IRR_3800.jpg
Ильвира Пузырева

«ПРОБЛЕМА РОСЛА ГОДАМИ»

— Ильвира Гаязовна, будучи директором многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Татарстан, вы с самого начала курировали создание МФЦ. Где появились первые такие центры и сколько их сегодня?

— Работа по созданию в районах многофункциональных центров началась еще в 2012 году. На начало 2013 года в республике работали 6 МФЦ — в Азнакаевском, Бугульминском, Лениногорском, Менделеевском и Нурлатском районах, а также в поселке Камские Поляны. Сегодня в Татарстане, с учетом казанских, уже 45 центров.

— В чем заключается их задача?

— В упрощении процедур и сокращении сроков предоставления услуг. Еще недавно, чтобы получить какой-нибудь документ или справку, нужно было собрать множество промежуточных бумаг. В зависимости от вида услуги их число могло исчисляться десятками. Естественно, основная нагрузка по сбору документов ложилась на плечи самого заявителя. Он не только собирал, но и передавал документы из одного ведомства в другое. Людям приходилось отпрашиваться с работы не один раз, поскольку ведомства, как правило, ведут прием только в рабочие дни и часы. Тем более, что управление Росреестра у нас в одном конце города, пенсионный фонд — в другом, миграционная служба — в третьем, остальные федеральные управления разбросаны по микрорайонам. Оформление всех бумаг могло занимать несколько недель, если не месяцев. Кто не мог часто отпрашиваться платил посредникам. Проблема росла годами: документы получить сложно, везде очереди, бюрократические проволочки и издержки... Это были настоящие круги ада, которые требовалось пройти ногами, и нижнекамцы постоянно жаловались.

IRR_3871.jpg

— На оформление каких документов было больше всего жалоб?

— Возьмем для примера хотя бы регистрацию права собственности на недвижимость. Как этот процесс выглядел раньше? Заявителю предварительно нужно было получить кадастровый паспорт, то есть съездить в кадастровую службу, технический паспорт или план, то есть заехать в БТИ, провести межевание, если речь идет об участке. В лучшем случае человека ждали часовые очереди, в худшем — приходилось приезжать в управление не один раз. Теперь посчитаем по срокам. На кадастровый паспорт — 20 дней, на техпаспорт и техплан — до 60 дней, на межевание — до одного года. И только после получения всех этих документов человек мог обратиться в Росреестр.

— Сегодня сколько времени уходит на ту же бумагу?

— Заявитель приносит в МФЦ минимальный пакет документов: паспорт и документ, подтверждающий право на собственность. Сдает их в одном месте. Кадастровый паспорт специалисты центра в рамках межведомственного взаимодействия запрашивают сами, без участия заявителя. Все, никаких очередей в узких коридорах, никакой траты времени! Сроки получения документов сокращены до минимума. В кадастровой службе — до 5 дней, в БТИ — до 20 дней, услуги межевания — до 3 месяцев. Как только все это будет готово, заявитель подает документы на регистрацию и ровно через 10 дней получает свидетельство о праве собственности на недвижимость. При этом, имея на руках расписку с личным номером дела, человек может проследить по телефону, как оно продвигается.

«НАЧИНАЛИ С 90 УСЛУГ, СЕГОДНЯ ИХ ПОРЯДКА 140»

— В какую сумму обошелся МФЦ Нижнекамска?

