«Мир» остался в Казани единственным кинотеатром, расположенным не в торговом центре
«Мир» остался в Казани единственным кинотеатром, расположенным не в торговом центре

«БОГАТЫРЬ» ВМЕСТО «МСТИТЕЛЕЙ»

Не знаю, как обстоят дела во всем мире, но по Казани видно, что кризис ударил по кинотеатрам — было затяжное пике: спад по посещаемости, сильно упавшие валовые сборы. В сентябре вроде бы все выровнялось. Посмотрим, что будет дальше. В киноиндустрии сейчас идет кризис. Кинотеатры будут дальше переходить в ту или иную деятельность. У каждого кинотеатра есть свой зритель, но он сейчас перестал идти на все подряд и тратит деньги на билет вдумчиво, хотя цены на билеты в кино сильно не повысились. Все понимают, что если повышать цены, то зрителя вообще не будет.

Все ждут фильмы. Если в месяц стоит один хороший, то уже слава богу. А если нет сильных проектов, есть черные лошадки. Это те фильмы, относительно которых сложно делать прогнозы. Например, фильм «Стажер» с Робертом Де Ниро. Никто не знал, пойдет на него зритель или нет. Российский кинорынок вообще очень своеобразный. Есть фильмы, которые в Штатах собирают кассу, а у нас проваливаются, и наоборот. Например, «Джон Картер» во всем мире провалился, а в России собрал 33% от общей суммы.

Я верю в наше российское кино, но вот фильм «Воин», который сейчас идет, не выстрелил так же, как «Легенда №17». Дай бог, чтобы у Петра Буслова с «Родиной» получилось все так же, как с «Бумером». У нас есть комедии хорошие, у нас есть драмы хорошие. Ужастики только начали снимать, начали снимать фантастику. В работе находится проект а-ля «Мстители», только он будет называться «Богатырь». То, что уже готово и что показали на кинорынке, было весьма любопытно. Я читал, что главного богатыря играть будет человек из ВДВ. Это не столько актер, сколько обладатель выдающихся физических данных. Под 2 метра ростом. Если правильно подать готовый продукт, то народ пойдет.

НАШ ЗРИТЕЛЬ ЗНАЕТ, НА ЧТО ИДЕТ

Снимают в России много, но многое не выходит в широкий прокат. Например, режиссер Арсений Гончуков рассказывал, что снял фильм за два с лишним миллиона, но ему не хватило миллиона, чтобы найти прокатную организацию и вложиться в прокат. С его фильмом «Сын» получилось, потому что были призы, фильм заметили, пошумели, прокатывать было легче. Вообще, российское кино смогло бы набрать и больше 20% экранного времени, за что ратует минкульт РФ, только будет ли народ ходить на это? Качественное кино у нас есть, но со зрителем нужно работать. Тот же «Левиафан» — это чистокровный проект для фестивальных показов. Его рискнули показать в широком прокате. Зритель свой был. Не в таком большом объеме, но был.

Карен Шахназаров тоже побывал в стенах «Мира»
Карен Шахназаров тоже побывал в стенах «Мира»

Фильмы Ивана Вырыпаева смотрят стабильно. С его картиной «Спасение» была отдельная история, когда мы попросили устроить в рамках фестиваля мусульманского кино предпремьерный показ и звали самого Вырыпаева. Создатели картины заинтересовались и даже хотели участвовать в конкурсе. Но из-за того, что дедлайн фестиваля уже прошел, мы смогли предложить только участие вне конкурса. Они согласились. И Вырыпаев не приехал только потому, что у него и у всей группы, работавшей над фильмом, через день должна была состояться премьера спектакля. Надеемся, что следующий проект он уже представит сам. Зал был полный, никто не вышел. В конце сеанса зритель встал и аплодировал. Никто не вышел, пока титры не закончились. Потом очень долго обсуждали сам фильм внутри зала. Публика была подготовленная. Но в кинотеатр «Мир» на такие вещи неподготовленная публика не ходит, к счастью. Если зритель платит деньги, он знает, на что он идет и что он хочет увидеть.

В другом кинозале фильмы Алексея Германа смотреть не будут вообще. Хотя принципиальной позиции «этот фильм никогда мы показывать не будем» у нас нет, но, например, «50 оттенков серого» мы не показывали, просто увидев его. А вот громкое и спорное кино «Племя» мы показали. Фильм очень жесткий, очень конкретный. Мы участвовали в программе «Доступная среда», и большинство зрителей были именно слабослышащие или не слышащие совсем. Когда они посмотрели этот фильм, то выражали благодарность, хотя по России многие возмущались, что такие фильмы вообще не нужно демонстрировать на большом экране. Что странно, хорошее российское кино уходит за рубеж и там попадает в прокат.

