На встречу с министром сельского хозяйства РТ собралось большое количество фермеров и сельхозпроизводителей
На встречу с министром сельского хозяйства РТ собралось большое количество фермеров и сельхозпроизводителей

«ДЕЛОВАЯ АКТИВНОСТЬ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ПРЕВЫШАЕТ НАШУ ВОЗМОЖНОСТЬ ИХ ПОДДЕРЖКИ»

— Так, господа, у нас 1 час 45 минут на разговор, так что ровно в 12:00 мы все встаем и покидаем помещение, — обратился бизнес-омбудсмен РТ Тимур Нагуманов к бизнесменам, собравшимся на очередную встречу в рамках проекта «Бизнес и власть: откровенный разговор» накануне.

— Еще не успели начать, а ты уже всех выгоняешь, — смягчил эффект фразы его гость Марат Ахметов.

На встречу с министром сельского хозяйства РТ в отеле «Рамада» собралось большое количество фермеров и сельхозпроизводителей. И это было заметно: если обычно на таких встречах приглашенные одеты с иголочки, то тут собрались работяги от сохи — на ком-то был старый потрепанный временем пиджак, на ком-то — поношенный свитер. Словом, атмосфера была демократичной.

По словам Нагуманова, за две недели пришло 50 вопросов, 3 из которых удалось решить на уровне министерства еще до встречи. Перед началом диалога журналисты «оккупировали» Ахметова с вопросами, какой поддержки сельскому хозяйству ожидать от государства в следующем году. И выяснилось, что расходы татарстанского бюджета в этой отрасли могут сократиться на 3,5 миллиарда. «Бюджет — это понятие гибкое. Он может меняться в сторону увеличения в случае поступления дополнительных доходов и уменьшаться, если вдруг чрезвычайная ситуация. Но пока на следующий год базовая сумма остается в рамках 6,5 миллиардов рублей. А в этом году расходы с учетом социальных программ уже составили 10 миллиардов».

Отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», какая планируется поддержка из федерального бюджета, Марат Готович рассказал, что на село для всей страны Москва выделит такую же сумму, как и в этом году — примерно 237 млрд. рублей. Татарстан будет защищать свой лимит не ниже уровня 2015 года — 11 миллиардов. Однако мелким фермерам, по всей видимости, из этих денег мало что достанется. «9 миллиардов из этой сумы — это субсидирование процентов по кредитам, которыми больше пользовались наши стратегические инвесторы», — отметил чиновник.

Отвечая на вопрос, какая главная проблема стоит перед его ведомством, Ахметов выпалил, не задумываясь ни секунды: «Деньги... Получается так, что деловая активность нашего сельского населения, фермеров, предпринимателей превышает нашу возможность их поддержки. Это главная проблема. Конечно, у каждого свой интерес. Но ищем совместные пути решения».

ОТ ДЛИННЫХ РУКАВОВ ДО РЫБАЛКИ

Вопросы посыпались как из рога изобилия. Многим хотелось получить государственную поддержку на ту или иную деятельность. Один попросил восстановить зерносушилку, и оказалось, что эта проблема касается около 200 хозяйств по всему Татарстану. На решение вопроса в республиканском бюджете на следующий год выделили 100 млн. рублей, и, по словам Ахметова, на одно хозяйство придется не менее 3 млн. рублей субсидий.

Следующим блоком были небольшие фермерские хозяйства, которые жаловались, что им приходится по 100 - 200 км преодолевать, чтобы воспользоваться убойным цехом, которого в их районах нет. А это и время, и деньги. Ахметов заявил, что в течение 2016 года надо решить эту проблему — в каждом районе РТ будет по скотобойне.

Овощеводы благодарили министра за поддержку с закупками их продукции, но при нынешних ценах на картофель многие задумались, а стоит ли вообще его выращивать. Ахметов ответил, что сумма, выделяемая на эту программу, останется в следующем году той же, однако пока перед фермерами у министерства есть задолженность в 17 млн. рублей. «Думаю, в конце ноября начнется выплата этих долгов», — предположил министр.

