Ильшат Аюпов
Ильшат Аюпов

ТВОРЦЫ НОВОЙ ЭПОХИ

В Набережных Челнах робко зарождается целый пласт в татарской культуре — бардовская песня. Пока республика не может похвастать большим количеством талантов в этой сфере, но они все же есть, это уже не может не радовать. На этой неделе все они собрались в автограде на фестивале татарской авторской песни «Шат-шау», который каждую осень по традиции организовывает собкор телеканала «ТНВ» Ильшат Аюпов.

«Таких людей на татарской эстраде, наверное, пока только несколько. Как правило, это люди в возрасте, без музыкального образования, самоучки. У меня тоже это все началось с моего кумира Зульфата Хакима, — рассказывает о первых шагах в авторском искусстве Аюпов. — Я вырос на его песнях. С тех пор у меня и возникла мечта научиться играть на гитаре. Свою мечту я осуществил. А после этого стал писать песни. Сейчас у меня больше 10 песен есть. Правда, в аудиоварианте пока только одна, но я и не задаюсь целью записывать свои песни. Они в моей голове. Тем не менее мне всегда было интересно, есть ли еще такие люди в республике, которые сами пишут и музыку, и тексты песен, сами их исполняют. Как выяснилось, есть. И я решил в 2007 году впервые организовать концерт татарской бардовской песни».

За 8-летнюю историю бардовского фестиваля «Шат-шау» количество участников почти не меняется и максимально доходит до 20 человек. А само название в культурных кругах уже стало брендом. Площадкой для фестиваля выступает сцена татарского драмтеатра. Здесь всегда теплая атмосфера, небольшая сцена и зрительный зал, рассчитанный на истинных ценителей авторской песни. «Гитаристы всегда держат основную составляющую нашего фестиваля, — объясняет Аюпов. — Но только творчеством бардов мы не ограничиваемся. Дело в том, что у нас, к сожалению, пока нет такой публики, которая готова сидеть и часами слушать только гитару. Поэтому концерт разбавляем другими номерами. Часто выступают инструментальщики — скрипка, фортепиано, курай, аккордеон, баян, панфлейта».

На фестивале «Шат-шау»
На фестивале «Шат-шау»

Нынче организатор позвал актера альметьевского театра Динара Хуснутдинова, сыгравшего главную роль в фильме «Ак чәчәкләр», премьера которого недавно состоялась на ТНВ и вокруг которого была большая шумиха. И челнинский зритель имел возможность послушать редкий для современной татарской сцены разговорный жанр — бывший челнинец Хуснутдинов декламировал свои стихи. «Стихи, сценическая речь, конферанс — сейчас этого на эстраде вообще нет. Сама эстрада больше на клоунаду похожа, а вместо конферансье шоумены, у которых шутки ниже пояса. Публика тоже соскучилась по нормальному творчеству», — взывает Аюпов.

Помощь в подготовке к мероприятию оказывают и актеры драмтеатра. Например, Разиль Фахретдинов обладает ярко выраженной пластичностью, которую он передает в современном танце. Это для татарской эстрады тоже новое явление. Так что фестиваль объединяет не только бардов, а вообще творцов новой эпохи.

«БАРДЫ ИСЧЕЗАЮТ, НЕ УСПЕВ ЗАСВЕТИТЬСЯ НА БОЛЬШОЙ СЦЕНЕ»

Авторов-исполнителей для фестиваля Аюпов ищет по интернету, знакомится, переписывается и приглашает поучаствовать в концерте. К примеру, два года назад нашел девушку-исполнительницу из Челябинска Оксану Ильюп. Несмотря на небольшой композиторский стаж, ее уже можно назвать восходящей звездой бардовского творчества. Как призналась Оксана корреспонденту «БИЗНЕС Online», она пишет музыку года три, в ее музыкальной копилке не больше 50 песен. Раньше девушка и не думала, что есть талант писать музыку, но писала с самого детства стихи на двух языках. Оксана уже второй год приезжает специально в Челны, только для того чтобы поучаствовать в этом концерте, и уже имеет своих поклонников не только в родном Челябинске, но и в автограде. Несмотря на признание, сольных концертов певица не дает и вообще скромно считает, что большая сцена не для нее и она не для сцены.

