«Беседы об архитектуре» — образовательный проект, популяризирующий современную архитектуру и ее достижения

СО ВРЕМЕН ВИСЯЧИХ САДОВ СЕМИРАМИДЫ

Лекция прошла при поддержке инвестиционно-строительной компании «КамаСтройИнвест» и открыла цикл «Беседы об архитектуре» — образовательный проект, популяризирующий современную архитектуру и ее достижения. Анна Броновицкая привела наиболее интересные примеры эксплуатируемых кровель, садов на крышах и озелененных террас от древности до наших дней, рассказала: «Сады на крыше, поднятые к небу и солнцу над суетой города, занимали воображение человека со времен Висячих садов Семирамиды. Но по-настоящему популярными озелененные кровли стали только в XX веке с появлением железобетонных конструкций и надежной гидроизоляции для плоских крыш. Ле Корбюзье включил сад на крыше в число пяти принципов современной архитектуры, благодаря чему на крышах многих модернистских сооружений появились остроумно спланированные оазисы. А в новейшей архитектуре зеленые кровли могут служить не только приятным пространством для отдыха и спортивных занятий, но и важным элементом энергетической системы здания, а также экологии в более крупном масштабе».

Анна Броновицкая привела наиболее интересные примеры эксплуатируемых кровель, садов на крышах и озелененных террас от древности до наших дней

«ПЯТЬ ПРИНЦИПОВ СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ ЭТО НЕ ПРО ОДНО ЗДАНИЕ, НЕ ПРО ОДНОГО АРХИТЕКТОРА»

Куратор цикла «Беседы об архитектуре», искусствовед Гузель Файзрахманова в беседе с Броновицкой пыталась выяснить, почему сады на крыше столь популярны за рубежом и будут ли они так же распространены в России.

Анна, если бы вы задумали строить дом, он был бы с садом на крыше?

— Если бы у меня был достаточно хороший бюджет и я бы была уверена, что могу найти и договориться с надежными строителями, то тогда, конечно, был бы. Потому что проблемы с крышами связаны у нас с тем, что при недостаточном качестве строительства они начинают течь. Если бы этого неприятного момента удалось избежать, то я бы очень хотела иметь сад на крыше.

Биргартен с эстрадой на крыше дома 1827 на 14-й стрит в Вашингтоне. 1890-е годы
Биргартен с эстрадой на крыше дома 1827 на 14-й стрит в Вашингтоне. 1890-е годы

Как известно, и вы говорили подробно об этом на лекции, плоская крыша один из элементов концепции проектирования по Ле Корбюзье, почему он считал важным этот принцип?

— Даже не просто плоская крыша, в его работах подчеркивалось то, что должны были быть именно сады на крыше. На вилле Савой — одном из самых знаменитых его сооружений — на крыше имеются бетонные емкости для растений, и в Штутгарте — образцовом поселке Вайсенхоф, где он построил два дома, — тоже имеются хорошо оборудованные двухуровневые террасы с цветами.

Пять принципов современной архитектуры — это не про одно здание, не про одного архитектора. Корбюзье считал, что это универсальные принципы, отныне и в будущем архитектура должна им следовать. Поэтому их можно применить и для виллы богатого человека, как в вилле Савой, и в поселке Вайсенхоф, где архитектором были предложены модели, которые должны были тиражироваться. Этот проект был очень интересным: в конце 1920-х годов в Германии собрали интернациональную команду архитекторов, каждый из которых предложил свой вариант, и для большинства из этих домов были предложены плоские крыши, а Ле Корбюзье постарался разработать именно сад на крыше, в котором удобно поставить шезлонг, сделать нишу, бортики.

Концерт на крыше, часть церемонии открытия
Концерт на крыше, часть церемонии открытия «Жилой единицы» Ле Корбюзье в Марселе (14 октября 1952 года)

Получается, что американская архитектура небоскребов опередила Корбюзье с идеей устройства сада на крыше, поскольку строительство небоскребов в США началось намного раньше, в XIX веке?

— С того момента, как вошли в обиход надежные лифты, стали строить небоскребы, и верхние этажи впервые стали престижными, потому что традиционно верхние этажи были для прислуги. И очень быстро именно в Америке придумали делать террасы на крыше, причем пентхаус как типология жилья возникла немного позже, а сначала стали очень популярны бары на крыше, в 1880 - 1890 годы, когда началось строительство высотных зданий.

В вечерние часы на крыше прохладно, ты возносишься над городом, где нет шума, дурных запахов — в это время города на нижнем уровне были не очень-то ухоженные, и эта традиция и популярность таких баров продолжалась вплоть до принятия сухого закона, и совсем они зачахли уже в 1930-х годах, когда появилось кондиционирование воздуха, и такая более надежная прохлада стала доступна в любом помещении.

Что касается пентхаусов, то террасу обычно озеленяли цветами в горшках, а пример именно сада на крыше, когда не просто отдельные растения размещены на крыше, а именно слой почвы имеется и в него высаживаются растения, впервые был осуществлен во второй половине 1930-х годов на крыше зданий Рокфеллер Центра. Поскольку был очень богатый и амбициозный заказчик, сад на крыше стал таким элементом престижа, который демонстрировал возможности заказчика. Это был способ выделить группу зданий из всех остальных.

