10 месяцев потеряли 12,8% против 10,1% за январь-сентябрь. Уточним, что спад по грузовикам составил 39,5%, а по легковым машинам — только 3%. При этом последний отчетный месяц, октябрь, оказался самым слабым, отрасль продемонстрировала общий спад без малого на треть — 32,4%. Другими словами, кризис автопроизводителей только усилился и явно далек от своего пика. Так что желание минэкономики объединить машиностроителей в кластер вполне понятно — все же в кризис вместе выживать легче.

Представитель минпромторга помимо цифр назвал конкретные механизмы поддержки предприятий, входящих в промышленные кластеры. Во-первых, это займы фонда развития промышленности. Планируется, что в 2016-м году фондом будет выделено 20 млрд. рублей. Эти средства будут направлены не только на целевые займы под 5% годовых, но и на софинансирование проектов, получающих займы в региональных фондах промышленности, пояснил Чурбанов. Еще одна деятельность фонда — развитие лизинга и импортозамещающего оборудования. «Создан механизм специального инвестиционного контракта, при котором инвестор заинтересован в его заключении и самостоятельно определяет те меры стимулирования, которые считает необходимым получить. На федеральном уровне прорабатывается изменение в законодательство по обнулению федеральной компоненты по налогу на прибыль организаций и по применению ускоренной амортизации», — доложил Чурбанов. В заключение он отметил, что в настоящее время рассматривается возможность создания машиностроительного и медицинского кластера на базе Казанского медико-инструментального завода и кремнийорганического на базе КЗСК «Силикон».

— Вы как представитель профильного министерства верите в новый инструмент, который запускает минпромторг? — спросил Шпиленко уже собиравшегося покинуть трибуну Чурбанова.

— Я не просто верю, я уверен, что предлагаемые меры поддержки создадут необходимые условия для прорывного действия в сфере машиностроения, — заявил Чурбанов.

В этот момент со стулом Шпиленко что-то произошло, и он покачнулся.

— Я от ваших слов чуть не свалился, — с улыбкой сказал Шпиленко. — Настолько жестко вы это сказали.

Ирек Гумеров
Ирек Гумеров

КАК ГУМЕРОВ У МИНИСТРА 70 МЛН. ПОПРОСИЛ

Как уже было сказано, кластер может объединиться лишь вокруг якорного предприятия, под которым, понятное дело, в Закамье подразумевается КАМАЗ. Директор по развитию ПАО «КАМАЗ» Ирек Гумеров, которому также дали возможность выступить с трибуны, выразил заинтересованность в развитии машиностроительного кластера и готовность ускорять этот процесс. «Мы в последние годы обновляем наш продуктовый ряд. На следующий год мы планируем выпускать тяжелые самосвалы полной массой более 40 тонн, — рассказал о планах КАМАЗа на 2016 год Гумеров. — Наиболее значительная работа связана с разработкой нового модельного ряда, который будет осваиваться в 2018 - 2019 годах. Это новая кабина, новая компонентная база, новые функциональные возможности. Мы в первом квартале большинство партнеров будем номинировать. И тем, кто не участвует, есть еще шанс работать с нашей закупочной компанией, с нашими конструкторами и быть причастными к созданию новой техники. А если говорить о далеком будущем, то вектор движения автомобилестроения — это электрификация транспорта, это «интернет вещей» и автономное движение. У нас хорошо стартовал проект по автономному движению. Со следующего года у нас будут появляться пассивные помощники водителя, в 2017-м году — активные помощники. Интеллектуализация автомобиля будет разгружать наших водителей, будет повышаться безопасность. Эта тема неисчерпаема, здесь потребность в интеллектуальных разработках просто невероятная. И в таких разработках мы тоже готовы сотрудничать с нашими партнерами и готовы дать ускорение этим проектам».

Говоря о ярких перспективах автопрома, Гумеров решил ковать железо, пока горячо, и прямо попросил у Здунова денег на новый проект КАМАЗа — создание электробуса. «Реакция наших клиентов оказалась позитивной. Мы видим достаточно понятный спрос и хотим интенсифицировать эти работы. И можно было бы поддержку, которую предлагали, попросить. Я бы хотел, Артем Алексеевич, попросить более интенсивно поддержать проект. Хотя поддержка есть, но бюджет, к сожалению, секвестирован», — обернувшись к Здунову, сказал Гумеров. На вопрос министра, какова цена этой интенсивности, Гумеров ответил, что нужно 70 млн. рублей, а осталось 12 миллионов. Правда, ни отказа, ни согласия на это воззвание не последовало.

Далее директор по развитию автогиганта рассказал, что за эти годы в регионе удалось взрастить ряд поставщиков, которые предлагают передовые технологии, под которые идут реальные инвестиции, например в области композитов деталей экстерьера и интерьера. Тем не менее, признал Гумеров, сегодня в автомобилестроении достаточно острое соперничество, поэтому в производстве компонентов важны не только новые идеи и решения, но и умение конкурировать в цене и качестве.

«Сегодня требования к поставщикам растут, и есть определенный барьер, который не все поставщики смогут преодолеть. В плане деталей интерьера и экстерьера мы работаем с теми поставщиками, которые могут вместе с нами участвовать в разработке. Люди должны работать в тех программных средах, в которых мы работаем, и иметь навыки. Для малого бизнеса эти тяжелые программные средства достаточно дороги. Мы с ІТ-парком прорабатывали проект создания системы коллективного пользования, программные продукты, которые могли бы снять барьеры для малых и средних предприятий, могли бы предположить почасовую аренду, удаленную работу. Без этого уже завтра работать будет невозможно. У нас эта инициатива проработана, но мы, к сожалению, ее пока решить не смогли. И вопрос снят с повестки. Поэтому хотелось бы, чтобы кластер смог оказать такую системную поддержку нашим поставщикам», — объяснил позицию автогиганта Гумеров.

Скорой отдачи от кластеров, правда, в министерстве пока не ждут. Как заметил Здунов после заседания, машиностроительная отрасль — это не та сфера, где можно ждать быстрой отдачи вложенных средств. По словам министра, создание рабочих мест уже подразумевает под собой плату определенных налогов, повышение налоговой отдачи от проектов, которые войдут в кластер, и объемы инвестиций. Кроме того, отдача зависит и от того, какой климат будет создан в этой сфере. «Если у нас будет высокая диверсификация в экономике Челнов, если мы не будем завязаны только на КАМАЗ, тогда мы можем говорить, что отдача будет высокой, — поставил условие Здунов. — План развития Челнов по программе моногородов предусматривает, что мы к 2020 году должны уйти из первoй группы антикризисных городов и уйти от монозависимости».