НОВЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЭПИСТОЛЯРНОГО ЖАНРА

Конфликтная ситуация в казанском ТЮЗе, тянущаяся еще с мая нынешнего года, вышла на новый виток развития. Появились новые письма, в дело вступили депутаты Госсовета РТ, а градус напряжения в актерском коллективе уже таков, что вот-вот и дело дойдет до использования театрального реквизита в качестве орудия нападения.

Накануне «БИЗНЕС Online» опубликовал письмо части труппы и других сотрудников ТЮЗа в поддержку главного режиссера Туфана Имамутдинова, адресованное президенту Татарстана. В «Благодарственном письме» на имя Рустама Минниханова перечисляются достижения театра за 2015 год — с момента прихода на пост главрежа Имамутдинова. «По мнению большей части членов коллектива театра, которые работают с главным режиссером Имамутдиновым, он полностью оправдывает ваш выбор о его назначении на этот пост. Он является режиссером новой формации: высокообразованным, думающим, неравнодушным. Художественная политика Имамутдинова вдохновляет нас», — резюмируют авторы письма, под которым стоят три десятка с лишним подписей, из которых более 20 принадлежит артистам театра. Среди тех, чьи подписи стоят под письмом, народные артисты РТ Елена Ненашева, Надежда Кочнева, Сергей Мосейко, Михаил Меркушин, Нина Калаганова и другие актеры. Очевидно, что сам тон письма в адрес главы республики продиктован тем, что «подписанты» опасаются — заканчивающийся в конце года контракт главного режиссера ТЮЗа может не быть продлен министерством культуры РТ.

Кроме того, фактически этот текст — ответ на «письмо 26-ти» появившееся в мае этого года и также адресованное президенту РТ. В нем несколько артистов, а также сотрудников различных цехов и служб театра, всего 26 человек, выступили против Имамутдинова. А лидерами «оппозиции» стали народный артист РТ Роман Ерыгин и главный художник театра Ленар Гильмутдинов.

87.jpg
Нажмите, чтобы загрузить письмо полностью

ДЕПУТАТЫ ПРИШЛИ В ТЕАТР

Между тем, как стало известно «БИЗНЕС Online», на первый взгляд, вялотекущий конфликт, а все его действующие лица продолжают работу в ТЮЗе, принял новые черты, грозясь превратиться в самые настоящие «военные действия» на территории одного отдельно взятого культурного учреждения. Причем катализатором стало вмешательство в ситуацию депутатов Госсовета РТ, которые в сентябре на заседании комитета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам поставили вопрос о работе нового главного режиссера казанского ТЮЗа. Тогда председатель комитета Разиль Валеев отметил, что к депутатам Госсовета поступает большое количество обращений по поводу работы молодого руководителя театра, в том числе с жалобами от работников. В защиту режиссера выступила первый замминистра культуры РТ Ирада Аюпова. Она отметила, что коллектив действительно разделился на две части. Однако 80% творческого коллектива выступает за нового руководителя, тогда как не устраивают действия молодого режиссера 12 актеров и тех работников, кто не вовлечен в творческий процесс. «В театре нужно пересмотреть и репертуар, и уровень зарплат и сделать так, чтобы театр был ближе к зрителям, — отметила Аюпова. — Вопросы, которые ставит новый режиссер, имеют право на жизнь. Там практически нет молодых актеров, хотя это театр все же юного зрителя... Мы держим ситуацию под контролем». Валеев после такой речи предложил воочию посмотреть на новые работы Имамутдинова и оценить его спектакли.


