ТЕНЕВОЙ ПРИТОК КАПИТАЛА В РОССИЮ ВПЕРВЫЕ ЗА 5 ЛЕТ

После летнего падения рубля эксперты ждали осени с некоторой тревогой, да и динамика цены на нефть все так же не внушала оптимизма: уже в сентябре стоимость барреля Brent снизилась еще на 8,5%, с $52,8 до $48,44. Опасения подогревал очередной пик выплат по внешнему долгу — $16 млрд., по данным ЦБ. Однако, ко всеобщему облегчению, ничего страшного не случилось.

Это дало основания Эльвире Набиуллиной заявить, что отечественная банковская система преодолела «валютный голод». По словам главы Банка России, потребность кредитных организаций в валютном рефинансировании от ЦБ сократилась, а задолженность перед ЦБ с пиковых $36 млрд. снизилась до $26 млрд. при лимите в $50 миллиардов. Что ж, учитывая, что российским компаниям в четвертом квартале надо выплатить на 10% меньше долгов, чем в третьем — только $38 млрд. — повод для оптимизма у регулятора есть.

Вот только заслуга Центробанка в этом минимальна — скорее, тут впору благодарить иностранных «партнеров» за введенные ими финансовые санкции. Как сообщил 20 октября со ссылкой на данные ЦБ аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай, в сентябре в банки РФ широкой рекой хлынула валюта из-за рубежа, приток которой составил $10,8 миллиарда. При этом расчетные счета корпораций за месяц пополнились на $9 млрд., что, вероятно, объясняется возвратом теневого капитала из зарубежных юрисдикций.

«Скорее всего, геополитическая обстановка повысила риски сохранности частного капитала российского происхождения в иностранной юрисдикции — теперь для некоторых лиц безопаснее хранить валюту в локальных банках», — написал Порывай.

К слову, в начале октября ЦБ опубликовал платежный баланс, из которого выяснилась прелюбопытнейшая деталь. В третьем квартале в страну в «теневом» режиме прибыло примерно $7 миллиардов. Как следствие, впервые за 5 лет был зафиксирован чистый квартальный приток капитала в РФ. Неудивительно, что сами банки утратили аппетит к доллару и евро. По оценке Райффайзенбанка, их валютные обязательства выросли сильнее, чем активы. «То есть открытая валютная позиция на балансе, скорее всего, сократилась. Таким образом, в сентябре банки выступили продавцами валюты (около $2 - 3 млрд.)», — констатирует Порывай.

Все это оказало «заметную косвенную поддержку курсу рубля», резюмирует аналитик. Так что банкам было самое время заняться бизнесом, не отвлекаясь на нервирующие валютные обстоятельства.

ЗУФАРУ ГАРАЕВУ ПРИДЕТСЯ РАЗБИРАТЬСЯ С УБЫТКАМИ

Банкиры в полной мере воспользовались наступившей разрядкой напряженности. По данным Центробанка, в сентябре чистая прибыль российских кредитных организаций составила 52,4 млрд. рублей (в августе — 33 миллиарда). Это заметно сократило отставание финансовой системы от прошлогодних показателей. Если в январе-июле прибыль банков в 15 раз отставала от 7-месячной прибыли 2014 года, а по итогам августа — в 8 раз, то три квартала уменьшили этот разрыв до 5,3 раза — 128,4 млрд. рублей против 685,2 миллиарда. К началу октября прибыльными в России были 557 кредитных организаций, или 72,6% от общего числа, причем в сентябре в плюс вышли 19 отстающих банков.

Совсем иначе развивается ситуация в Татарстане, где финансисты продолжают наращивать суммарный убыток. Если в августе он вырос на 530 млн., то в сентябре — еще на 715 млн. рублей, при этом количество прибыльных организаций за месяц сократилось с 16 до 15, а накопленные ими потери с начала года составили 5,6 млрд. рублей.

