Воздушные удары России в Сирии вышли на новый уровень. Накануне в операции впервые была задействована дальняя и стратегическая авиация. Помимо Ту-95МС это строившиеся на Казанском авиазаводе Ту-160 и Ту-22М3, которые сегодня проходят в столице РТ капитальный ремонт и модернизацию. Для Ту-160 это и вовсе был боевой дебют. Эксперты «БИЗНЕС Online» указывают, что применение в Сирии тяжелой авиации — это и испытание нового вооружения, и проверка качества работы казанских авиастроителей.
Владимир Путин предложил усилить удары по позициям ИГ в Сирии (фото: kremlin.ru)
БОЕВОЙ ДЕБЮТ
Самолеты Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3 накануне нанесли массированный ракетно-бомбовый удар по позициям террористов «Исламского государства» в Сирии, сообщило РИА «Новости». Отметим, что Ту-160 и Ту-95МС до этого никогда не участвовали в боевых действиях (Ту-22М3 применяли в Афганистане).
Сирийский дебют тяжелых «бомберов» состоялся на фоне трагедии российского пассажирского самолета в Египте. Напомним, президент России Владимир Путин поручил министерству обороны представить предложения по усилению ударов воздушно-космических сил (ВКС) по позициям ИГ в Сирии. Поручение было дано по итогам совещания о расследовании причин крушения А321 на Синае — директор ФСБ Александр Бортников сообщил, что это был теракт.
Вчера на совещании о действиях ВКС министр обороны Сергей Шойгу доложил Путину, что в уничтожении бандформирований наряду с оперативно-тактической авиацией, действующей с аэродрома Хмеймим, дополнительно с российской территории привлечены самолеты Ту-160, Ту-95МС, Ту-22М3. «Сегодня с 5:00 до 5:30 утра по московскому времени 12 дальними бомбардировщиками Ту-22М3 нанесены удары по объектам террористической организации ИГИЛ в провинциях Ракка и Дейр-эз-Зор», — сообщил он. По всей видимости, Ту-22М3 действовали бомбами, то есть в воздушном пространстве Сирии. А Ту-160 и Ту-95МС произвели пуски 34 крылатых ракет. «В ходе выполнения ударов самолеты Ту-22М3 за один вылет, продолжавшийся 5 часов 20 минут, преодолели расстояние 4510 километров, а Ту-160 и Ту-95МС находились в воздухе 8 часов 20 минут», — цитирует командующего Дальней авиацией Анатолия Жихарева РИА «Новости». Известно, что усиленная эскадрилья Ту-22М3 действовала из Моздока. Ту-95МС и Ту-160, видимо, взлетели с авиабазы в Энгельсе.
Начальник генерального штаба Валерий Герасимов сообщил, что крылатыми ракетами большой дальности уничтожено 14 пунктов управления незаконными вооруженными формированиями. Кроме того, уничтожены склады боеприпасов и других материальных средств на северо-западе Сирии, оборудованные в защищенные укрытиях, лагеря подготовки боевиков, в том числе террористов-смертников.
По словам Герасимова, для наращивания ударов разработан план дальнейшей воздушной операции: «Наряду с увеличением интенсивности боевых вылетов авиации с авиабазы Хмеймим в Сирии планом предусматривается дополнительно привлечь для нанесения ударов с территории России 25 самолетов дальней авиации, 8 перспективных бомбардировщиков Су-34, четыре истребителя Су-27СМ».
ГЛАВНАЯ РАБОТА КАЗАНСКОГО АВИАЗАВОДА
Напомним, Ту-22М3 строили в Казани с 1978 по 1993 год, всего выпущено 268 самолетов. Ту-160 производили в 1984 - 1992 годах (хотя крайнюю, еще из советских заделов, машину сдали в 2007-м), построено примерно 40 самолетов. Казанский авиационный завод им. Горбунова — филиал ОАО «Туполев» (КАЗ) ведет обслуживание, ремонт и модернизацию этих ракетоносцев. И на сегодня это главная задача предприятия. Руководство минобороны регулярно проводит в Казани совещания на тему «Самолеты дальней авиации». Работа идет далеко не гладко — мы знаем, в какой непростой ситуации находится завод, и минобороны постоянно напоминает о необходимости ускорения и повышения качества. Руководство Объединенной авиастроительной корпорации не раз подчеркивало, что работа по Ту-22М3 — это «повышенная ответственность перед руководством страны».
Ремонт и модернизация Ту-22М3 — важнейшая задача Казанского авиазавода (нажмите, чтобы увеличить) |
В прошлом году Шойгу говорил: «Мы надеемся, что по Ту-22 выйдем на плановые показатели, уже в этом году получим 10 самолетов, а в 2015 - 2016 годах выйдем на 12 самолетов в год». Но в 2014-м КАЗ передал минобороны пять Ту-22М3 и один Ту-160. «Ситуация в общем тяжелая, по ремонту Ту-22М3 и Ту-160 немало вопросов, — отмечал в преддверии одного из визитов министра на КАЗ источник «БИЗНЕС Online» в авиастроительной отрасли. — Все ждут, что сделает Шойгу: с пристрастием по голове погладит или начнет головы снимать? С гособоронзаказом сегодня шутки плохи. На самом деле, выполнить его было нереально, но как всегда у нас: берутся, потому что некому больше делать».