В октябре группа депутатов во главе с руководителем комитета по культуре действительно посетила два спектакля, поставленные в ТЮЗе Имамутдиновым — «Любовь людей» и «Война глазами детей». «Да, группа депутатов Госсовета дважды приходила на мои спектакли. Успел с ними коротко пообщаться, подробно они разговаривали только с директором театра. Называлось сразу несколько причин их посещений: выделение гранта ТЮЗу, оценка соответствия спектаклей статусу театра юного зрителя и так далее. Нам сказали, что о результатах сообщат позднее, правда, когда и от кого мы их узнаем, не сказали», — рассказал главный режиссер театра «БИЗНЕС Online». При этом Имамутдинов добавил, что, по его мнению, противники политики главрежа восприняли появление депутатов в театре как собственную победу. Любопытно, что, по нашей информации, среди депутатов, приходивших на спектакли Имамутдинова и создавших комиссию по анализу текущих дел в театре, нет худрука и директора театра им. Качалова Александра Славутского и директора казанского оперного театра Рауфаля Мухаметзянова, которые могли бы дать профессиональную оценку работе ТЮЗа.

А вот что рассказал «БИЗНЕС Online» сам Валеев: «Пока еще нет никаких результатов, мы находимся в процессе. Комиссия сформирована, потому что наш комитет получил очень много обращений по поводу новых творческих веяний в ТЮЗе, и мы их изучаем. К тому же по закону наш комитет должен отвечать тем людям, которые к нам обращаются. Ну и, конечно, мы должны интересоваться, какие там новые произведения ставятся. На днях у нас будет рабочее заседание, где будет сформировано наше мнение, по поводу работы театра, не более того. Вмешиваться, диктовать что-то свое, управлять творческим процессом мы не имеем права, да это и не нужно».

А вот каково мнение главы комитета по культуре Госсовета РТ на сам конфликт в театре: «Новый человек, новые веяния не всегда стопроцентно приветствуются. Новый человек, он должен войти в коллектив. Без споров, без противоречий в науке, в творчестве не бывает, иначе не будет развития. А споры, дебаты — естественные процессы любого творческого коллектива».

Роман Ерыгин стал одним из лидеров «оппозиции»
Роман Ерыгин стал одним из лидеров «оппозиции»

«ОНИ СТРЕМЯТСЯ РАЗВАЛИТЬ НАШУ СТРАНУ И, ОЧЕВИДНО, РУКАМИ ИМАМУТДИНОВА»

Что касается мнения второй стороны конфликта, то главный художник театра Гильмутдинов узнал о письме в поддержку Имамутдинова от нашего корреспондента, а познакомившись с ним, сказал, что вряд ли может что-то добавить к тому, что уже высказывалось «внутритюзовской» оппозицией.

Самый же медийный противник главрежа, народный артист РТ и ведущий новостей телеканала «Эфир» Ерыгин был куда более красноречив, для начала признавшись «БИЗНЕС Online»: «Я не большой поклонник вашего издания. Вы же рупор главного режиссера, зачем вам моя позиция? Он выступает на страницах вашего издания каждую секунду, поэтому мне даже странно, что вы ко мне обратились».

Однако ведущий актер ТЮЗа согласился развернуто высказаться на заданную тему: «Сейчас нужно ждать, какая будет реакция. Президент посчитает нашу позицию правильной — будет одно решение, не посчитает — другое. Если значительная часть коллектива сформулировала мнение по поводу правильности этого назначения, значит, есть смысл задуматься. На сегодняшний день моя точка зрения такова: в лучшем случае это кадровая ошибка. А, скорее всего, это хорошо спланированная акция людей, которые стараются дестабилизировать что бы то ни было, все, вообще всю ситуацию в стране. Ну а почему бы не попробовать это в детском театре? Если тут получится, то можно пойти дальше».

После чего Ерыгин дал довольно любопытную характеристику личности Имамутдинова: «Должен ли на месте главного режиссера быть Имамутдинов со всеми его особенностями? С тем, что он, допустим, прошел саентологическую процедуру трансформации личности, нужен ли на месте главного режиссера саентолог или нет? Мы ждем ответа на этот вопрос от людей, которые обличены властью. Если президент скажет «Да, вы дурачки, именно такой человек и нужен, мы его искали долгие годы», тогда мы извинимся и, я не знаю, как мои товарищи, а я, скорее всего, покину театр, которому отдал 26 лет. Я не понимаю, как можно работать в театре, где главным режиссером является Имамутдинов». Сам главреж на вопрос о своих оригинальных религиозных пристрастиях ответил, что это «бред воспаленного воображения».

