Антон Силуанов
Антон Силуанов: «Мы предусматриваем дополнительные средства в сумме 53,6 миллиарда рублей на компенсацию этих выпадающих доходов регионов»

СКОЛЬКО ДОСТАНЕТСЯ ТАТАРСТАНУ ИЗ 53 МЛРД. НЕФТЕРУБЛЕЙ ОТ АНТОНА СИЛУАНОВА?

Сначала о приятном. Возможно, переживания по поводу того, что в будущем году бюджет РТ недосчитается 6 млрд. рублей, окажутся преувеличенными. Напомним, как уже сообщала газета «БИЗНЕС Online», решение федеральных властей не снижать в 2016 году ставки экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты сократит доходы нефтедобывающих регионов по налогу на прибыль. Министр финансов РТ Радик Гайзатуллин ранее оценил потери выручки «Татнефти» и малых нефтяных компаний республики в 25 млрд. рублей. Это означает для бюджета РТ потерю более 4 млрд. рублей налога на прибыль, к этому надо добавить потери по НДФЛ, что дает сумму потенциального ущерба около 6 млрд. рублей. Последовавшее затем решение федералов увеличить НДПИ на газ, по оценке все того же Гайзатуллина, обойдется бюджету Татарстана еще в минус 300 млн. рублей.

Сегодня на слушаниях в Совете Федерации министр финансов РФ Антон Силуанов для начала подтвердил все планы российского правительства, которые неизбежно ведут к изъятию части налоговых доходов у нефтедобывающих регионов, включая Татарстан. По словам Силуанова, резкое падение цен на нефть (до $44 за баррель марки Urals) дорого обходится федеральному бюджету, а вовсе не нефтяным компаниям и, соответственно, регионам, где они добывают энергоносители. Логика интересная: доходы нефтяников в рублях из-за девальвации российской валюты увеличились. Следовательно, возросли и поступления в бюджеты регионов налога на прибыль. Тех, конечно, где «прописаны» нефтяные гранды. Почему при этом пострадал федеральный бюджет, который в рублевом пересчете получил значительно больше от экспортной пошлины, целиком достающейся центру, министр предпочел не пояснять.

Он сразу перешел к оргвыводам. «Мы предложили в следующем году не снижать экспортную пошлину (на нефть и нефтепродуктыприм. ред.), что предусматривалось налоговым маневром, — сообщил Силуанов, — а также изъять часть прибыли из газового сектора путем перечисления в бюджет части рублевых доходов, полученных благодаря девальвации рубля. За счет этих двух мер мы учли в бюджете более 300 миллиардов рублей дополнительных доходов». И это, по мнению министра финансов России, справедливо.

Доходы нефтяников в рублях из-за девальвации российской валюты увеличились

Впрочем, у министра в рукаве был припасен и пряник. Минфин РФ признает, что регионы понесут финансовые потери от очередной налоговой рокировочки, и обещает поделиться: «Мы предусматриваем дополнительные средства в сумме 53,6 миллиарда рублей на компенсацию этих выпадающих доходов регионов», — обрадовал Силуанов. Проблема в том, что определить, какая сумма нефтяных дотаций достанется конкретному региону, еще только предстоит. Разделить 53,6 млрд. должны до второго чтения бюджета РФ в Госдуме. Как обещает Силуанов, распределение компенсаций будет производиться на трехсторонней комиссии с участием правительства РФ, федеральных парламентариев и представителей регионов. Между тем Госдума 13 ноября должна рассмотреть проект федерального бюджета только в первом чтении. Второе, если все пойдет по плану, состоится 2 декабря. То есть на дележ дополнительных трансфертов отводится пара недель. Удивительно, но никто из представителей Татарстана не выступал на сегодняшних слушаниях в Совфеде. Там как раз собирали предложения для будущего заседания трехсторонней комиссии по распределению бюджетных дотаций регионам. РТ по идее должна претендовать более чем на 10% от выделенного Силуановым нефтяного «пирога». Выбить столь солидную долю будет не просто.

«2016 ГОД СТАНЕТ ПОСЛЕДНИМ, КОГДА МЫ СМОЖЕМ ТРАТИТЬ РЕЗЕРВЫ»

Между тем на слушаниях в СФ наибольшую активность проявляли представители малообеспеченных субъектов РФ. Наиболее развернуто картину грозящего им бюджетного коллапса описал губернатор Ставрополья Владимир Владимиров. Он пояснил, что на грань банкротства многие регионы поставили в том числе консолидированные группы налогоплательщиков, которые уплачивают налог на прибыль в удобном им субъекте. А это прежде всего те самые нефтяные компании, у которых помимо добычи в отдельных регионах есть еще и иные структуры в других субъектах Федерации.