Очередные 770 млн. рублей убытка заработал татарстанский флагман «АК БАРС» Банк, суммарные потери которого достигли уже 7,5 миллиардов. Разруливать ситуацию теперь придется уже новому руководителю кредитной организации: как известно, в пятницу президент РТ Рустам Минниханов внезапно снял с должности председателя правления Роберта Миннегалиева. Его преемнику Зуфару Гараеву придется поломать голову, как поправить дела, ведь именно крупные системообразующие банки с большими объемами кредитования (некоторые займы фактически являлись социальной нагрузкой и теперь перешли в разряд плохих долгов) стали заложниками нынешнего кризиса. Один из рецептов — дальнейшие внешние заимствования. Их объем в рамках уже утвержденной программы должен составить $1,5 миллиарда.

Впрочем, второму по величине банку РТ, Татфондбанку Роберта Мусина, похоже, удается вновь переломить негативную тенденцию. Зимой ТФБ ушел в глубокий минус, затем планомерно выбирался наверх и летом, наконец, вышел в прибыль, но августовский убыток на 380 млн. рублей опять отправил его за красную черту. Однако заработанные в сентябре 72 млн. рублей позволили Татфондбанку отыграть часть потерь, и при хорошем раскладе уже 1 ноября он может покинуть ряды отстающих.

«Снижение финансового результата в августе было связано в основном c особенностями отражения отложенных налоговых обязательств в отчетности, пояснили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе ТФБ. — В целом же на протяжении последних месяцев банк планомерно повышает операционную маржу, значение которой резко сократилось в начале года в результате роста ставок на межбанковском рынке. Повышение операционной маржи продолжит оказывать все более заметное влияние на финансовый результат».

Среди прочих кредитных организаций обращает на себя динамика второго по прибыльности банка Татарстана «Девон-Кредита». В сентябре он заработал на 316 млн. рублей меньше (падение на 45%), чем месяцем ранее. Мы обратились за комментарием к руководству кредитной организации и получили следующий ответ. «В комментарии, предоставленном в адрес «БИЗНЕС Online» в сентябре, указывалось, что резкий рост прибыли на 01.09.2015 связан с особенностями бухгалтерского учета валютных сделок. Финансовый результат в сентябре был соответствующим образом скорректирован. В целом за третий квартал банком получена прибыль в размере 54 миллионов рублей. Собственный капитал по форме 123 снизился в рамках указанных колебаний текущей прибыли», — пояснил председатель правления «Девон-Кредита» Руслан Нуралиев.

ТФБ РАЗМЕСТИЛ ЭМИССИЮ НА 4 МЛРД., О РЕЗУЛЬТАТАХ КОТОРОЙ ОБЪЯВИТ ВСКОРЕ

Раз уж речь зашла о капитале банков, напомним читателям важную информацию. Как стало известно 1 октября, Татфондбанк завершил допэмиссию на 4 млрд. рублей, в результате его уставной капитал увеличится с 12,6 млрд. рублей до 16,6 млрд. рублей. Кредитная организация сообщила, что в процессе размещения были совершены две сделки с заинтересованностью. Так, ОАО «Генерирующая компания» приобрело акции на 2,177 млрд. рублей, а ОАО «Ипотечное агентство республики Татарстан» (ИАРТ), недавно вышедшее из уставного капитала банка, — остальные 1,26 млрд. рублей.

Мы обратились в банк за подробностями и получили следующий ответ. «Да, допэмиссия акций размещена. Полная информация о ее результатах, в том числе о лицах, которые приобрели акции, будет доступна после регистрации отчета об итогах выпуска», — рассказали представители пресс-службы ТФБ. Судя по данным портала «Банки.ру», в сентябрьскую сводку сделка не попала: собственный капитал Татфондбанка вырос на 107 млн. рублей.

Уменьшился же он лишь у четырех местных игроков. Помимо «Девон-Кредита» собственные средства усыхали у «АК БАРСа» (минус 846 млн. рублей), «Тимер Банка» (минус 50 млн.) и ИК Банка (символические 4,3 млн. рублей). Все остальные кредитные организации продолжали накачивать кубышки, но далеко не так активно, как это было в августе. Напомним, тогда совокупный капитал банков РТ вырос сразу на 10% (12,5 млрд. рублей), но в сентябре акционеры и другие «спонсоры» явно выдохлись, и денежный поток практически иссяк. Как следствие, суммарный капитал местных финансистов даже сократился почти на 480 миллионов.