«Если я уйду [из театра], могут возникнуть большие проблемы с репертуаром, поскольку я занят в пяти идущих часто, и в одном, который идет редко, спектаклях, — продолжает Ерыгин. — Но, условно говоря, если я сегодня подам заявление об уходе, то в ноябре придется заменить 10 спектаклей. Но в этой ситуации о здравом смысле речи не идет. Это, кстати, для сектантов вещь нормальная: если что-то мешает достижению их целей, они не обращают на это никакого внимания. Поэтому если сказать сектанту «у тебя полтруппы не выйдет на работу», он даже не обратит на это внимания. Все, что он делает, направлено на разрушение и дестабилизацию».

Сам Ерыгин прислал в редакцию «БИЗНЕС Online» письмо, направленное президенту РТ. Нам не удалось выяснить, идет ли речь о том самом первом майском письме, с которого начался конфликт в ТЮЗе, или же речь идет о более свежем по времени произведении. В любом случае в нем есть несколько впечатляющих пассажей.

«Кстати, об идеологии. На сборе труппы Туфан Имамутдинов сообщил нам, что театр выиграл грант фонда Михаила Прохорова. Но грант, это понятно, надо отрабатывать. И какой же идеологически верный спектакль мы будем ставить? Проникнутый духом Болотной площади? Вот мы и дошли до того, кто поменял нам, труппе государственного театра, госзадание! Благодаря политическим, то есть откровенно опозиционным взглядам нашего главного режиссера мы стали заложниками политических провокаций так называемых либералов», — указывают авторы письма, которые ведут речь о международном проекте — пластическом спектакле по картинам Ван Гога, на который ТЮЗ действительно выиграл грант фонда Михаила Прохорова.

Дальше — больше. «Они стремятся развалить нашу страну и, очевидно, руками Имамутдинова, который близок им по духу, решили провести эксперимент в благополучном в политическом отношении Татарстане. Почему бы не развалить детский театр, экспериментируя над душами детей? Чему может научиться ребенок, подросток, если с раннего возраста его пичкать «чернухой», воспитывать у него ненависть к стране, в которой он живет?» — конец цитаты.

Нажмите, чтобы загрузить письмо полностью

«НЕ ДАЕШЬ РОЛЬ — ПРОВОКАЦИЯ, ДАЕШЬ РОЛЬ — ПРОВОКАЦИЯ»

Добавляет пикантности ситуации и тот факт, что Имамутдинов распределил актера Ерыгина на роль короля Джакомона в сказке «Джельсомино в Стране лжецов», которую сам главреж должен поставить к новогодним каникулам. «По правилам внутреннего распорядка я не могу отказаться от участия в спектакле. Другой вопрос, главный режиссер высказал точку зрения на качество исполняемых мной ролей, поскольку я категорически не разделяю его позицию, более того, считаю, что он не на своем месте. И он, зная мою точку зрения, назначает на работу. Мне странно, как он собирается встречаться в репетиционном зале, зная, что я категорически не понимаю: главный ли он режиссер? Это назначение очень странное, я бы назвал это провокацией», — считает Ерыгин.

Имамутдинов на это ответил следующим образом: «Ерыгин отказывается от главной роли в детском спектакле, говоря, что это провокация. Хотя сам радел за детский репертуар, и я хотел занять его, чтобы он своим мастерством поддержал нас в этой детской постановке. Но он пишет заявление, что в этом участвовать не будет. Не даешь роль — провокация, даешь роль — провокация. Это непродуктивный диалог. Но изменить ситуацию невозможно. Они чувствуют себя безнаказанно. У меня полное ощущение паралича власти в нашем театре».