Были, конечно, и весьма экзотические предложения. Представитель компании, занимающейся полимерной упаковкой, вышла с инициативой: «Многие южные регионы хранят зерно в огромных рукавах прямо на полях. Длина рукава составляет 70 - 150 метров, зерно не гниет, хранится до весны. Мы готовы поставить линию по производству рукавов, но в таком случае для хозяйств нужно специальное оборудование, чтобы «запаковывать» зерно». Вопрос заключался в том, можно ли получить господдержку?

«Министерство такие закупки не делает, — заметил Ахметов. — Но практика такого хранения зерна в республике есть. В позапрошлом году мы начали выращивать кукурузное зерно, и есть практика закладки такой «колбасы». Насколько удачный этот опыт хранения зерна прямо на поле — не знаю, насколько это вписывается в реалии нашей жизни, нашего региона. Если предприятия захотят приобрести это оборудование, мы готовы субсидировать на 40 процентов его стоимость».

Еще одно необычное предложение пришло от предпринимателя из Балтасей Айдара Хазиева. Он занимается тем, что осушает болота, и собирается на этих местах создавать пруды и разводить рыбу. И его очень интересовало, нет ли у минсельхоза каких-то программ для поддержки.

«Насколько я знаю, в России приняли программу по развитию рыболовства до 2020 года, сумма ее — под миллиард. На 2016 год 22 миллиона рублей будет выделено из местного бюджета, 70 — из федерального», — заявил Ахметов и предложил всем предпринимателям создавать бизнес-план и участвовать в конкурсе на получение части этих денег. Для этого даже будет организована встреча на площадке министерства со всеми заинтересованными фермерами, чтобы разъяснить, какие у них есть возможности для получения субсидий.

«У МЕНЯ ОТ ЭТОГО МОЛОКА СОВСЕМ НАСТРОЕНИЕ ИСПОРТИЛОСЬ»

На встрече обсуждались и более насущные проблемы. Валерий из Дрожжановского района, владелец семейной фермы, пожаловался на неравномерные цены по закупке молока. У него 30 голов коров, все исправно дают молоко, стадо расширяется, а закупочная цена составляет 16 рублей. «Мы рассчитали наши расходы и пришли к выводу, что для покрытия себестоимости оно должно стоить не менее 20 рублей», — говорит Валерий. Та же проблема и у Рустема Валеева из Сарманово, который утверждает, что перерабатывающие предприятия покупают у крупных фермеров молоко дороже, чем у мелких. Находящийся в зале представитель УК «Просто молоко» подтвердил такую тенденцию, отметив, что с крупными поставщиками работать просто-напросто гораздо выгоднее.

«А какая вам разница, если частник сам привозит вам молоко, вы же не несете никаких затрат?» — раздраженно поинтересовался министр.

«Мы детально рассмотрим этот вопрос с поставщиками», — ушел от спора представитель компании.

Ахметов же миролюбиво предложил фермерам объединиться в кооперативы и вскладчину продавать свой продукт, чтобы влиться в большую реку молока. Это позволит решить проблему с перерабатывающими предприятиями.

«Не надо никаких кооперативов, — вдруг резко заявил фермер из Елабужского района. — У нас немного заводов, они все в ценовом сговоре. Хотелось, чтобы министерство планку держало в ценовой политике. Есть крупные хозяйства, у которых молоко на 3 - 4 рубля дороже принимается. А мы мелкие. Я, извиняюсь, под попой у коровы работаю в поте лица, а потом это молоко сдаю по 15 рублей. У меня совсем от этого молока настроение упало. Мне проще засеять всю свою территорию зерновыми, а потом отдыхать полгода!»

