Упрощение одобренного когда-то всеми инстанциями и заинтересованными лицами проекта архитектор Владимир Нестеренко считает примером бездумного освоения целевых средств «для галочки»
Упрощение проекта архитектор Владимир Нестеренко считает примером бездумного освоения целевых средств для галочки

НАРОДНОЙ СТРОЙКОЙ ЗАНЯЛСЯ МУНИЦИПАЛИТЕТ

Автор и инициаторы создания площади им. Владимира Высоцкого в Набережных Челнах возмутились текущей реконструкцией объекта, который ждал своего завершения 12 лет. Упрощение одобренного когда-то всеми инстанциями и заинтересованными лицами проекта архитектор Владимир Нестеренко считает примером бездумного освоения целевых средств для галочки. Архитектурный ансамбль, по проекту состоящий из памятника и площади с амфитеатром, в свое время был реализован лишь наполовину — общественные сборы позволили изготовить собственно памятник, одновременно несущий функцию открытой сцены. Бюджетных же средств на вторую часть проекта недостаточно, и «зрительный зал» для этой сцены сегодня остается только в макете — площадь решено замостить брусчаткой безо всякого амфитеатра.

Интересно, что в свое время проект Нестеренко был встречен на ура не только прежним руководством города и республики, но и труппой Театра на Таганке — партнерами Владимира Высоцкого по сцене. «В 2002 году гендиректор «КамГЭСэнергостроя» Виктор Ельцов предложил мне сделать проект памятника и реконструкции площади имени Владимира Высоцкого, — рассказал «БИЗНЕС Online» архитектор. — На работу у меня ушло около года, но макет все похвалили: минкультуры, градостроительный совет города, главный архитектор, правление союза архитекторов России. Я обсуждал проект с труппой Театра на Таганке, и все, кто знал Высоцкого, одобрили — сын Никита, актеры Золотухин, Хмельницкий, Элина Быстрицкая, остальные. Режиссер театра Юрий Любимов после сказал мне: «Это будет лучший памятник Высоцкому! Пожалуйста, добейтесь, чтобы все было так, как задумано. А мы с труппой будем приезжать к вам с концертами в память о Высоцком».

Актеры Театра на Таганке действительно впоследствии приезжали в Челны — и Никита Высоцкий, и Валерий Золотухин, и другие. А тогда сын поэта лично выступил учредителем фонда памяти Владимира Высоцкого, чтобы собрать деньги на народную стройку, поскольку «КамГЭС» выделил участок, помог с фундаментом и выступил идейным вдохновителем, но не заказчиком, а помощь муниципалитета заключалась в невмешательстве. Председателем фонда стал экс-мэр Челнов и глава челнинской ТПП Юрий Петрушин. На памятник действительно собирали всем миром, а сам проект, авторский надзор и остальные функции Нестеренко взял на себя бескорыстно. Литье за свой счет делала «КАМАЗ-Металлургия», около 200 тыс. рублей инвестировала «Единая Россия», 2 млн. рублей выделил Николай Алексеев, владелец нескольких автосалонов в Челнах. Были и другие спонсоры — предполагалось, что все участники в знак благодарности будут запечатлены списком на памятных камнях.

«Я помню, когда мы приехали в Челябинск на камнерезный завод без денег, показали проект, начальник участка спросил у своих, что, мол, мужики, поможем? — вспоминает Нестеренко. — Все поддержали единогласно — денег не надо, для Высоцкого все сделаем. У меня пакет чертежей по гранитным изделиям включал около 200 наименований нестандартных изделий — они все сделали с точностью до миллиметра, упаковали и привезли нам. Вот такое было отношение. Но площадь у памятника мы уже не потянули, и с тех пор вокруг монумента всегда была стоянка автомобилей».

Монумент памяти Высоцкого был торжественно открыт в Челнах 29 ноября 2003 года. Это самый большой памятник поэту в России — в высоту он достигает 9 метров. Расположен он возле бывшей гостиницы «Кама», где Высоцкий останавливался на несколько дней в 1974 году. Он не только был занят в спектаклях Театра на Таганке, но и выступал с легендарными теперь уже концертами на стройке КАМАЗа. Открывать памятник приезали весьма известные персоны. Красную ленточку перерезали Фарид Мухаметшин, Станислав Говорухин (уже тогда он возглавлял думский комитет по культуре), Олег Морозов от высшего совета «Единой России», Ильдар Халиков, Сергей Когогин, Высоцкий-младший. Все желали Челнам скорейшего завершения архитектурного ансамбля. Около памятника открылся музей Высоцкого. Но в итоге работы по благоустройству площади вокруг памятника начались лишь в сентябре 2015 года с новой концепцией: проще, быстрее, дешевле.

