Депутат Госдумы РФ Альфия Когогина стала, пожалуй, главной героиней вчерашнего заседания экспертного совета при комитете по промышленности
Депутат Госдумы РФ Альфия Когогина стала главной героиней вчерашнего заседания экспертного совета при комитете по промышленности

«РЫНОК СЖАЛСЯ КАК ШАГРЕНЕВАЯ КОЖА»

Депутат Госдумы РФ Альфия Когогина стала, пожалуй, главной героиней вчерашнего заседания экспертного совета при комитете по промышленности нижней палаты федерального парламента, где обсуждали ситуацию в автомобильной отрасли. Во-первых, Когогина модерировала дискуссию. Во-вторых, на фоне брутальных коллег и чиновников, рассуждавших о кризисе и экономике, она не могла не выделяться как красивая и обаятельная дама. Тем более что депутат от Татарстана в ярком красном платье выглядела неким живым символом обсуждаемого предмета (апокалипс в автомобильном секторе). Но... вернемся к сути вопроса, который затрагиванет, безусловно, миллионы россиян.

В преамбуле мероприятия Альфия Гумаровна проинформировала собравшихся о том, что автопром почувствовал приближение кризиса еще в первом полугодии 2014 года. Тогда экспертный совет собрался на внеочередное заседание и поставил перед правительством вопрос о формировании «адекватных действий», чтобы остановить сжимающийся рынок. По словам Когогиной, предложения их группы даже легли в основу антикризисного плана поддержки спроса. «Именно благодаря этой программе вы констатируете, что несмотря на то, что рынок сжался как шагреневая кожа, но все-таки падение могло быть более драматичным», — обратилась она к сидящим за круглым столом представителям автомобильной отрасли. Стоит отдельно отметить, что среди присутствующих не было топ-менеджеров предприятий, на заседании компании представляли в основном замы, главы департаментов, начальники отделов.

Тему Когогиной о кризисе продолжил ключевой докладчик заседания — замминистра промышленности и торговли Александр Морозов, который теперь уже в «адекватных словах» и цифрах напомнил присутствующим о критическом для отрасли 2015 годе. Собственно, слово «критический», а также его синонимы прозвучали в речи чиновника столько раз, что стало даже как-то боязно за российский автомобильный рынок, а все пессимистические прогнозы минпромторга стали казаться наиболее вероятными.

Главная проблема — падение потребительского спроса, в первую очередь со стороны граждан и индивидуальных предпринимателей. «2015 год стал для нас серьезным вызовом», — констатировал чиновник. Впрочем, то падение, которое наблюдала вся страна, могло бы быть еще более обвальным, если бы не меры господдержки. «Нам сегодня удалось удержать рынок автомобилей на уровне кризисного 2009 года», — подчеркнул Морозов. По прогнозам минпромторга, автомобильный рынок по итогам 2015 года составит 1,6 млн. автомобилей, а вот если бы тех самых мер господдержки не было, то наблюдали бы цифры еще более скромные — 1,1 млн. единиц. Это число, по словам Морозова, для отрасли «за пределами выживания». Замминистра полагает, что ключевую роль сыграла программа стимулирования спроса. В дополнение еще шли программы льготного кредитования, обновления парка и льготного лизинга. «Если бы не было этих программ, наша ситуация на рынке была бы драматической», — пугал Морозов.

Александр Морозов
Александр Морозов: «Имея жесткие ограничения бюджета, нам придется концентрировать скудные средства господдержки вокруг производителей и моделей с высоким уровнем локализации»

Тем не менее в минпромторге опасаются, что по итогам года будут «кризисные и критические» значения по загрузке мощностей — всего 40%. Даже в 2010 году загрузка мощностей автопроизводителей была на уровне 51%. По сравнению с мировыми показателями цифры печальные. Например, в Северной Америке мощности загружены на 96%, в Китае — на 82%, в Турции — на 70% и даже в Бразилии, нашем партнере по БРИКС, — на 67%.

«В 2016 ГОДУ ВИДИМ НЕБОЛЬШОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ УХУДШЕНИЕ»

Что касается прогнозов, то в минпромторге осторожничают, понимая, что все будет зависеть от уровня покупательной способности. «В 2016 году мы видим небольшое дополнительное ухудшение», — сожалел Морозов. Даже если меры господдержки продлят в полном объеме, автомобильный рынок сократится еще на 9% до 1,5 млн. автомобилей. Казалось, что замминистра нашел только одно утешение — без этой поддержки можно было бы и вовсе говорить о падении на 30%, когда будут производить менее 1 млн. автомобилей. При этом загрузка производственных мощностей упадет еще ниже критических 30%. «Я называю это драматическим сценарием», — предупредил Морозов.

