С 9 по 10 октября в «Корстоне» проходила международная выставка «Недвижимость за рубежом» и форум «Недвижимость в Казани»

НУЖЕН ЛИ В КРИЗИС БЕРЕГ ТУРЕЦКИЙ?

Прошедший уикенд принес ясность, куда пропали с сентябрьского осеннего строительного форума на «Казанской ярмарке» застройщики, агентства недвижимости и банки — все они переехали в ГТРК «Корстон». С 9 по 10 октября там проходила международная выставка «Недвижимость за рубежом» и форум «Недвижимость в Казани». Учитывая, что на следующей неделе там же состоится IV казанская ярмарка загородной и городской недвижимости, можно говорить о новой «точке притяжения» для отрасли и некоторой лоббисткой победе ГК «Корстон».

Основной посыл выставки — собрать по крупицам спрос. По итогам 9 месяцев 2015 года по сравнению с прошлым периодом строительство замедлилось. Сокращение — почти на 120 тыс. кв. метров. Но первичный рынок все-таки более живой, чем вторичный — помогла программа государственного субсидирования ипотеки. При этом количество сделок по ипотечному кредитованию все равно сократилось в 1,5 - 2 раза. Вице-президент гильдии риелторов РТ Руслан Садреев на конференции отметил, что трендом на сегодня является именно новое жилье, притом не только однокомнатные квартиры, но и двух-, и трехкомнатные. «И даже перевес идет в сторону последних. Потому что инвесторов на сегодняшний день все меньше и меньше. Жилье не растет в цене. Поэтому люди покупают для себя и двух, и трехкомнатные квартиры», — рассказал он.

Игроки, предлагающие услуги на рынке зарубежной недвижимости, приехали за инвесторами, у которых еще есть сбережения в валюте

Свои красочные стенды в холле «Корстона» развернули шесть игроков, предлагающих услуги на рынке зарубежной недвижимости. Представитель строительной компании Multivilla из Алании Ирина Юдже рассказала «БИЗНЕС Online», что с началом кризиса спрос снизился примерно на 20% (занимаются строительством жилых комплексов в формате отелей). Однако на рынке, по ее словам, еще остались инвесторы, у которых есть сбережения в валюте. За ними и приехали. По словам Юдже, цены у них ниже российских: если брать среднестатистический комплекс, то стоимость квартиры в нем будет начинаться от 40 - 45 тыс. евро. Стоимость квартир, предлагаемых их фирмой, начинается от 66 тыс. евро, но в цену входит различное техоснащение, например, подогрев пола.

Агентство недвижимости Dom Antalya продает квартиры в комплексах «пять звезд». Представитель фирмы Альфия Толобаева рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online», что кризис не слишком сильно сказался на продажах — в мае 2015 года фирма даже открыла собственное представительство в Казани. «Спрос всегда есть, особенно в Татарстане, так как это, как и Турция, мусульманская республика, — отметила она, скромно уточнив. — Люди интересуются, спрашивают, даже продажи были». Особой популярностью пользуются квартиры формата 1+1 и 1+2 (вместо привычной нам формулировки «двухкомнатная квартира» в Турции используется термин 1+1, подразумевается гостиная комната, всегда совмещенная с кухней, и спальная). Стоимость такой квартиры начинается от 45 тыс. евро. Комплексы располагаются на расстоянии от 400 метров до 1,5 км от моря.

Участники форума отмечают, что сентябрь принес некое оживление на рынке, но опасаются, что это сказался отложенный с весны спрос

Помимо привычной Турции посетителям выставки предлагали присмотреться к Болгарскому побережью. Представитель застройщика Dinevi Group Станислава Малева рассказала, что цены на недвижимость у них варьируются от 900 до 1,5 тыс. евро за квадратный метр. Компания, которая впервые прощупывает покупателей в республике, строит жилье на первой и второй береговой линиях. Девушка отметила, что наступивший экономический кризис в случае с россиянами возымел положительный эффект: «Кризис — это хорошо, потому что люди хотят вкладывать свои деньги в недвижимое имущество, чтобы не потерять их».

ОТЧЕГО У РИЕЛТОРА ВОЛОСЫ ДЫБОМ ВСТАЮТ

А что в родном отечестве? Представитель ЖК «Светлый» (девелоперская компания «Антей») Эрнст Мусин презентовал свой жилой комплекс, расположенный в поселке Куюки. Он рассказал, что изначально компания позиционировала себя как строитель частных домов и занималась возведением коттеджей, однако после изучения потребностей рынка решила перейти на трехэтажные одноподъездные дома. Это, по словам специалиста, оказалось гораздо выгоднее — в кризис спросом пользуются квартиры с малой квадратурой. «Квартира площадью 35 квадратных метров стоит 1,6 миллиона рублей», — сообщил он.