Кроме того, остро стоит проблема выплат из региональных бюджетов по полисам ОМС за формально неработающих граждан. Таковых, по словам одного из выступавших, в России насчитывается аж 20 млн., то есть пятая часть всего трудоспособного населения. Зарплату они, конечно, получают, но в конвертах, фонд обязательного медицинского страхования за них приходится пополнять из региональных бюджетов. В итоге многие регионы ждет скорый финансовый крах. Владимиров не стал скрывать час икс для своего региона. По его признанию, Ставрополью при отсутствии дополнительной федеральной поддержки нечем будет платить по счетам уже в 2017 году. Ну а за Курганскую область Силуанова и вовсе просили всем миром, начиная со спикера Совфеда Валентины Матвиенко, призвавшей срочно оказать помощь региону, у которого уже накопился солидный долг по зарплатам бюджетникам. Как заявила Матвиенко, «ситуация с исполнением бюджетов некоторых регионов близка к катастрофе». По ее мнению, «без федеральной поддержки регионам не справиться, бюджеты большинства из них верстаются с дефицитом, причем немалым».

Валентина Матвиенко: «Ситуация с исполнением бюджетов некоторых регионов близка к катастрофе»

Совершенно точно: финансовых ресурсов на всех не хватит. Силуанов заявил об этом открытым текстом. По его словам, резервов на покрытие бюджетного дефицита осталось только на следующий год. Потом придется принимать меры по существенному сокращению расходов или, как изящно выразился министр, «по консолидации бюджета». «В этом году мы на 2,6 триллиона рублей сократим объем наших резервов, — заявил глава федерального минфина. — Это больше чем наполовину. Все это означает, что 2016 год станет последним, когда мы сможем тратить резервы, дальше у нас таких ресурсов не будет».

Отсюда и параметры бюджета-2016, который впору назвать бюджетом затягивания поясов. С 1 февраля будущего года пенсии, например, будут проиндексированы лишь на 4%, а не на уровень реальной инфляции, как это было до последнего времени. Вопрос о том, пойдет ли в 2016 году еще одна индексация доходов пенсионеров, пока повис в воздухе. Также в следующем году не будут повышаться зарплаты чиновников и довольствие военнослужащих.

Самое же главное: правительство РФ на 2016 год фактически отказалось от антикризисного плана. И не потому, что ожидает завершения кризиса. Просто в бюджете нет на это денег. Пока на поддержку отраслей промышленности нашлось всего лишь 65 млрд. рублей. Этот фонд, по словам Силуанова, может быть увеличен — до 150 млрд., что тоже не слишком много.

Регионам в будущем году также придется затянуть пояса и в основном заниматься выплатой по своим долгам. Совокупный долг субъектов РФ по состоянию на 1 октября достиг 2,2 трлн. рублей (в 2013 году он был вдвое меньше), или порядка 3% ВВП. И это без учета муниципальных долгов. Самое неприятное, что помимо выплаты по долгам региональные бюджеты расходуются в основном на текущее потребление. Например, треть всех расходов регионов идет на выплату зарплат бюджетникам. При этом под нож идут инвестиционные доходы. В этих условиях глава Счетной палаты Татьяна Голикова правомерно усомнилась в выкладках минфина, ожидающего в следующем году роста (пусть и минимального, примерно на 0,6%) ВВП. Как может расти экономика, в которой существенно сокращаются капитальные вложения?

Татьяна Голикова усомнилась в выкладках минфина, ожидающего в следующем году роста (пусть и минимального, примерно на 0,6%) ВВП

Что же касается долгов регионов, то с их выплатой глава минфина РФ пообещал помочь. Предусмотрено выделение в 2016 году из федерального бюджета 140 млрд. рублей в виде кредитов регионам для компенсации коммерческих займов. Бюджетные кредиты фактически бесплатные, возвращать регионам придется лишь основное «тело» долга. Однако на слушаниях отмечалось, что сумма федеральных займов явно недостаточна, поскольку в будущем году регионам предстоит заплатить за обслуживание старых долгов более 120 млрд. рублей. На сокращение общей суммы задолженности, соответственно, останется лишь около 20 миллиардов.

По конец слушаний и сам Силуанов фактически признал крайне сложную финансовую ситуацию, в которой оказались российские регионы. «Если бы запустили на год, на два эту ситуацию, точно бы увидели дефолты в регионах. Мы не можем этого допустить».

В следующем году, судя по параметрам федерального бюджета, худшего — банкротства ряда субъектов РФ — не допустят. Ну а дальше — вся надежда на то, что подорожает нефть.

