Сегодня День Конституции Татарстана, принятой 6 ноября 1992 года. Вокруг каких статей шли тогда на сессиях парламента РТ самые тяжелые бои? Почему демократы и националы проводили тайную встречу в подвале физфака Казанского университета? Как сказалось на яростном обсуждении статей проекта то, что аргументы в политике тогда уже никого не интересовали, а важно было другое: ты «наш» или «их», «член команды» или «враг»... «БИЗНЕС Online» вспоминает, как принимался Основной закон республики.
«ДА И АРГУМЕНТЫ В ПОЛИТИКЕ УЖЕ НИКОГО НЕ ИНТЕРЕСУЮТ»
Как детектив читается сегодня стенограмма заседаний Верховного Совета нашей республики в 1992 году. Депутаты спорят... о продуктовых талонах — они позволяют купить товар по более низкой цене, чтобы татарстанские продукты по дешевке не скупили (еще чего!) жители соседних республик и областей. Народный избранник делится своими опасениями, что его избиратели не успеют купить сахар по сегодняшним талонам, а в следующем месяце, это уже объявлено, он подорожает. Обсуждается постановление правительства, в котором дается поручение главам администраций контролировать цены на водочные и табачные изделия местного производства... Но все эти горячие выступления ни в какое сравнение не идут с речами о проекте новой Конституции Татарстана. Тут страсти перехлестывают через край...
Об этом подробно рассказывается в первом томе книги известного журналиста Любови Агеевой и бессменного спикера парламента РТ Фарида Мухаметшина «Республика Татарстан: новейшая история» (материал во многом написан на основе этой книги). Вот небольшая цитата, которая дает представление об атмосфере в зале Верховного Совета РТ: «Разговор с президентом [на заседаниях парламента РТ] был, можно сказать, на равных, порой даже в недопустимом тоне, и пришлось председателю Верховного Совета напомнить коллегам о том, что главу государства надо уважать. Но и ему самому досталось — депутат Масгут Хафизов настоятельно советовал ему извиниться перед депутатами за слова «куча вопросов», коими он обозначил предложения народных избранников».
Вот что в то бурное время написал в одной из своих статей известный татарский писатель Диас Валеев: «Ныне люди пришли в такое состояние взаимного отчуждения и вражды, что уже не способны порой воспринимать чужие аргументы. Да и аргументы в политике уже никого не интересуют. Важно другое: «наш» или «их», «член команды» или враг». Держите в памяти эти слова, читая выдержки из депутатских выступлений, посвященных принятию в 1992-м новой Конституции Татарстана...
Сессия Верховного Совета Республики Татарстан |
Итак, заседания Верховного Совета РТ, посвященные Основному закону. Но сначала — короткая справка о том удивительно разношерстном парламенте. 250 депутатов, многие из которых прошли, прорвались сюда на волне народных выборов и полной растерянности чиновников. Создана группа «Татарстан», которая ратует за предельную самостоятельность, а отдельные парламентарии — и за полную независимость родного Татарстана от России. Демократы, среди которых немало молодых ученых, есть физики, химики и т. д. (к слову, это и русские, и татары), организовали группу «Народовластие» — она выступает категорически против отделения Татарстана от России. Позднее, когда страсти в парламенте раскалились и средняя политическая температура в зале побила все рекорды, была — вокруг группы «Народовластие» — создана группа «Согласие», объединяющая руководителей татарстанских предприятий, гендиректоров, в основном русских. Но, конечно, это не все политические силы, активно выступавшие на сцене 90-х. Были милли меджлис, координационный совет демократических сил, фонд демократической инициативы, Исламо-демократическая партия...
Мы можем привести лишь некоторые цитаты (должности депутатов даны по состоянию на 1992 год) из выступлений — дебаты шли не один день, даже в первом томе толстенной «...новейшей истории» нет полных стенограмм. Но «БИЗНЕС Online» отобрал выступления, которые дают представление, о чем тогда шла речь, за что боролись, можно сказать, стояли насмерть депутаты в зале парламента. Вообще-то, среди бесчисленных статей проекта и внесенных поправок главными были взаимоотношения Татарстана и России, российское гражданство для жителей Татарстана и то, какой язык станет государственным.
Еще из книги «Республика Татарстан: новейшая история»: «В ходе сессии депутатские группы были вынуждены собраться вместе, чтобы рассмотреть поправки по нескольким статьям Конституции и предложить сессии компромиссные варианты. По 66-й статье — о взаимоотношениях Татарстана с Россией — депутатские группы «Согласие» и «Татарстан» стояли на противоположных позициях. Одни требовали конституционно признать, что Татарстан является неотъемлемой составной частью Российской Федерации, другие ни на шаг не хотели отступать от Декларации о государственном суверенитете.
В роли арбитра выступал президент. Всегда, когда сшибка позиций и мнений на сессии становилась опасной, он предлагал создать согласительную комиссию из представителей разных депутатских групп...»