«Проблема ясна. Я представляю, насколько она непроста для фермера. Жизнь точно не праздник, — занялся психотерапией Ахметов. — Конкуренты в молочной переработке действительно могут сговариваться. Но от молока республика уходить не может. Мы субъект №1 в этом направлении. Мы 1 миллион 770 тысяч тонн молока производим. Это образ жизни Татарстана. Нам выгодно регулировать отношение поставщиков молока и переработчиков. Еще бы лучше было, если бы закон такой появился федеральный. Разговоры велись, но потом все заглохло. С хлебом такая же проблема. Как только он дорожает, все стрелки переводят на зерно, и нам его приходится регулировать. Хотя его в стоимости хлеба — 15 процентов...»

Позже, комментируя ситуацию журналистам, Ахметов пояснил: «Самые высокие закупочные цены были в 2013 году. Тогда все были довольны. В прошлом году нам не удавалось поднять цены, хотя за счет инфляции стоимость материальных затрат выросла. В этом году на 63 копейки цены закупочные выше прошлогодних показателей. Конечно, в республике, которая вложила более 63 миллиардов рублей в развитие молочного животноводства, с учетом инвестиционных затрат закупочная цена должна быть не ниже 23 рублей. Сегодня у нас без НДС 19 рублей 70 копеек (видимо, как раз для крупных производителейприм. ред.). К концу года поднимется до 22 рублей. И это та планка, которая позволит закрыть инвестиционные затраты. Конечно, у тех хозяйств, которые минимальными затратами развиваются, без привлечения кредитов, может быть, за счет внутренних организационных ресурсов, прибыль немного есть. А у инвесторов, которые вкладывали в крупные типовые комплексы с доильными залами, там 22 рубля только обеспечат безубыточность».

«ЕСЛИ НЕ БРАТЬ ДЕНЬГИ С ФЕРМЕРОВ, ЗНАЧИТ, ИХ ПРИДЕТСЯ БРАТЬ С КОГО-ТО ДРУГОГО»

Со стороны ассоциации фермеров к частникам поступило предложение участвовать в сезонных ярмарках, где литр молока стоит 28 рублей. Была идея торговать деревенским молоком с бочек, но для того, чтобы фермеры могли возить его в Казань, нужно все с местным исполкомом согласовать. И вопрос о создании безвозмездных торговых площадок для фермеров также буксует.

«Можно было бы и в районных центрах торговать, все равно не у каждого корова в доме есть», — раздался выкрик из зала.

Камияр Байтимиров: «В любом случае, все эти вопросы оказались на столе у Марата Ахметова, и ему проще донести их до своих коллег-чиновников»
Камияр Байтимиров: «В любом случае все эти вопросы оказались на столе у Марата Ахметова и ему проще донести их до своих коллег-чиновников»

«Есть полное понимание того, что такие торговые точки должны работать ежедневно, — вмешался в разговор Нагуманов. — Президентом РТ Рустамом Миннихановым дано поручение в целом рассмотреть создание подобных точек социальной и мобильной торговли в Набережных Челнах и Казани. В ближайшее время совет по предпринимательству, который мы сейчас создаем, эту тему возьмет в разработку. Это напрямую касается фермеров. Но все-таки нам нужен единый оператор, так как эту площадку нужно содержать, контролировать. И если не брать деньги с фермеров, значит, за это придется брать их с кого-нибудь другого. Возможно, что какую-то плату за содержание инфраструктуры и санитарное обслуживание придется платить самим поставщикам».

Как и было обещано, встреча завершилась ровно в 12 часов. Впечатление на сельхозпроизводителей она произвела двоякое. С одной стороны, диалог вроде бы состоялся, с другой — многие проблемы так и остались на прежнем месте. Председатель ассоциации фермеров Татарстана Камияр Байтимиров в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» отметил, что это нормально. «Многие вопросы одним днем не решаются. Тем более, как вы слышали, некоторые требуют изменения законодательства на федеральном уровне. В любом случае все эти вопросы оказались на столе у Марата Ахметова и ему проще донести их до своих коллег-чиновников, начиная от глав районов, заканчивая президентом РТ. Так что эффект появится, я в этом уверен».