DSC06824.jpg
Казанский оценщик «Аудэкс» неожиданно для себя оказался в центре олигархической интриги

МАЛЫЙ БИЗНЕС ГЕННАДИЯ ТИМЧЕНКО И ВЫХОДЦЕВ ИЗ АФК «СИСТЕМА»

Напомним, что в июне этого года Центральный банк РФ направил в Арбитражный суд РТ 12 исков о признании недостоверной величины рыночной стоимости активов, установленной в отчете независимого казанского оценщика «Аудэкс», который входит в список ведущих российских аудиторских компаний. Как пояснил тогда «БИЗНЕС Online» руководитель департамента оценки компании «Аудэкс» Марат Сулейманов, все иски объединены одной большой сделкой, связанной с созданием двух компаний: ПАО «Геофинанс» и ПАО «Петрарко». «Петрарко» создавалось путем слияния дочерних нефтегазодобывающих компаний ЗАО «Уралнефтегазпром» (УНГП) и ЗАО «Первомайский», а «Геофинанс» — за счет активов всех остальных фигурирующих в исках компаний, которые больше ориентированы на проведение изыскательных работ, но пока не ведут активную деятельность.

Как выяснил «БИЗНЕС Online», УНГП был учрежден весной 1995 года ОАО «Стройтрансгаз» (принадлежит Геннадию Тимченко) и ООО «Газпром Добыча Оренбург». В 2012 году «Стройтрансгаз» продал свою долю (62,3% акций компании) консорциуму инвесторов, в который вошли бывший президент АФК «Система» Евгений Новицкий и Виктор Хорошавцев — экс-президент «Башнефти». Позднее появилась информация, что «Газпром» продал свою долю в компании им же.

Главный актив всей схемы — УНГП — специализируется на добыче, переработке и реализации углеводородного сырья (газ, газовый конденсат, нефть) на территории Оренбургской области. Суммарные запасы газа составляют 19,1 млрд. куб. метров, а жидких углеводородов — 26,1 млн. тонн.

ПАНЫ ДЕРУТСЯ, У АУДИТОРОВ ЧУБЫ ТРЕЩАТ?

Заполучив компании в собственность, инвесторы решили перепродать активы. В рамках предпродажной подготовки их планировалось вывести в офшоры через выкуп эмиссии ПАО «Петрарко» и ПАО «Геофинанс». В ноябре 2014 года ПАО «Петрарко» разместило 10 млрд. акций номинальной стоимостью в 1 рубль в пользу кипрского офшора UNGP Holding Limited путем обмена на 100-процентную долю в «Первомайском» и 62,27% акций УНГП. Тогда же «Геофинанс» выпустил акции на сумму 6,499 млрд. рублей в пользу «Марчетти ЛТД». Аудиторская оценка активов для эмиссии акций как раз и была поручена «Аудэксу». Таким образом, казанский аудитор неожиданно для себя оказался в центре олигархической интриги.

Однако дальше стройная схема дала сбой. На фоне принятия закона о деофшоризации на пути вывода очередной нефтяной компании из российской юрисдикции встал ЦБ РФ, который буквально через несколько недель приостановил регистрацию эмиссии компаний, придравшись к якобы недостоверной оценке активов, которую провел «Аудэкс».

Как уже рассказывал «БИЗНЕС Online», регулятор обвинил «Аудэкс» в нарушении стандартов оценки и правил оценочной деятельности. Руководство аудиторской компании категорически отрицало эти обвинения, заявляя, что оспариваемые регулятором оценки рыночной стоимости активов компаний осуществлялись в рамках утвержденных на федеральном уровне методик и ничем не отличались от других аналогичных работ.

Дело грозило «Аудэксу» крупными финансовыми неприятностями, так как по каждому из 12 исков требовалось провести экспертную оценку другими аудиторами, которые затребовали за каждую экспертизу более полумиллиона рублей (сам «Аудэкс», согласно проспекту эмиссии «Петрарко», за свою работу получил около 150 тыс. рублейприм. ред.). Таким образом, если бы суд признал правоту ЦБ РФ, «Аудэксу» пришлось бы раскошелиться на кругленькую сумму, не говоря уже о репутационном ущербе.

БАНК РОССИИ СБИЛ ЦЕНУ УНГП ВПОЛЬЗУ БИНБАНКА?

Однако в итоге ЦБ РФ внезапно сам дал задний ход процессу и согласился признать оценку стоимости активов «Петрарко». Что касается ПАО «Геофинанс», то по нему 15 октября 2015 года ЦБ РФ подписал с «Аудэксом» мировое соглашение. Содержимое мирового соглашения пока не разглашается, но, по сведениям «БИЗНЕС Online», ЦБ РФ удовлетворился решением расторгнуть договор о приобретении акций между ПАО «Геофинанс» и «Марчетти ЛТД». Стороны сделки сами попросили ЦБ РФ признать выпуск акций несостоявшимся. Таким образом, предмет спора был исчерпан.

Закулисная подоплека событий покрыта мраком, но, по всей видимости, связана с тем, что 100% акций UNGP Holding LTD летом 2015 года выкупил Бинбанк, контролируемый Михаилом Гуцериевым. Не до конца ясно, как Бинбанку удалось провести эту сделку, ведь ЦБ РФ приостановил регистрацию эмиссии акций компании, а в сообщении банка говорится, что UNGP Holding LTD владеет 100% акций «Петрарко». Непонятно также, с самого ли начала Бинбанк рассматривался в качестве покупателя активов или это поглощение не совсем дружественное. Известна лишь стоимость сделки: UNGP Holding Limited ушел Бинбанку за 5,3 млрд. рублей, что почти вдвое дешевле, чем первоначальный объем эмиссии — 10 млрд. рублей. Конечно, можно объяснить это и падением цен на нефть, но в рублевом эквиваленте этот фактор должна была нивелировать девальвация.