«НО ВЕДЬ ЭТО ОЗНАЧАЕТ, ЧТО МЫ ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЫХОДИМ»
Итак — «Включите третий микрофон!»
Александр Штанин — доцент физфака Казанского университета, один из координаторов группы «Народовластие»:
— Естественно, что основными вопросами являются взаимоотношения с Федерацией и норма, касающаяся верховенства законов. Данному случаю, вероятно, будет соответствовать такая норма: верховенство соответствующих законов — республики или Федерации — зависит от разделения полномочий...
Юрий Решетов — завкафедрой юрфака Казанского университета:
— Я считаю, мы не пришли к согласию по первому, мне кажется, принципиальному вопросу: по вопросу, касающемуся наших взаимоотношений с Российской Федерацией. Проект Конституции закрепляет верховенство наших законов на территории нашей республики. Но ведь это означает, что мы из Российской Федерации выходим...
Фандас Сафиуллин — преподаватель Казанского высшего военного командно-инженерного училища ракетных войск:
— Стремясь к равноправию с другими государствами, в том числе с Россией, мы можем добиться этого равноправия и добьемся, может быть, скорее всего. Но никогда мы не должны ставить цель — равенство. Россия остается великой державой. Татарстан, как бы он ни процветал, не будет равным России...
Марат Мулюков — доцент кафедры истории КПСС истфака Казанского университета, первый президент всетатарского общественного центра:
— Хочу остановиться на некоторых глобальных проблемах. По итогам референдума от 21 марта [1992 года] Татарстан является суверенным государством и международным субъектом. Это конкретно должно отразиться в нашей Конституции...
Фаузия Байрамова — татарская писательница, одна из основателей партии национальной независимости «Иттифак»:
— О языке. Татарский язык не стал государственным и не станет. Если есть настоящие демократы, если они хотят защитить татарский язык, они должны согласиться — в республике только татарский язык должен быть государственным. Русский язык — язык межнационального общения.
Вопрос о самоопределении. В проекте [Конституции РТ] татарскому народу право на самоопределение не дается. Многонациональный народ может самоопределиться, а татарский народ — нет. Мы 70 лет живем как многонациональный народ, народом уже не остались. Дальше что ожидать? Поэтому в первой статье я предлагаю закрепить право на самоопределение татарского народа, и я буду за это бороться.
Иван Грачев — завотделом Казанского НИИ «Техфотопроект», один из координаторов групп «Народовластие» и «Согласие»:
— Формулировка звучит следующим образом: за гражданами сохраняется российское гражданство при их желании. С моей точки зрения, при любой логике — хоть формальной, хоть диалектической — анализ этой фразы показывает, что если человек юридически не оформил свое желание, то он автоматически лишится гражданства российского. Зачем это сделано, понятно, но как, с вашей точки зрения, с правами-то декларированными?..
Минтимер Шаймиев — президент Республики Татарстан:
— Исходя из ответственности не только как председателя конституционной и согласительной комиссий, но и как президента Республики Татарстан, предлагаю формулировку, которая, на мой взгляд, отражает все реалии нашего сегодняшнего дня и процесса становления государственности Татарстана. Мы говорим: «Республика Татарстан — суверенное государство», — это исходя из нашей Декларации, принятой нами единогласно, и из итогов референдума, где мы признали себя суверенным государством. В формулировке дальше идет: «Республика Татарстан — субъект международного права», — за это проголосовал наш многонациональный народ на референдуме... Наша Конституция не может не выразить свое отношение к Российской Федерации. Это же недопустимо. Это не похоже на наш парламент. Во многих статьях нашей Конституции мы обеспечиваем и права, и гражданство, и экономические вопросы совместно с Российской Федерацией...
ПЕРЕД ПРИНЯТИЕМ КОНСТИТУЦИИ: АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПРОЕКТЫ
Сам проект новой Конституции — это розданная депутатам толстая брошюра в 55 страниц. А вот поправок к нему набралось на 110 страниц. Приводим факты еще из одной книги — «Демократическая оппозиция Татарстана: 10 лет пути».
Депутаты из группы «Народовластие» предложили альтернативные проекты. Один разработали Ильдус Султанов и Валентин Михайлов, второй — Движение демократических реформ Татарстана (ДДРТ). Этот проект на сессии представляет один из лидеров ДДРТ Зиннур Латыпов.
Из альтернативного проекта Конституции РТ (разработан конституционной комиссией Движения демократических реформ Татарстана, в которую входили Андрей Барабанов, Марат Аитов, Александр Разинов и Владимир Беляев):
Статья 55. Республика Татарстан — демократическое правовое государство в составе Российской Федерации.
Из альтернативного проекта Конституции РТ (авторы — депутаты Ильдус Султанов и Валентин Михайлов):
Статья 19. Все граждане Республики Татарстан являются гражданами Российской Федерации...
Статья 54. Татарстан — суверенная республика в составе Российской Федерации.
Вот мнения сторонников альтернативных проектов.