Это самый большой памятник поэту в России — в высоту он достигает 9 метров
Это самый большой памятник поэту в России — в высоту он достигает 9 метров

«ОНИ НЕ ХОТЯТ ПОНИМАТЬ, ЧТО АМФИТЕАТР ПРЕДУСМОТРЕН ДЛЯ КУЛЬТУРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ...»

Корректировка стоимости проекта еще на начальной стадии строительства проводилась и самим Нестеренко. Самый первый вариант оценивался в 30 млн. рублей, однако архитектор заменил гранит на тротуарную плитку и бетон. Сейчас оттесненный от реализации автор говорит о сумме менее 10 млн. рублей, однако муниципалитет определил лимит проекта на уровне 4,9 млн. рублей.

«Будет примитивное мощение тротуарной плиткой и несколько скамеек, — возмущается Нестеренко. — Пришел, посмотрел и ушел. Я писал и мэру, и и. о. руководителя исполкома Ринату Абдуллину — мне ответили, что памятник никто не трогает, а значит, авторские права не нарушаются. Они не хотят понимать, что дело не в правах, что амфитеатр предусмотрен для проведения фестивалей авторской песни под открытым небом, литературных чтений и других культурных мероприятий. Надо было сразу ставить вопрос перед республикой о чуть большем бюджете, объяснять, что простое мощение здесь не годится. Или отложить проект на следующий год. Или найти еще хотя бы столько же, еще 4 миллиона, мы бы даже так уложились».

654.jpg
Владимир Нестеренко (фото: tppzkam.ru)

Напомним, что в 2015 год все челнинские парки и скверы в любом случае не укладываются. Работы по программе ведутся на 9 объектах из 44: в городе 9 парков, 12 скверов и 23 бульвара. Республика дала автограду на 2015 год 136 млн. рублей под эти цели, на будущий год челнинцы просили продлить программу. Однако, как сообщил «БИЗНЕС Online» Абдуллин, в 2016 году действовать будет водоохранная программа и завершать некоторые проекты, к примеру, городскую набережную, будут уже под другим предлогом. Скверу им. Высоцкого в этом плане места нет. В этом же году еще 100 млн. рублей выделено конкретно на реконструкцию парка Победы (полная стоимость реконструкции — около 750 млн. рублей). Город со своей стороны наскреб на парки и скверы по внебюджетным источникам 68 млн. рублей, но, возможно, вклад предприятий еще вырастет, так как работы продолжаются.

По словам Нестеренко, реконструкцией командует сегодня лично Абдуллин, причем в самом полном объеме. «Если я, придя на стройку, говорю, где какой нюанс надо учесть, мне отвечают: нет, нам Абдуллин сказал так делать. Стоит живой архитектор проекта, а ему говорят: нет, неправильно... С 1973 года работаю на стройке, такого отношения не встречал ни к проекту, ни к архитектору», — обижается Нестеренко.

Сергей Ямашев (слева) и Ринат Абдуллин
Сергей Ямашев (слева) и Ринат Абдуллин

«У ТВОРЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА СВОИ ИДЕИ, НО ЖИЗНЬ НЕМНОЖКО ПРИЗЕМЛЯЕТ...»

Корреспондент «БИЗНЕС Online» накануне побывал на стройке в компании самого и. о. руководителя исполкома и ознакомился с позицией муниципалитета в натуре. Выяснилось, что площадь не только лишилась амфитеатра, но и, как подсказал заместитель гендиректора «КамГЭСэнергостроя» Сергей Ямашев, из овала превратилась в круг, кроме того, зеленая зона, полностью окружавшая площадь, поделилась местом с автостоянкой.

«Мы ему [Нестеренко] объясняли по отметкам, что амфитеатр не получится, — заявил Абдуллин. — Если сейчас уровень уже поднимается на метр от тротуара, то по проекту Нестеренко будет фактически 2 метра. Это слишком большие затраты, на которые мы пойти не можем. Больших изменений в проекте нет, в основном мы все повторяем. А вместо амфитеатра мы все равно сделаем хорошие круговые скамейки, так что людям будет где посидеть, послушать выступающих. Площадь однозначно будет предназначена для концертов. А снова откладывать реконструкцию в долгий ящик, что в качестве варианта предлагал архитектор, зачем? Сегодня есть бюджетные средства, площадь примет нормальный законченный вид, а деньги в следующий раз появятся неизвестно когда, так что это хороший вариант. Сделав круг вместо овала, мы увеличили площадь, открыли побольше пространства. Памятник должен заиграть как туристическое место, Нестеренко ведь действительно сделал уникальный монумент. Но если бы мы везде оставили зеленую зону — кто бы за ней ухаживал? Она стала бы территорией бомжей. А так будет открытая, полностью освещенная площадка. Владимир Николаевич — творческий человек, у него свои идеи, но жизнь немножко приземляет планы».