«БРАТЬ РЕГИОНАЛЬНЫМ БЮДЖЕТАМ ДЕНЬГИ НА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ НЕОТКУДА»

Эксперты «БИЗНЕС Online» оценили региональны аспекты федерального бюджета на троечку.

Вадим Хоменко — вице-президент, член-корреспондент Академии наук РТ, доктор экономических наук, профессор КФУ и КНИТУ-КАИ:

— Сейчас бюджетные поступления сократились, надо полагаться на нефтяников и газовиков. Почему возникают такие желания? Наряду со снижением цен на нефть произошло снижение курса рубля, и при обратной конвертации доллара в рублевую массу ее объем резко возрастает. Отсюда и желание взять часть средств у нефтяников для пополнения бюджета. Дискуссия вокруг введения налогового маневра ведется давно и будет продолжаться. Мы видим оценки самих нефтяников и не видим реальные результаты деятельности нефтяных компаний — нужно изучать данные аудиторских компаний, чтобы поставить точку в этой истории. Не нужно забывать и то, что извлекать нефть становится труднее и затраты на это только увеличиваются.

Ситуация с долгом Татарстана не стоит остро, потому что его уровень не перешел максимальный порог, установленный Бюджетным кодексом. Более того, кредиты брались под реальные проекты — 1000-летие Казани, Универсиада, и по линии Счетной палаты вопросы об их расходовании не возникают. А вот в адрес большого количества регионов такие нарекания есть. В целом по стране проблема кредитования регионов очень сложная, потому что ряд регионов пребывает в ситуации большого заимствования у федерального центра. А ситуация эта искусственная, потому что регионы перечисляют большую часть средств федералам, а потом ходят и выпрашивают деньги обратно, порождая иждивенчество.

В бюджете Татарстана большая социальная составляющая, даже больше, чем в прошлом году. По собственной инициативе поднята минимальная оплата труда, зарплата бюджетников. Не надо класть на бюджет инвестиционную составляющую. С точки зрения финансирования инноваций — да, в бюджете Татарстана это, должно быть, есть, но бюджет не должен заменять банки для кредитования производства, сферы услуг.

Марат Галеев — депутат Госсовета РТ пятого созыва, заместитель председателя комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству:

— Изъятия у нефтяников дополнительных доходов связаны с более медленным снижением экспортных пошлин на нефть в сравнении с предыдущим законодательством. Оценка нашего минфина — 5 - 6 миллиардов, и это для республики чувствительно, тем более компенсации пока нет, но вопрос поставлен. Работа над федеральным бюджетом продолжается, и наш бюджет не принят, поэтому все рассуждения пока носят рабочий характер. Уровень долга Татарстана, по последним данным, 90 миллиардов. Это не страшно, потому что долги реструктурированы, многие из них начнем выплачивать после 2024 года, и эти кредиты становятся для нас даже с отрицательным процентом. То, что по плану нужно гасить, мы гасим, с лета сумма уменьшилась на 15 миллиардов. Такие кредиты дают тем, кто может их обслуживать. Инвестиционные расходы региональных бюджетов сходят на нет из-за кризиса, у любой организации эта составляющая исчезла. Если затевать инвестпрограмму, допустим, в сфере коммунального хозяйства, то возрастут тарифы, а их нельзя поднимать потому что реальные доходы не растут или растут медленно. К сожалению, львиная доля средств республиканского бюджета идет на социальные расходы, бюджет развития слабенький.

Рустам Курчаков — экономист, сотрудник Института региональных исследований:

— Нефтяники на федеральном уровне уже высказались по поводу изъятия доходов, это может привести к падению добычи, а нефть в Татарстане трудноизвлекаемая. Долговая проблема в регионах стоит остро, и в то же время война все спишет, надежды на это. Остроту экономических проблем мы снимаем остротой военно-политических событий. Когда-то говорили, что 50 процентов должен забирать федеральный центр, остальное — оставаться в регионах. Сейчас центр забирает 70 процентов, и мы приехали к тому, что было в позднем Союзе, когда начался эксперимент по самофинансированию экономики и ТАССР добивалась права оставлять дополнительные доходы у себя. Сейчас самая больная проблема — это бюджет на 2016 год, а что будет в 2017 - 2018 — один бог знает. Понятно, что мы катимся не в сторону прочного бюджета. Брать региональным бюджетам деньги на инвестиционные проекты неоткуда. Экономика в полном тупике, на фоне блестящих военных побед в Сирии экономика летит на рифы, скалы или в пропасть, кому как больше нравится. Конечно, можно сделать ставку на военно-промышленный комплекс, если превращаться в единый военный лагерь для борьбы с внешним врагом. Но спрашивается, за что боролись?

Фото: council.gov.ru