«Два года назад я записала дебютный диск «Гитара кыллары» («Гитарные струны»), куда вошло 13 песен, — рассказала Оксана. — К диску я пришла не сразу. Очень много писали в соцсетях с вопросами, где можно приобрести мой диск. На улице в Казани узнавали люди, фотографировались со мной и тоже спрашивали диск. И вот однажды, когда возвращалась с первой поездки на фестиваль на поезде Уфа — Челябинск, произошла интересная история. У меня поднялась температура, и я, как только зашла в вагон, уснула, укрывшись простынкой и даже не поставив в воду цветы, которые мне подарили на фестивале. Когда проснулась, увидела эти цветы в банке с водой и обнаружила на себе теплое одеяло. В недоумении подняла глаза на соседей по плацкарту. Первый вопрос, который я услышала, был: «Вы Оксана Ильюп?» Пять часов подряд я играла на гитаре. Большинство людей в вагоне меня знали, те, кто не знал, тоже слушали песни. А в конце сказали: «Тебе нужно издать диск». Тогда я решилась. Материала было достаточно, поэтому диск записали довольно быстро — за месяц. И в декабре 2013 альбом увидел свет».

Оксана Ильюп
Оксана Ильюп

Костяк татарских бардов — это в основном казанские исполнители. В Челны, к примеру, нередко приезжает солист некогда известной татарской фолк-рок-группы «Сак-Сок» Захир Насибуллин. И хотя прогрессивный музыкант работал всегда в стиле рок-н-ролла, местные барды записали его в свой авторский круг. Челнинский певец Ринат Гильфанов, также участник фестиваля, — вообще личность известная. Он выпустил уже второй диск, а на три-четыре свои песни снял клипы в Узбекистане, причем очень качественные.

Однако, по мнению Аюпова, эти имена лишь верхушка айсберга. Многие татарские поэты-песенники исчезают, не успев засветиться на большой сцене. «Это все равно шоу-бизнес, со своими законами. Все равно надо под раскрутку попасть, и я часто это вижу — промелькнул кто-то со своей гитарой и песнями, а потом исчез, просто пропал. Именно потому, что нет людей, которые бы занимались их раскруткой. Продюсеры — это вообще отдельная история. Их в принципе в Татарстане нет. Да и фестивалей таких, как в Челнах, тоже нет. По крайней мере, казанские ребята сами говорили мне, что таких мероприятий в Казани не проводится», — рассказывает Аюпов. Именно поэтому он считает делом чести развивать бардовское движение дальше.

Ринат Гильфанов
Ринат Гильфанов

«Я СИЛЬНО ПЕРЕЖИВАЮ ЗА СОСТОЯНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ТАТАРСКОЙ ПЕСНИ»

Есть мнение, что татарская эстрада вымирает. По словам Аюпова, это небезосновательное утверждение. «Я очень сильно переживаю за состояние современной татарской песни. Вот послушаешь их — в стихах никакого содержания. Все сочиняют что-то подряд, а мелодии все на один мотив. Так что можно сказать, что бардовская песня — это какой-то крик души. Пусть это будет не так красиво звучать, без аранжировки, только под гитару. Но это действительно из души идет, это у человека где-то внутри рождается, это не просто рифмоплетство, а настоящие человеческие переживания», — выступил в защиту песенников Аюпов.

О чем же поют современные татарские барды? Как выяснилось, самой главной темой остается любовная лирика. «Я сам несколько песен попытался сочинить про жизнь. Со стороны посмотрел — и все равно все песни опять про разлуку, про чувства. Конечно, есть и более характерные для авторской песни тематики. К примеру, у казанца Гильфанова, участника нашего фестиваля, есть песня про «мажоров», потом он еще басню про овцу написал. Так что есть с юмором и даже с сарказмом произведения. Хотя тоже начинал с красивых глаз, с разлуки и любви, но его творчество на месте не стоит. Наше движение только зарождается, так что все песни о проблемах современного общества еще впереди», — выразил надежду Аюпов.

Интерес у публики однозначно прослеживается, утверждает Ильшат. Половина зрительской аудитории фестиваля — постоянная. А многие песни слушатели уже знают наизусть и с удовольствием подпевают авторам. «Наша цель — достучаться до человеческих душ. Один бизнесмен, который очень далек от лирики, мне после концерта так и сказал: «Оказывается, у меня внутри тоже живет любовь к авторской песне. Я открыл для себя, что мне стихи больше нравятся, чем музыка», — поведал бард-организатор.

Тем не менее у Аюпова есть далеко идущие планы относительно «Шат-шау». Музыкальных фестивалей в Татарстане много — «Татар җыры», «Татар моңы», но хотелось бы перерасти в принципиально другое качество. Можно было бы попробовать претендовать на государственные гранты, завести переписку с минкультуры, чтобы чиновники тоже обратили внимание на татарское песенное творчество. Пока у Аюпова нет цели зарегистрировать фестиваль в минкультуры, так как это очень громоздкая работа. Но учредить свою «Грушинку» и приглашать на нее татар-бардов со всего света вполне реально.