Моше Сафди. Отель
Моше Сафди. Отель «Марина Бэй Сэндс», Сингапур

«У СЕБЯ НА ДАЧЕ НИКТО НЕ РАСПАХИВАЕТ ДВЕРИ ДЛЯ ВСЕХ»

Сейчас, когда распространены самые передовые технологии гидроизоляции и тому подобное в передовых странах, с технологиями ли только связано распространение садов на крыше или больше с философией нового пространства, экологией?

— Технология и философия — одна другую подгоняет. Наверное, философия в данном случае первична, это философия устойчивого развития общества, сбережение ресурсов в самом широком смысле, но, конечно, если мы говорим именно об озелененных крышах, то что мы получаем? Во-первых, мы получаем экономию энергии, потому что зеленое покрытие является хорошей теплоизоляцией. Во-вторых, мы получаем дополнительную площадку для биоразнообразия, где целенаправленно используются преимущественно дикорастущие растения, причем очень разнообразные — таким образом создаются места, где могли бы проживать всякие насекомые, червячки и птицы, которые ими питаются. Существует проблема использования поверхности земли, и сейчас настала необходимость возвращать какие-то участки природы.

И третье, что мы получаем, — зеленую кровлю, которая не только защищает дома от нагрева и охлаждения, но и препятствует выбросу лишнего тепла в атмосферу за счет того, что растения постоянно испаряют влагу — чем больше зелени в городе, тем он прохладнее. Чем больше в нем открытого камня и бетона, тем он в жару жарче. Соответственно, считается, что очень важно максимально озеленять город, чтобы избежать этой экстремальной жары, которая случается везде в последнее время все чаще и чаще. Ну и просто, естественно, производится кислород.

Конечно, и трава производит кислород очень активно, но еще есть проекты вертикального озеленения городов, которые нацелены главным образом на улучшение качества воздуха. Это, например, проект миланского архитектора Стефано Боэри, который называется «Вертикальный лес» и который предлагает, чтобы на многих уровнях росли настоящие большие деревья, а не просто цветы в ящиках. Это вообще сейчас в зарубежном строительстве тенденция — архитекторы шутят, что почти невозможно построить и сдать здание, если нет элемента озеленения.

Стефано Боэри. Комплекс
Стефано Боэри. Комплекс «Вертикальный лес», Милан (2014)

Насколько справедливо убеждение, стереотип, что сад это общественное пространство, доступное для всех горожан, а частный сад сады на крыше это демонстрация превосходства элиты над обычным человеком?

— Начнем с того, что частных садов на уровне земли тоже достаточно, а сады на крыше могут быть общедоступными. Есть такой пример, когда в Лондоне строили небоскреб, здание коммерческого назначения, которое лондонцы прозвали Уоки-токи. Его инвесторам удалось убедить городские власти и получить разрешение на строительство при условии, что три верхних этажа здания будут заняты парком. Здание было построено, парк был открыт, и тут выяснилось, что он не совсем общедоступный. Этот парк под стеклянным колпаком предназначен в первую очередь для посетителей ресторана, а прочие граждане тоже могут туда прийти бесплатно, но они должны заранее регистрироваться и при входе предьявлять удостоверение личности. Так вот, такое ограничение вызвало большой скандал, и в новых проектах такого рода архитекторы и заказчики стараются сделать доступ действительно свободным.

Все-таки сады совершенно необязательно должны быть общественными, есть сколько угодно частных садов разного масштаба, и у себя на даче никто не распахивает двери для всех. Сад на крыше многоквартирного жилого дома, если он доступен только для его жильцов и их гостей, — это как раз хороший выход по сравнению с огороженным двором, потому что считается неправильным, когда жильцы начинают, оберегая свое придомовое пространство, ставить заборы, запирать ворота, тем самым нарушая непрерывность городской ткани, отрезая тропинки и так далее, а в случае сада на крыше у людей будет безопасное пространство для того, чтобы отдыхать на открытом воздухе, и они могут не беспокоиться о том, что туда могут проникнуть какие-нибудь асоциальные элементы.

Получается, что у нас в России, если будет распространяться далее строительство частного жилья, сады на крыше возможны лишь при условии ответственности строителей и соблюдении технологий?

— Технологии эти сейчас настолько разработаны, что перестали быть эксклюзивными, это уже давно не эксперимент. Существует огромное количество фирм, которые производят гидроизоляцию, производят легкий грунт, уже давно выяснили, какие растения лучше всего подходят для того, чтобы расти на крыше, и системы полива — все это перестало быть экспериментальным и дорогим. Поэтому никаких препятствий для создания сада на крыше нет, и это сейчас большой козырь в конкуренции между девелоперами, потому что и в жилом, и в офисном здании сад на крыше — это очень привлекательный элемент. Пока в нашей стране таких примеров мало, но поскольку эта тенденция распространена во всем мире, то со временем должна распространиться и у нас.

Пока на рынке такая ситуация, что построенные здания раскупаются и так, без особых усилий девелоперов, но в будущем, когда рынок насытится, придется эти усилия прикладывать. И будут реконструироваться крыши для создания садов, потому что совсем не обязательно, чтобы изначально в проекте была заложена такая функция, сейчас технологии позволяют многое, в том числе вполне возможно оборудовать сад на такой крыше, которая раньше совсем для этой цели не предназначалась. Главное условие — чтобы был доступ нормальный на эту крышу, а не служебный люк, и чтобы лифт туда ходил.