В относительном выражении на общем фоне выделяются две кредитные организации — «Камский горизонт» и Интехбанк, капитал которых вырос на 19,2% и 5%. При этом Интехбанк стал и абсолютным чемпионом, внеся в капитал более 220 млн. рублей. «Увеличение собственных средств было предусмотрено стратегией развития банка на 2012 - 2016 годы. Наращивание происходит поэтапно, в форме внесения субординированного депозита. На данный момент сформирован оптимальный размер капитала, соответствующий масштабам бизнеса и позволяющий поддерживать обязательные нормативы на комфортном уровне (норматив Н1 на 1 октября составил 14,98%прим. авт.)», — рассказал нам финансовый директор ОАО «ИнтехБанк» Альмир Хазиев.

Что касается «Камского горизонта», с ним все просто. Напомним, весной банк, которым владела семья экс-мэра Челнов Рафгата Алтынбаева, примерно за 167 млн. рублей приобрел друг Олега Тинькова, московский банкир и предприниматель Сергей Востриков. Как сообщили стороны сделки нашему изданию, капитал банка будет планомерно наращиваться и к 2018 году достигнет 1 млрд. рублей. Пока слова Вострикова не расходятся с делом.

Вместе с тем достаточность капитала уменьшилась у 9 из 21 местного банка. Впрочем, в большинстве организаций показатель Н1 ухудшился либо символически, либо некритично. Традиционное исключение — «Тимер Банк», который в сентябре в течение 21 дня не соблюдал эту норму ЦБ и за месяц снова слегка ухудшил показатель.

Кстати, уже в октябре появилась информация, которая позволила вздохнуть с облегчением тем банкирам, что вплотную приблизились к «красным флажкам» регулятора. Как известно, с 1 января 2016 года ЦБ ужесточит ряд требований к кредитным организациям. Но эту пилюлю могут подсластить: например, Центробанк предлагает ввести пониженный коэффициент риска (35%) в отношении ипотечных жилищных ссуд, а главное — снизить минимальные требования к нормативам достаточности базового капитала (Н1.1) до 4,5% и достаточности собственных средств (капитала) (Н1.0) до 8%.

Из татарстанских банков это сыграет на руку прежде всего двум лидерам рынка, которые занимают в данном зачете два предпоследних места. Но если «АК БАРС» смог зафиксировать показатель на уровне 12%, то Татфондбанк вновь его ухудшил на 0,22 п. п. до 11,2%. Дождемся октябрьских данных и увидим, как проведенная допэмиссия скажется на финансовой устойчивости банка.

РОБЕРТ МУСИН И КАМИЛЬ ЮСУПОВ РАЗДАЛИ КОМПАНИЯМ 8 МЛРД. РУБЛЕЙ НА ДВОИХ

По абсолютному приросту (2,2 млрд. рублей) активов Татфондбанк в сентябре уверенно занял второе место, опередив «АК БАРС» (+1,3 млрд. рублей). Абсолютным же лидером стал «Аверс» Камиля Юсупова, активы которого увеличились на 6,2 млрд. в первую очередь за счет корпоративного кредитования.

Однако ситуация с ТФБ любопытна тем, что, судя по данным портала «Банки.ру», его кредитные портфели росли гораздо быстрее активов, то есть банк Мусина увеличивал объем займов, при этом избавляясь от другого «балласта». Только сумма корпоративных кредитов, выданных в сентябре, превысила 3,5 млрд. рублей. «Основной объем кредитования Татфондбанком бизнеса приходится на предприятия промышленности, торговли, строительства, сельского хозяйства и иных отраслей производственной сферы — как крупные, так и небольшие. Особым направлением является кредитование малого и среднего бизнеса по совместным с МСП Банком программам», — пояснили нам в пресс-службе ТФБ.

Аналогичное мнения нам высказала заместитель председателя правления ПАО «АКБ «Энергобанк» Анна Иванова. По ее словам, «более 83 процентов объема увеличения корпоративного кредитного портфеля за сентябрь текущего года приходится на предприятия малого и среднего бизнеса, занятые в сфере торговли, строительства и сельского хозяйства».