Но ремонт и модернизация — это еще не все. Как заявляло руководство минобороны, до 2020 года тридцать Ту-22М3 должны пройти радикальную модернизацию. Версия Ту-22М3М должна получить новую авионику и высокоточное оружие. То же самое ожидает Ту-160, который «превратится» в Ту-160М, а сегодня, насколько известно, уже начались первые работы по восстановлению производства Ту-160 (версия Ту-160М2) на КАЗе...
Напомним, что для ударов по ИГ уже применялась произведенная в Татарстане техника. Так, 7 октября разработанные Зеленодольским проектно-конструкторским бюро и построенные Зеленодольским заводом им. Горького корабли «Дагестан» (проект 11661), «Град Свияжск», «Углич» и «Великий Устюг» (проект 21631, шифр «Буян-М») выпустили по объектам ИГ из акватории Каспийского моря 26 крылатых ракет.
Насколько известно, уже начались первые работы по восстановлению производства Ту-160 (нажмите, чтобы увеличить) |
«Мы видим ту самую бесконтактную войну, о которой так любят говорить на Западе и которую НАТО изо всех сил вела в Ираке, Ливии и так далее, — отметил тогда эксперт «БИЗНЕС Online». — Для нас это первый опыт такого применения кораблей».
Теперь можно сказать, что у России появился и опыт ведения бесконтактной войны при помощи дальней и стратегической авиации. Любопытно, что намек на такой поворот событий минобороны сделало после корабельной акции. Тогда внимательные наблюдатели разглядели на 3D-ролике удара отметку с надписью «Ту-160».
«ЭТО НЕ РАЗОВАЯ АКЦИЯ СТРАТЕГОВ»
«БИЗНЕС Online» предложил экспертам прокомментировать вчерашний удар ракетоносцев.
В отличие от Ту-95МС и Ту-160, Ту-22МЗ уже успели повоевать — в Афганистане. На фото — «тройки» уходят с аэродрома Мары-2 на боевое задание |
Игорь Коротченко — директор центра анализа мировой торговли оружием:
— В первую очередь речь идет об акции возмездия за уничтоженный российский самолет. А что касается решения об использовании стратегической авиации, то это прежде всего быстрое и эффективное реагирование. Фактически это первое боевое применение стратегических бомбардировщиков Ту-160 и Ту-95МС в варианте многофункционального стратегического бомбардировщика. Это новый театр военных действий, первое опробование в реальных боевых условиях. Это новые крылатые ракеты большой дальности в неядерном оснащении — очевидно, Х-555. Это и проверка, как бомбардировщики проходят модернизацию, становятся многофункциональными, приспособленными и для ядерной, и для обычной войны. Не слишком ли круто использовать в Сирии «стратегов»? Чтобы уничтожить лидеров боевиков, тех, кто планировал и осуществил акцию по взрыву российского самолета, любые высокоточные средства поражения будут хороши.
Васил Каюмов — бывший генеральный директор КАЗа (тогда — КАПО им. Горбунова; при нем был сдан крайний Ту-160), сегодня — заместитель генерального директора ОАО «КМПО»:
— Когда мы работали с этими машинами, всегда говорили: не дай Бог, чтобы их когда-нибудь применили. Жаль, что наступили такие времена... Но, конечно, есть чувство гордости за завод. И в очередной раз могу высказать уважение Минтимеру Шариповичу (Минтимер Шаймиев, первый президент РТ, ныне — государственный советник РТ — прим. авт.) за то, что во время развала он сумел сохранить предприятие. А мы уже продолжатели были. И, оглядываясь назад, могу сказать, что за мои пять лет на заводе мне ни капли не стыдно.
Что такое Ту-22М3 — можно посмотреть у входа на Казанский авиазавод |
Виктор Мураховский — главный редактор журнала «Арсенал Отечества»:
— Верховный главнокомандующий приказал не просто продолжить, но усилить воздушный момент операции в Сирии. Насчет избыточности применения таких самолетов напомню: чем американцы бомбили после 11 сентября Афганистан?.. Как и в любых боевых действиях, есть фактор испытания нового оружия и военной техники. Сейчас проверяют почти всю новую номенклатуру. С места событий уже есть фото обломков Х-555, по маркировке это видно однозначно. Помимо этого, проверили корректируемую авиабомбу КАБ-500С, некоторые ракеты «воздух-земля». Словом, многие авиационные средства поражения впервые применяются в боевых условиях... Это и проверка качества ремонта и модернизации, которые провели в Казани... Думаю, это не разовая акция применения дальней и стратегической авиации, она будет продолжать применяться. Даже не исключаю перебазирования части Ту-22М3 в тот регион — в Сирию, а может быть, с Ираном договорятся. А у Ту-95МС и Ту-160 радиус с многократным запасом позволяет работать по целям в Сирии из России... Не уверен, что самолеты будут заходить в воздушное пространство Сирии, если только решат Ту-22М3 использовать для метания бомб. Машина мощная: она берет столько «чугуния», что штурмовики «отдыхают»... И меня особенно впечатлило, что все это делается почти «с колес». Вспоминаю, сколько американцам после 11 сентября понадобилось времени, чтобы развернуть операцию, а тут все с ходу. Это хорошая выучка, оперативная готовность. Сыграли все эти внезапные проверки боевой готовности, создание ВКС, восстановление воздушных армий, смешанных авиационных дивизий, налет большой, видно, что все это дает результат.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 168
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.