Анатолий Перов — один из координаторов группы «Согласие», член президиума Верховного Совета РТ, член конституционной комиссии РТ:
— На заседании конституционной комиссии еще раз читаю проект. Ничего себе: Татарстан гарантирует обязательное... восьмилетнее образование! Говорю: извините, но Россия гарантирует обязательное десятилетнее. А мы что, только на 8 лет тянем? Для этого мы суверенитет объявляли, да? Шаймиев подумал-подумал: вообще-то да, чепуха получается, давайте исправлять. То есть 10 лет татарстанцы получили благодаря мне...
Дмитрий Фомин — секретарь парткома управления ремонтообслуживания электроавтоматики и промэлектрики КАМАЗа, один из координаторов группы «Народовластие»:
— Врезался в память один момент работы над проектом. Заседала согласительная комиссия — тяжело, трудно. Но все-таки вечером — и не ночью ли? — приняла нормальное решение по российскому гражданству. Поскольку и руководство, и группа «Татарстан» понимали, что у депутатов из «Народовластия» и «Согласия» позиция жесткая, они будут до конца отстаивать российское гражданство для Татарстана.
Александр Штанин — доцент физфака Казанского университета, один из координаторов группы «Народовластие»:
— О гражданстве. Норма международного права такова: никто не может лишить человека его гражданства. Мы все имеем гражданство Российской Федерации...
Пикет «националов» |
ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ: КОНФРОНТАЦИЯ И... СОТРУДНИЧЕСТВО
На «конституционной» сессии наблюдалось прелюбопытнейшее явление... При обсуждении проекта Конституции демократы (группа «Народовластие») и националы (группа «Татарстан») были в резкой конфронтации по вопросам о взаимоотношениях Татарстана и Российской Федерации, а также о гражданстве. Причем «конфронтация» — это еще мягко сказано. Представители двух разных групп порой не только не принимали, но и, к сожалению, даже не воспринимали доводов друг друга.
Но при этом федералисты и националы в парламенте... сотрудничали! Уверенно находили общий язык по общедемократическим нормам, по тем статьям проекта, где хотели добиться усиления законодательной власти и ограничений полномочий исполнительной, где речь шла о профессиональном парламенте, о выборности глав администраций... При этом даже состоялась тайная (!) — чтобы власти не узнали — встреча представителей двух депутатских групп «на конспиративной квартире» — в подвале физкорпуса Казанского университета, у доцента Александра Штанина.
После чего на заседании Верховного Совета депутатам было роздано совместное (!) обращение представителей групп «Татарстан» и «Согласие», которые «пришли к единодушному согласию и просят народных депутатов проголосовать за следующие редакции статей». Например, за такие:
Статья 78. Народными депутатами не могут быть лица, назначаемые на должность президентом, премьер-министром, главами администраций, а также сотрудники правоохранительных органов и военнослужащие.
Статья 83. В избирательный бюллетень должно быть включено не менее двух кандидатов.
Под обращением стояли подписи: И. Грачев, З. Латыпов, В. Михайлов, Ю. Решетов, И. Султанов, А. Штанин, Т. Абдуллин, Р. Вагизов, Р. Валеев, Н. Мансуров, З. Сафиуллин, И. Мустафин.
Народный депутат Республики Татарстан Александр Штанин |
ЯКОРЬ ДЛЯ ТАТАРСТАНА
То, что самая тяжелая битва на сессии развернулась вокруг вопросов о российском гражданстве и о статусе республики, подтверждает и такой факт: практически весь Основной закон уже был принят, а 19-я и 61-я статья — нет. Депутаты-федералисты срывали голосование за голосованием по статьям о гражданстве и по статье об отношения Татарстана и Российской Федерации, добиваясь приемлемых формулировок. И только когда такие формулировки были согласованы, Конституция была принята в целом. Это, к слову, был четвертый Основной закон нашей республики. Первую Конституцию приняли в 1926 году, через 6 лет после подписания Декрета об образовании Татарской АССР (27 мая 1920 года); вторую — в 1937-м, третью — в 1978-м.
Новую Конституцию парламент принял лишь поздно вечером 6 ноября. Это была Конституция почти независимого государства, за исключением двух всего статей.
Статья 19. ...Граждане Республики Татарстан обладают гражданством Российской Федерации — России...
Статья 61. Республика Татарстан — суверенное государство, субъект международного права, ассоциированное с Российской Федерацией — Россией на основе Договора о взаимном делегировании полномочий и предметов ведения.
Эти две статьи стали мощным якорем, удержавшим (юридически, законодательно) Татарстан в составе Российской Федерации.
Вспоминает Иван Грачев, ныне депутат Госдумы России: «В то время когда я был депутатом Верховного Совета Татарстана, решалась проблема сохранения России как таковой. И тогда, и сегодня я считал и считаю, что Татарстан является одним из ключевых звеньев, одним из основных элементов России. И тогда, и сейчас я считал и считаю, что наша сила, основа нашего будущего и будущего наших детей — в единстве нашей страны, в дружбе и взаимном уважении ее народов. Политически задачу сохранения России мы решили удовлетворительно».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 30
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.