— На капремонт здания из республиканского бюджета было выделено 47 миллионов рублей. Этих денег оказалось недостаточно, и местный бюджет выделил еще 21 миллион на завершение объекта. Кроме того, для эффективной работы уполномоченный МФЦ предоставил оргтехнику для рабочих мест специалистов на сумму более 7 миллионов рублей. Вариантов размещения центра было немного. Согласно федеральным требованиям, существуют нормативы для помещений МФЦ, и трехэтажное здание, которое муниципалитет подобрал для нового центра, подошло как нельзя лучше. Во-первых, оно очень большое по площади — порядка 2 тысяч квадратных метров. Во-вторых, находится в центре города, в шаговой доступности от автобусных и трамвайных остановок. Перед нами была поставлена четкая задача — довести до совершенства реализацию принципа «одного окна» как единого места приема, регистрации и выдачи документов гражданам и юридическим лицам. Поэтому мы полностью отрабатывали весь процесс предоставления той или иной услуги. Городские власти серьезно и основательно подошли к созданию МФЦ, чтобы не просто открыть центр и забыть о нем, а чтобы открыть, курировать и ежедневно мониторить работу. Наш центр открылся 10 февраля 2014 года, и спустя неделю здесь побывал Рустам Нургалиевич Минниханов. Президент осмотрел центр, после чего МФЦ Нижнекамска был определен пилотным проектом и местом проведения семинаров и совещаний с приглашением представителей других районов.

NMR_7012.jpg

— Насколько МФЦ востребован сегодня?

— В день открытия сюда пришли 470 человек. За неполный февраль 2014 года центр обслужил свыше 11 тысячи человек, в марте — более 21 тысячи, а за весь 2014 год в МФЦ обратились 260 тысяч человек. В этом году специалистами центра было принято более 144 тысяч заявлений и оказано около 148 тысяч консультаций. А всего за время работы многофункционального центра в нем побывали более 400 тысяч горожан! Положительная динамика налицо. Растет не только количество посетителей МФЦ, но и количество оказываемых в нем услуг. Первоначальный перечень за полтора года был значительно расширен. Начинали мы с 90 услуг, а сегодня оказываем уже более 140. Это услуги Росреестра, кадастровой палаты, миграционной и налоговой служб, МВД, федеральной службы судебных приставов, Роспотребнадзора, Росимущества, фонда социального страхования, ЗАГСа, пенсионного фонда, управления земельных и имущественных отношений, архитектуры, жилищной политики.

IRR_3876.jpg

— Какие услуги наиболее популярны?

— По статистике, это услуги управления Росреестра и кадастровой палаты. Даже по ним видно, как значительно вырос поток заявителей в МФЦ. Возьмем для примера февраль 2013 и февраль 2014 годов. Число поданных в управление Росреестра заявлений увеличилось с 4708 до 6441, в кадастровую палату — с 1346 до 7102. Количество ведомств осталось прежним, расширяется лишь спектр предоставляемых ими услуг. В июле прошлого года, например, мы попали в число первых 19 районных МФЦ, куда можно подать уведомление о начале работы, если ты ИП или юрлицо без лицензии. В мае нынешнего года стали выдавать справки по судимости или о факте уголовного преследования. Начиная с июля проводим регистрацию смерти. С начала августа принимаем заявления на загранпаспорт старого образца. Буквально на днях в МФЦ открылась касса единого расчетного центра — будем принимать платежи за коммунальные услуги, газ, телевидение, интернет и сотовую связь федеральных и местных операторов, а также подтверждать учетные записи граждан в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА).

— Отслеживается ли вами время предоставления услуг?

— Согласно федеральным требованиям, этот срок составляет не более 15 минут. Автоматизированная система сама контролирует время. Более того, она сразу же сообщает в федеральный центр о нарушениях.

WI-FI, ДЕТСКИЙ УГОЛОК И ЧАШКА КОФЕ

— Чем может скрасить ожидание справки ваш посетитель?

— Представьте: вы приходите сюда, получаете талон и проходите в большой зал ожидания. У вас есть несколько минут до приема. Можете посидеть в интернете — здесь есть Wi-Fi, можете выпить кофе. Ребенок найдет, чем заняться в детском уголке. Если с вами крохотный малыш, его можно спокойно перепеленать и покормить в специальной комнате. Первые месяцы работы показали, что в МФЦ нужны терминалы, а то заявитель получает на руки квитанцию и бежит сломя голову искать ближайший банк. Теперь терминалы есть. Мы с первого дня мониторим работу центра, проводим анкетирование. Такие опросы помогают выявить узкие места и допущенные нами просчеты — стараемся учесть все пожелания нижнекамцев.

— Каковы результаты опросов?