«Больших изменений в проекте нет, в основном мы все повторяем. А вместо амфитеатра мы все равно сделаем хорошие круговые скамейки», - объясняет Абдуллин
«Больших изменений в проекте нет, в основном мы все повторяем. А вместо амфитеатра мы все равно сделаем хорошие круговые скамейки», — объясняет Абдуллин

По словам Абдуллина, работы на площади уже завершаются. Осталось достроить поребрики, устроить выходы на тротуар, освещение, скамейки, насыпать чернозем. Как сообщил «БИЗНЕС Online» Нестеренко, отступление от проекта уже вынудило строителей переделывать часть работ, однако Абдуллин пояснил, что в апреле, когда муниципалитет распределял средства, был план просто замостить площадь. Когда Нестеренко выступил с критикой, администрация подняла его проект и в рамках возможностей следовала ему. «Мы несколько раз с Владимиром Николаевичем встречались, обо всем договаривались, он со мной соглашался, а через несколько дней в газетах опять появлялись критические статьи», — поделился Абдуллин.

СЫН ВЫСОЦКОГО ГОТОВ ПОДПИСАТЬСЯ ПОД ОБРАЩЕНИЕМ К ВЛАСТЯМ

Между тем статьями дело не ограничилось. Нестеренко писал письма в исполком, просил мэра остановить работы, напоминал Абдуллину об апрельском обещании реконструировать площадь под контролем архитектора. Не добившись желаемого, в начале октября он отправил письмо Говорухину, который сегодня сопредседательствует в «Общероссийском народном фронте», и подготовил открытое обращение к властям города все с той же просьбой — остановиться. «Ринат Азгарович говорил, что, возможно, к вопросу амфитеатра мы вернемся весной, — все еще надеется архитектор. — Для этого придется часть плитки снова демонтировать и поменять. Кроме того, надо установить запроектированные светильники в виде подсвечников, я их отдельно сделаю, и малые формы».

Учредители прежнего Фонда памяти Высоцкого, на средства которого возводился памятник, не одобряют отклонения от проекта
Учредители прежнего фонда памяти Высоцкого, на средства которого возводился памятник, не одобряют отклонения от проекта

Ответ от Говорухина пока не пришел, однако учредители прежнего фонда памяти Высоцкого, на средства которого возводился памятник, не одобряют отклонения от проекта. Сын Высоцкого Никита заявил в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online», что в случае, если будет инициировано коллективное воззвание к властям города, он готов под ним подписаться.

«Я, конечно, не житель вашего города, но за ситуацией слежу, — сообщил Высоцкий. — Если мое мнение что-то значит, то, конечно, нужно довести до конца проект архитектора, который вложил в это душу. Тем более что этот проект был одобрен. Я понимаю, что дело в деньгах, но всегда есть соблазн упростить, а разве этого все так долго ждали? Я был на открытии памятника много лет назад и после этого приезжал, в последний раз — на юбилей КАМАЗа в прошлом году. Тому, что площадь так и не завершили, я не удивился — я же понимаю, что все мы живем сейчас непросто, и ваш город, и КАМАЗ живет непросто. Остается надеяться, что все будет доделано, и именно так, как было задумано. Если будет инициировано какое-то обращение к руководству города, то я, конечно, подпишусь. В Москве недавно открылась улица Высоцкого, но площадь все-таки единственная».

***

Творчество Владимира Высоцкого настолько многогранно, что кажется он написал обо всем. Вот, например, песня «Памятник» 1973 года.

Я при жизни был рослым и стройным,
Не боялся ни слова, ни пули
И в привычные рамки не лез, —
Но с тех пор, как считаюсь покойным,
Охромили меня и согнули,
К пьедесталу прибив ахиллес.

Не стряхнуть мне гранитного мяса
И не вытащить из постамента
Ахиллесову эту пяту,
И железные ребра каркаса
Мертво схвачены слоем цемента, —
Только судороги по хребту.

Я хвалился косою саженью —
Нате смерьте! —
Я не знал, что подвергнусь суженью
После смерти...