При этом Татфондбанк вошел и в тройку лидеров в такой непопулярной ныне сфере, как кредитование «физиков» — его портфель вырос почти на 400 миллионов. «Прирост объемов кредитования физических лиц обеспечен в первую очередь увеличением объемов ипотечного кредитования по программе государственного субсидирования процентной ставки. Для банка это выгодный продукт при твердом залоге», — прокомментировали нам в банке ситуацию. Больше, чем Мусин, выдал гражданам денег только «АК БАРС» — 513 миллионов. Лидером же по относительному приросту (12,7%) стал Интехбанк. В сентябре он ссудил татарстанцам втрое большую сумму, чем месяцем ранее, пользуясь тем же рецептом ведения бизнеса, что и ТФБ.

Как напомнил финдиректор банка Хазиев, кредитная организация вообще специализируется на ипотеке и в рамках сотрудничества с АИЖК РФ в 2016 году планирует выпустить второй облигационный займ на 3 млрд. рублей. «Рост портфеля связан с формированием пула закладных для данного облигационного займа. Риски на рынке ипотеки на сегодняшний день оцениваются как приемлемые, выдачи осуществляются по стандартам, согласованным с АИЖК РФ», — сказал «БИЗНЕС Online» Хазиев.

По его словам, самое сложное сейчас — поиск качественных заемщиков. «От первого контакта с потенциальным клиентом до выдачи кредита может пройти до трех месяцев. Соответственно, для выполнения плана продаж сегодня необходим задел, сделанный несколько месяцев назад. Мы постарались выстроить систему управления продаж таким образом, чтобы заблаговременно формировать будущие сделки», — рассказал финансовый директор Интехбанка.

В целом активы-нетто банков Татарстана в сентябре выросли на 0,8%, что соответствует общероссийскому тренду (в целом по стране активы увеличились на 1% или, с поправкой на валютную переоценку, на 1,1%). А вот с кредитованием картина иная. В России оно стагнировало по обоим направлениям: кредиты нефинансовым организациям сократились на 0,2%, физическим лицам — на 0,1%. В Татарстане же корпоративный портфель вырос на 2,2%, а объем займов «физикам» — на 0,9%. В сравнении с прошлогодними результатами кредитование юрлиц увеличилось на 50 млрд., зато граждане получили почти на 25 млрд. рублей меньше.

И это объяснимо: как мы уже неоднократно писали, розница ныне стала для банкиров настоящей головной болью. Качество этих долгов постоянно ухудшается: если просрочка по корпоративным кредитам в сентябре осталась на уровне августа — 5,8%, то по розничным выросла с 7,9% до 8%, утверждает ЦБ. По расчетам рейтингового агентства Moody’s, в ближайшие 12 - 18 месяцев доля проблемных кредитов в портфелях банков увеличится до уровней кризиса 2009 года — 13 - 14% (против 9,5% на конец 2014 года). Это приведет к снижению общего норматива достаточности системы на 1,5 п. п. в течение года, а доходов банков будет недостаточно, чтобы обеспечивать прибыль после создания резервов. Похоже, Набиуллина, предлагая снизить норматив достаточности капитала, держит в уме и подобное развитие событий.