Естественно, правительство ставит задачу не допустить такого развития событий. На 2016 - 2018 годы кабмин уже выделил ключевые направления поддержки. Во-первых, будут поддерживать спрос на том уровне, чтобы автопроизводители могли хотя бы «выживать» и быть инвестиционно привлекательными. Цель — не допустить снижения объемов рынка менее 1,5 млн. автомобилей. «Это является критическим не только для загрузки производств. Это критично для производителей компонентов второго, третьего уровня. Если мы упадем ниже этого объема рынка, значительно более жесткие удары последуют по гораздо менее защищенным предприятиям», — пояснил Морозов. Во-вторых, господдержка будет сконцентрирована вокруг высоколокализованных производителей. «Имея жесткие ограничения бюджета, нам придется концентрировать скудные средства господдержки вокруг производителей и моделей с высоким уровнем локализации», — отметил замминистра. В-третьих, должны быть созданы условия для повышения экспортоориентированности автомобильного производства. Иными словами, если нашим гражданам машина не по карману, надо идти на другие рынки.

Альфия Когогина: «Напрямую на предприятие идет только одна мера, когда мы компенсируем кредитную ставку. Все остальное идет не в карман предприятия»

СТИМУЛИРУЕМ СПРОС — СТИМУЛИРУЕМ ПРОИЗВОДСТВО

Что касается финансирования конкретных мер поддержки, то, по информации на слайде, который показал Морозов, в проекте бюджета на 2016 год заложена только сумма в 5,2 млрд. рублей на субсидирование процентной ставки автопроизводителям. В графах напротив остальных мер, будь то программы по обновлению парка колесных ТС, льготного лизинга, льготного автокредитования или субсидии на закупку городского электротранспорта, стояли нули. Теперь стало понятно, почему замминистра в течение всего выступления рисовал апокалиптические картины падения автомобильного рынка. Тем не менее Морозов настаивал, что по всем этим направлениям нужна финансовая поддержка. Особо бюджетно эффективны, по его мнению, программы по обновлению парка колесных ТС, льготного лизинга и автокредитования. «Стимулируя в первую очередь граждан, а также ИП к покупке автомобилей и обновлению парка, мы в первую очередь стимулируем производство, связанное с этим сохранение рабочих мест, экономическую активность, а также различные налоги и сборы, которые получает государство», — подчеркнул чиновник.

«Мы поддерживаем не конкретные предприятия, мы поддерживаем рынок, — вставила ремарку Когогина. — Этим занимаются все государства в кризис. Мы поддерживаем конкретного предпринимателя, конкретное домохозяйство, конкретный муниципалитет, помогая обновлять общественный транспорт. Напрямую на предприятие идет только одна мера, когда мы компенсируем кредитную ставку. Все остальное идет не в карман предприятия». Таким образом, в представлении депутата все эти меры по поддержке автопрома становятся «большой социальной программой».

«Бюджетная эффективность только для федерального бюджета составляет 156 процентов, — поддержал ее Морозов. — На каждый вложенный рубль казна получает 1,5 рубля». При этом еще больший эффект, по его словам, могут получить региональные бюджеты.

Если говорить о долгосрочных перспективах, то в минпромторге уже и об этом подумали. Например, собираются ограничить сроки эксплуатации коммерческих ТС, ввести возрастной экологический коэффициент в транспортный налог и даже разрешить использовать материнский капитал для приобретения автомобиля.

ЗАКОННЫЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТА

Еще одной новостью заседания стало то, что в минэкономразвития обсуждают и даже разработали проект федерального закона «О поддержке экспорта в РФ». О его сути рассказал один из авторов — замдиректора департамента координации, развития и регулирования внешнеэкономической деятельности МЭР Михаил Антипов. По его словам, многие компании до сих пор не знают, что в стране кто-то занимается поддержкой экспорта, либо же попросту боятся связываться с госструктурами. Поэтому чиновник сделал вывод, что существующие меры неэффективны, а бизнес научился работать без государства. Чтобы изменить ситуацию, как раз и был разработан законопроект о поддержке экспорта.

В минэкономразвития проанализировали ситуацию и пришли к выводу, что есть три проблемы. Во-первых, никакой из органов госвласти не имеет функций по поддержке экспорта. Во-вторых, органы власти не всегда взаимодействуют с бизнес-сообществом, поэтому нет системного видения, как и что надо решать. В-третьих, в законодательстве попросту нет понятий несырьевого экспорта, экспорта услуг... Все эти недочеты МЭР, собственно, и планирует исправить законом.

Для начала в нем как раз дается понятие, что же такое «поддержка экспорта», а также, что важно, указываются конкретные меры по поддержке экспорта. К ним в первую очередь МЭР отнес информационную поддержку, защиту государством экспорта за рубежом, содействие выставочно-ярмарочной деятельности, анализ и прогнозирование ситуации на мировых отраслевых рынках, облегчение доставки экспортируемой продукции и прочее. Финансовые меры поддержки из законопроекта убраны целиком. Морозов пояснил, что это сделано лишь с той целью, что коллеги по ВТО смогут, не дай бог, обвинить Россию в неправильной поддержке экспорта и ввести запретные меры. «Линейка мер поддержки обозначена. Этот законопроект — рамка, он будет развиваться дополнительными мерами», — пообещал Антипов. Вскоре, по его словам, законопроект должен быть внесен в правительство. В свою очередь, Когогина добавила, что и в этом законопроекте есть то, о чем уже говорил и что предлагал ее экспертный совет.

В заключение заседания депутат пообещала, что результаты сегодняшней работы вновь будут обобщены и представлены в виде пожеланий автопроизводителей в кабмин.