— Оценивая качество работы МФЦ по нескольким параметрам, люди обычно пишут в анкете: «Все отлично», «Все нравится». Иногда просят добавить специалистов.

IRR_2509.jpg

— Добавите?

— Сейчас у нас 25 специалистов. До марта нынешнего года работали и сотрудники МФЦ, и привлекаемые специалисты органов власти. Теперь только наши. По штату специалистов должно быть 47. Поскольку внедрение услуг идет поэтапно, к концу 2016 года как раз такое количество и будет. Кстати, на второй этаж здания МФЦ переехали все муниципальные службы. В том числе управление земельных и имущественных отношений, архитектуры и отдел жилищной политики. Мы и раньше вели у себя прием заявлений в эти службы, но приходилось потом отвозить документы по месту их нахождения. Сейчас все документы делаются на месте. В нашем центре можно получить и дополнительные услуги. Речь идет о БТИ, межующих организациях, которые арендуют у нас «окна» и предоставляют свои услуги на платной основе. Кроме того, организована выдача полисов «АК БАРС-Мед». Для удобства нижнекамцев сотрудники центра работают и по субботам, а услуги по ксерокопированию и составлению гражданско-правовых договоров у нас ниже в два раза, чем у риелторов.

— Каковы ближайшие планы?

— Планируем открыть на третьем этаже центр развития предпринимательства. Представители малого и среднего бизнеса смогут получить в центре консультативную помощь, а спустившись вниз, заказать все необходимые документы.

IRR_3896.jpg

«ШАНСЫ ПОПАСТЬ В ТРОЙКУ ЛИДЕРОВ ЕСТЬ»

— Вас, кажется, можно поздравить с первым местом в республиканском конкурсе на звание лучшего многофункционального центра?

— Причем уже во второй раз! Впервые этот конкурс проводился в прошлом году. Было подано 43 заявки со всех районов Татарстана. Именно наш МФЦ, по мнению жюри, соответствовал практически всем необходимым критериям. Но были показатели, которые не зависели от нас. Это двойная победа. Лучшим в республике стал не только наш центр, но и наш специалист Елена Ханафиева. Кстати, в 2014 году лучшей была опять-таки наша сотрудница — Айгуль Юсупова.

— Когда ждать новых побед?

— Мы собираемся участвовать во всероссийском конкурсе. В прошлом году пробовали, но нам, к сожалению, не хватило немного баллов. Тогда победителями стали Москва и Питер, но в этом году мы подтянули свои позиции.

IRR_3902.jpg

— Рассчитываете обойти столицы?

— Я вижу, как смотрится Нижнекамский МФЦ на фоне татарстанских многофункциональных центров. Он лидирует по всем позициям! Центра с такой огромной площадью и такими условиями нет ни в одном городе и районе республики. Это я могу точно сказать. Так что шансы войти в тройку лидеров у нас есть!

«ОЧЕНЬ УДОБНО — ВСЕ СЛУЖБЫ В ОДНОМ МЕСТЕ»

Посетители МФЦ поделились своими впечатлениями с корреспондентом «БИЗНЕС Online».

Кристина Антохина — воспитатель:

— Я часто бываю в МФЦ, потому что мы сейчас собираем документы на ипотеку. И до этого приходила, когда дочка родилась, справки на нее получала. Что могу сказать? Здесь очень удобно. За обслуживание в центре ставлю твердую пятерку! Работают специалисты быстро, к тому же можно получить несколько услуг одновременно.

IRR_3929.jpg

Оксана Мельникова — домохозяйка:

— Мне в МФЦ все нравится. Запись идет по терминалу, своей очереди ждать долго не приходится. Специалисты квалифицированные, вежливые.

Денис Игошев — сотрудник агентства недвижимости:

— По работе я часто приезжаю в этот центр. Очень удобно — все службы в одном месте: и архив, и кадастровая служба, и отдел опеки. Раньше как было? Приходилось бегать по всему городу, то в одно место, то в другое. Пока документы нужные соберешь, день потеряешь...