Имамутдинов распределил актера Ерыгина на роль короля Джакомона в сказке «Джельсомино в Стране лжецов», которую сам главреж должен поставить к новогодним каникулам
Имамутдинов распределил актера Ерыгина на роль короля Джакомона в сказке «Джельсомино в Стране лжецов», которую сам главреж должен поставить к новогодним каникулам

Примерно такая же ситуация и со спектаклем «Страсти по Семену Семеновичу» по пьесе «Самоубийца» Николая Эрдмана, который Имамутдинов надеется выпустить до конца театрального сезона. Там также на одну из главных ролей распределен Ерыгин. Ранее актер говорил, что это очень интересная работа, теперь же, вспоминая первые читки пьесы с Имамутдиновым, сообщил «БИЗНЕС Online»: «Надо сказать, это были не самые интересные и занимательные репетиции — мухи дохли на них». В «ерыгинском» письме же и вовсе звучит едва ли не донос Минниханову: «На глазах республика теряет единственный русский театр для детей и подростков, а труппа занимается бессмысленными читками пьес, и наш главный режиссер сотрудничает с оппозиционным фондом Прохорова и собирается ставить «Самоубийцу» Эрдмана. Безусловно, пьеса хорошая, но для нашего ли она зрителя?»

«НА ДНЯХ ПРОИЗОШЕЛ ПРОСТО ВОПИЮЩИЙ СЛУЧАЙ»

Сам Имамутдинов, несмотря на подвешенную ситуацию, строит планы на будущее: «Сейчас мы готовим новогоднюю сказку — это хлеб для театра — Джанни Родари «Джельсомино в Стране лжецов». Бюджет спектакля небольшой, его обеспечивает сам театр. Надеюсь, что в этом сезоне мы поставим и «Маленького принца», и «Страсти по Семену Семеновичу». По моим сведениям, наш президент Рустам Минниханов подписал смету на «Маленького принца» и спектакль по Эрдману. Вообще, я ощущаю полную поддержку министерства культуры республики, именно они занимались этим вопросом, информировали меня о смете, довели информацию до президента». Рассчитывают в театре и на поддержку формируемого попечительского совета, в который согласилась войти, к примеру, помощник президента РТ Олеся Балтусова. Так что в ТЮЗе рассчитывают, что театр посетит и сам Минниханов.

Бездеятельность и безынициативность Фарита Шамсиева многими в театральных кругах Казани считается едва ли не главной причиной трудностей ТЮЗа последних лет
Велика вероятность, что минкульт РТ продлит контракт с директором театра Фаритом Шамсиевым, который оказался неспособным урегулировать раздирающие учреждение конфликты (фото: inkazan.ru)


Призывает не драматизировать ситуацию и первый замминистра культуры РТ Аюпова: «Конфликт должен разрешиться, безусловно, новыми творческими проектами, выпуском новых спектаклей. В творческой среде конфликт порой выступает катализатором творческой активности. Уважительно отношусь к обеим сторонам конфликта, и в данной ситуации министерство культуры республики, Айрат Миннемуллович (министр культуры РТ Айрат Сибагатуллинприм. ред.) постоянно встречается с обеими сторонами, обсуждает необходимые вопросы. Хочется, чтобы все-таки эти человеческие отношения, недопонимание сторон не вредили творчеству и, конечно же, зрителям».

На самом же деле, в том числе и из-за бездействия министерства, считающего, что все рассосется само собой, ситуация начинает выходить из-под контроля. «На днях произошел просто вопиющий случай. Перед началом спектакля актер начал нецензурно выражаться, что повлияло на ход спектакля. В театре началась полная анархия и развал: актеры театра перестали посещать репетиции, учебные занятия, начали откровенно срывать творческую работу всего коллектива, при этом не предъявляя каких-либо веских причин своего отсутствия, — говорит Имамутдинов. — Уже прошла неделя, а до сих пор мы не можем получить объяснительных их отсутствия. Звонки завтруппой и директора не помогают».

При этом, по информации «БИЗНЕС Online», велика вероятность, что минкульт РТ продлит контракт с директором театра 66-летним Фаритом Шамсиевым, который оказался неспособным урегулировать раздирающие учреждение конфликты.