Пресс-служба Бинбанка не смогла предоставить свой комментарий «БИЗНЕС Online» к моменту выхода статьи, однако стоит отметить, что Гуцериев имеет большой опыт создания крупной нефтяной компании путем скупки мелких активов. Именно так в 2002 году он создал «Русснефть», которая уже через пару лет вошла в четверку крупнейших нефтяных компаний России. Однако в 2005 - 2006 годах компания столкнулась с большими проблемами — ее обвинили в уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере, а сам Гуцериев вынужден был уехать из страны, опасаясь ареста. Около половины акций компании в результате досталась АФК «Система» Владимира Евтушенкова. После этого в 2009 - 2010 году обвинение с Гуцериева было снято, и он вернулся в Россию, Евтушенков продал ему назад свою долю в «Русснефти». В 2013 году Гуцериев полностью сосредоточил в своих руках нефтяную компанию.

По мнению аналитиков, Гуцериев может повторить сценарий создания «Русснефти», собирая активы, которые не нужны крупным игрокам. Ядро новой компании уже есть — НК «Нефтиса», в которую вошли активы в Казахстане, Азербайджане и России. Возможно именно ей в конечном итоге достанется «Петрарко».

Ну а в том, что у людей, близких к Евтушенкову, после истории с деприватизацией «Башнефти» пропадает интерес к нефтяному бизнесу, удивительного мало.

«В ДАННОМ СЛУЧАЕ МЫ ВЫСТУПИЛИ КАК ИНСТРУМЕНТ»

Как бы там ни было, «Аудэкс» теперь может вздохнуть спокойно. Как пояснил «БИЗНЕС Online» Сулейманов, ЦБ РФ согласился утвердить отчет по оценке активов «Петрарко» после того, как регулятору были представлены сведения, подтверждающие объем расходов на поддержание производственной деятельности по извлечению запасов полезных ископаемых нефтегазовых месторождений, принадлежащих «Уралнефтегазпрому» и «Первомайскому». «Таким образом, мы обосновали оценку, которую ранее представили», — констатировал Сулейманов. По его словам, ситуация затрагивала в первую очередь интересы третьих лиц, которые выкупили допэмиссию.

«В данном случае мы выступали как инструмент, но иск был подан к нам, так как ЦБ РФ является регулятором рынка оценки», — отметил Сулейманов. Он подтвердил, что в последнее время ЦБ РФ занял активную позицию и по отношению страховых компаний, оценщиков и финансовых институтов. «Регулятор старается все контролировать, чтобы не было дутых активов, которые могут привести к потрясениям на рынке. Они не могут сказать, что им просто не нравится наш отчет — все нужно делать через судебные процедуры», — сказал он. Сулейманов выразил удовлетворение тем, как разрешена ситуация, но признался, что она дала повод к переосмысливанию некоторых аспектов работы компании в сторону ужесточения подходов.

Судебные заседания по остальным компаниям, фигурирующим в исках ЦБ РФ, пройдут в ближайшие две недели. Но судя по тому, как прошли заседания в минувшую пятницу, проблем у «Аудэкса» не предвидится.

Марат Сулейманов
Марат Сулейманов выразил удовлетворение тем, как разрешена ситуация, но признался, что она дала повод к переосмысливанию некоторых аспектов работы компании в сторону ужесточения подходов

«С ТАТАРСТАНСКИМИ АУДИТОРСКИМИ КОМПАНИЯМИ ТАКОГО НЕ БЫЛО»

Опрошенные «БИЗНЕС Online» участники рынка отмечают, что регулятор или какой-то контролирующий орган довольно часто делает поспешные выводы в отношении действий компаний. И лишь потом, когда ситуация раскладывается по полочкам, инспекторы признают, что причин для подозрений нет. «Возможно, в этом случае было именно так — ЦБ РФ разобрался в отчетности «Аудэкса» и понял, что ничего крамольного там нет», — отметил заместитель директора аудиторской компании «ФБК-Поволжье» по оценочной деятельности Дамир Гатин. Однако с учетом интересов влиятельных лиц,он не исключил, что кто-то «наверху» договорился с регулятором «замять» скандал.

«Тут одно из двух: либо у регулятора действительно возникли вопросы в ходе изучения аудиторского отчета, либо была дана команда найти что-нибудь и затормозить сделку. Возможно, у кого-то был интерес к этой сделке, например, из-за желания сбить цену активам», — предположил Гатин. Впрочем, как он отметил, с момента оценки активов и до завершения сделки прошел год. За это время экономическая ситуация в стране ухудшилась, а значит, и стоимость активов могла быть пересчитана в сторону понижения.

В свою очередь, генеральный директор компании «Аудит ТД» Татьяна Дербенева отметила, что с самого начала была уверена в адекватности отчета «Аудэкса». «Оценочные компании довольно часто «балуются» завышением или занижением стоимости активов в угоду заказчику, но серьезные аудиторские компании дорожат своим именем, тем более что оценка активов не является для них основным видом деятельности», — пояснила она. Тем не менее Дербенева отметила, что иски ЦБ РФ к «Аудэксу» — это что-то из ряда вон выходящее. «На моей памяти с татарстанскими аудиторскими компаниями такого не было», — подчеркнула она.