Для того чтобы продать квартиру, теперь нужно больше вкладываться в маркетинг, в рекламу, в нестандартные акции, больше общаться с клиентами

Компания «Унистрой» на этой выставке представляла жилой комплекс «Арт-Сити» на улице Ершова в Октябрьском городке. Специалист по продаже недвижимости Яна Замикова рассказала, что сейчас компания возводит первый дом, который планируется сдать в четвертом квартале 2016 года. Полностью комплекс, в состав которого войдет 21 жилой дом, планируется застроить к 2020 году. Стоимость однокомнатных квартир в комплексе будет составлять 75 тыс. рублей за «квадрат».

Компания «Кловер групп» на этой выставке презентовала ЖК «Кловер Хаус» в Вахитовском районе Казани. Стоимость квартир в нем начинается от 3,2 млн. рублей, то есть от 70 тыс. рублей за квадратный метр. По словам представителя компании, на сегодняшний день в доме раскуплено около 60% квартир. По соседству планируется строительство второй очереди — под бизнес-центры, парковочную зону и торговый центр. Стройка начнется в ближайшее время и будет длиться еще три-четыре года.

Инвестиционных сделок все меньше и популярностью пользуются двух-, трехкомнатные квартиры

Как чувствуют себя застройщики, рассказал на открывшейся конференции директор по развитию СК «Сити Строй» Сергей Никитин. Он не стал скрывать, что темпы роста замедлились, особенно финансово неудовлетворительным оказался август. «Понятно, что с падением покупательской способности стала меньше и активность покупателей. Для того чтобы продать квартиру, теперь нужно больше вкладываться в маркетинг, в рекламу, в нестандартные акции, больше общаться с клиентами. Если раньше, осуществив около 100 звонков, удавалось продать примерно 5 квартир, то теперь это количество сократилось до 3, а может и вообще не быть», — рассказал он.

Президент гильдии риелторов Андрей Савельев в своем выступлении дал краткую характеристику рынку через анекдот, когда парикмахер несколько раз спросил у риелтора: «Как дела на рынке?» «Нормально, — каждый раз отвечал тот, но не выдержал. — Почему спрашиваете?» «А у вас волосы дыбом встают — легче стричь». В зале засмеялись, но как-то грустно.

Словом, Савельев признался, что дела на рынке сегодня обстоят «не очень хорошо». И тем не менее сентябрь оказался успешнее, чем предыдущие месяцы. «Я бы даже сказал, что один сентябрь стоит больше, чем три летних месяца. Может быть, это сезон, может быть, это отложенный спрос?»

В сентябре на сделки пошли те покупатели, которые весь весенне-летний период ждали снижения ключевой ставки

С ним согласилась Наталья Вальшина, директор АН «Ника-Р», по мнению которой в сентябре на сделки пошли те покупатели, которые весь весенне-летний период ждали снижения ключевой ставки. По ее словам, потерпеть клиентов еще немного убеждали банки, однако осенью покупатели увидели, что желаемых изменений не произошло — и как бы они вообще расти не стали. Каким будет рост сделок, когда этот собранный за полгода клиентский пул растворится?

По словам президента гильдии риелторов, сильно увеличился и срок экспозиции объектов. Если в 2014 году он составлял 1 - 1,5 месяца, то в этом году вырос до полугода. Спроса «не было никакого», квартиры стояли по полгода, рассказал он. «Смотря какие квартиры — донеслось из зала!» На это Савельев уточнил, что речь шла о среднестатистических квартирах по обыкновенным ценам. «Понятно, что коммуналки и гостинки все равно продавались, но обыкновенные двушки-улучшенки, трешки-ленинградки продавались очень долго», — констатировал он.

В Казани сейчас работают около 300 - 400 агентств недвижимости, из которых «нормальных и сильных» — не более сотни. «Порядка 100 агентств недвижимости — это фирмы-однодневки, которые сегодня есть — завтра нет. И методы работы этих агентств оставляют желать лучшего. Мои риелторы мне постоянно докладывают, что к их объектам прицепилось новое агентство, о котором раньше никто не слышал».