БАНКИ РФ В СОСТОЯНИИ ВЫДАТЬ КРЕДИТОВ НА 7 ТРЛН., НО КОМПАНИЯМ ОНИ НЕ ПОНАДОБЯТСЯ

По мнению экспертов РИА «Рейтинг», полноценное восстановление банковского кредитования произойдет не раньше, чем устойчивое снижения инфляции до 7 - 9%, то есть ждать этого до середины 2016 года не стоит. Причем в последние месяцы банкиры изъявляют горячее желание расчистить балансы от плохих долгов. Так, за 9 месяцев на продажу было выставлено просроченных кредитов «физиков» более чем на 240 млрд. рублей, что на 40% превышает аналогичный показатель годом ранее. Всего в 2015 году «с молотка» уйдут долги на 350 - 400 млрд. рублей, что превысит суммарный объем 2014 и 2013 годов. Кроме того, в финансовых кругах не стихает обсуждение идеи создания банка плохих долгов, который, вероятнее всего, возьмет на себя токсичные активы госбанков и санируемых кредитных организаций. Еще одним свидетельством желания банков разрубить гордиев узел плохих кредитов являются новости о повсеместном старте банкротств заемщиков-физических лиц в рамках нового закона, причем банкротства массово инициируются самими банками. Такая тенденция свидетельствует об относительной зрелости российской финансовой системы, неплатежи больше не приходится «разруливать» в ручном режиме, а банки работают с плохими долгами технологично, делают вывод эксперты РИА «Рейтинг».

И еще одна интересная информация: в октябре агентство Moody’s оценило запас прочности российской банковской системы в 7 трлн. рублей. Выдав кредиты на эту сумму, банки столкнутся со снижением норматива капитала до минимального текущего уровня 10%. «7 триллионов — это 17 процентов общего кредитного портфеля российских банков», — пояснил руководитель аналитической группы Moody’s Ярослав Совгира.

Как рассказал РБК главный экономист по России и СНГ «Ренессанс Капитала» Олег Кузьмин, этих 7 трлн. будет достаточно, чтобы удовлетворить спрос на кредиты российских корпораций в течение следующих двух лет. «Согласно базовому прогнозу развития экономики Центрального банка, в 2016 году рост корпоративного кредитования составит 4 - 7 процентов, в 2017 году — 8 - 11 процентов, поэтому вряд ли возникнет ситуация, когда спрос на кредиты будет превышать способность банков кредитовать», — объясняет он.

Если же взглянуть на ситуацию более реалистично, с учетом весьма вероятной рецессии в 2016 году, и эти 7 трлн. могут оказаться невостребованными. Особенно если вспомнить финансовое состояние большинства несырьевых предприятий и высокие ставки, которые им предлагают банкиры.

БАНКИРЫ ИЩУТ ПУТИ ПОВЫСИТЬ ДОХОДНОСТЬ ВКЛАДОВ

В заключение коротко о динамике вкладов населения. Как показывает статистика, татарстанцы охотнее несут деньги в банки, чем жители всех остальных регионов РФ. В сентябре депозиты физлиц в местных кредитных организациях выросли на 1,1% или на 2,9 млрд. рублей (три четверти этой суммы, разумеется, досталось «АК БАРСу» и ТФБ). Для сравнения: в целом по РФ сумма вкладов за месяц выросла на 0,4%.

По мнению экспертов РИА «Рейтинг», высокие темпы роста объемов вкладов в текущем году связаны с растущей склонностью к сбережению, вызванной экономической нестабильностью и относительно высокой доходностью депозитов. Впрочем, после того, как Центробанк притормозил снижение ключевой ставки, остановился и процесс снижения ставок банками — как по вкладам, так и по кредитным продуктам.

Умерило щедрость банкиров и недавнее нововведение ЦБ. Напомним, что у регулятора теперь есть свой индикатор — средняя максимальная ставка 10 ведущих банков, и ведомство Набиуллиной рекомендует не превышать данный показатель больше, чем на 3,5 п. п. На начало октября кредитные организации должны были ограничиться планкой 14,01% годовых.

Однако в сентябре ряд крупных игроков обратился через ассоциацию российских банков в ЦБ с просьбой изменить подход к расчету полной стоимости вкладов, чтобы получить возможность привлекать средства клиентов на расчетные счета под более высокий процент. Центробанк рассчитывает базовую доходность по вкладам для пяти категорий: вклады до востребования на срок до 90 дней, от 90 до 180 дней, от 181 дня до года и выше года. Банкиры предлагают объединить первые две категории (до востребования и на срок до 90 дней) в одну. Это позволит повысить значение категории до востребования, немного занизив доходность по коротким вкладам, которые не слишком-то популярны. Для некоторых банков в силу выбранной стратегии средства до востребования на карточных счетах ныне являются основным источником фондирования, и для них такое послабление будет весьма кстати.

==table752==

==table753==

==table754==

==table755==

==table756==

==table757==

==table758==