«Очень приятно слышать от режиссеров положительные отзывы о зрителе, который приходит в наш кинотеатр. Кончаловский здесь был, Сокуров [на фото] был...»
«Очень приятно слышать от режиссеров положительные отзывы о зрителе, который приходит в наш кинотеатр. Андрей Кончаловский здесь был, Александр Сокуров [на фото] был...»

«К НАМ ПРИХОДЯТ СМОТРЕТЬ ФИЛЬМЫ, А НЕ ЕСТЬ»

Очень приятно слышать от режиссеров положительные отзывы о зрителе, который приходит в наш кинотеатр. Андрей Кончаловский здесь был, Александр Сокуров был... и все такие приятные дядьки! И со зрителем они общаются. И хочется, чтобы зритель наш и дальше был такой же добрый и теплый.

Когда актер Кирилл Плетнев у нас показывал свой фильм «Настя», он обратился к малочисленному зрителю с тем посылом, что они, скорее всего, не знают, на что пришли, а люди начали возражать, стали задавать вопросы, касающиеся его театральной деятельности. А когда после просмотра фильма одна неподготовленная девочка, которая пришла случайно, задала не самый глубокомысленный вопрос по поводу картины, ей стал объяснять не Кирилл, а люди из зала, потому что ответ был очевидным.

«Когда актер Кирилл Плетнев обратился к малочисленному зрителю с тем посылом, что они скорее всего не знают, на что пришли, люди начали возражать, стали задавать вопросы»
«Когда актер Кирилл Плетнев обратился к малочисленному зрителю с тем посылом, что они, скорее всего, не знают, на что пришли, люди начали возражать, стали задавать вопросы»

Если бы мы были не отдельно стоящим кинотеатром, а, как и все остальные, располагались в торговом комплексе, я думаю, мы бы потерялись, потерялась бы душа кинотеатра. Да, у нас есть свои проблемы: здесь нет бара, нет столовой, нет попкорна. Но те зрители, которые приходят с попкорном, иногда слышат от рядом сидящего укор и просьбу перестать жевать. Люди приходят к нам смотреть фильм, а не есть. Такие замечания я сам лично слышал несколько раз, приходя на сеансы. И с каждым разом все больше зрителей к нам приходят не на фильм, а на имя режиссера. Работа со зрителем очень помогает в этом. Каждый зритель знает, на что идет. Даже если вход свободный. Но все же мы стараемся отказываться от свободного входа, потому что многие, приходя на фильмы, которые демонстрируются бесплатно, часто уходят во время показа, демонстративно говорят: «Господи Боже, на что мы пришли». И им неважно, что в зале сидит режиссер. Или начинают в зале с телефонами сидеть. Культура гораздо ниже. На платных показах такого нет. Последний случай — показ «Режиссера мозга», половина зала ушла. Вход был свободным.

Кшиштоф Занусси общается со зрителями в кинотеатре «Мир»
Кшиштоф Занусси общается со зрителями в кинотеатре «Мир»

Если говорить о российском кино, слышали ли вы что-нибудь о фильме «Единичка»? Это военно-патриотический фильм, снятый в лучших традициях жанра. Всем, кто его смотрел, понравилось. Продюсер фильма — независимая компания, снявшая его на собственные деньги. И в конечном итоге оказалось, что очень сложно продвинуть фильм внутри сети. У нас есть крупные сети — это «Киномакс», «Каро», «Формула Кино» и так далее. И очень мало кинотеатров, которые вне сети. В Казани это «Мир», «Магия кино», «Родина» и «Корстон». Расписание сетевых кинотеатров составляют в Москве, повлиять на репертуар в Казани уже никак нельзя. Это делается для уменьшения расходов. Иногда кинопрокатчики говорят, что если мы отказываемся от определенной картины, то нам не дадут другой фильм, интересующий нас. В этом плане мы практически всех победили, кроме одной кинопрокатной организации, которая в декабре выпустит большой проект, не буду рекламировать его. Им пока отказывать нельзя ни в коем случае, потому что тогда мы окажемся в проигрыше. В декабре вообще очень сложная ситуация с репертуаром, и, чтобы не было дисбаланса, нужно сейчас соглашаться на все. Вот такие шахматные партии.

Александр Ишимов