116 лет назад за океаном был спущен на воду легендарный крейсер «Варяг». В честь нашего земляка Сидора Александрова, участника исторического боя с японской эскадрой в 1904 году, недавно на его родине был установлен надгробный памятник-мемориал. «БИЗНЕС Online» рассказывает о судьбе уроженца села Гремячка, который получал подарки лично из рук последнего российского императора.
Крейсер I ранга «Варяг» был спущен на воду в 1899 году |
НАШ ГОРДЫЙ «ВАРЯГ» БЫЛ ПОСТРОЕН В США
Октябрь 1899 года. Филадельфия, США. Со стапелей американского судостроительного завода спущен на воду крейсер I ранга «Варяг». Крейсер строился на верфях William Cramp and Sons. В 1900 году корабль был передан в Военно-Морской Флот Российской империи и в 1901 году вступил в строй.
Он был первым в серии русских бронепалубных крейсеров, строившихся в конце XIX - начале ХХ века по программе «Для нужд Дальнего Востока». Проект был разработан специалистами американской фирмы «Крамп» на основе тактико-технического задания морского технического комитета. По тому времени он был не только красивейшим, но и одним из самых мощных и быстроходных кораблей в своем классе. Отличался довольно высоким расположением артиллерии на верхней палубе, умеренным (для своего времени) таранным форштевнем, четырьмя компактно установленными широкими трубами. После вступления в состав флота России «Варяг» базировался в Порт-Артуре.
«Варяг» строили в Филадельфии, США |
Комендором одного из орудий служил наш земляк Сидор Григорьевич Александров, один из членов большой семьи морского экипажа «Варяга».
Сидор Александров родился в 1873 году в селе Гремячка (ныне — Рыбно-Слободский район Республики Татарстан) в семье бедняка. Вырос и жил в деревне. Ни бедность, ни тяжелый труд не подорвали его здоровья, никто не знал человека в округе сильнее и крепче его. Александров был рыбаком. На лошади он отправлялся в окрестные села Осиновка, Бетьки, Урахча, Починок, Кульга продавать пойманную рыбу. Стоило ему крикнуть: «Кому рыбы?», как сельчане тут же собирались около него. Он никогда не впадал в панику, не отчаивался. На всю жизнь сохранил сильный дух и широкую натуру. Его дом несколько раз сгорал дотла, но каждый раз Сидор отстраивал своими руками новый. Он умел находить удовольствие в жизни, какой бы трудной она ни была. Никогда не казался жалким. И судьба была уготована под стать его мужеству, его натуре. Она началась с призыва на царскую службу.
Сидор Александров родился в 1873 году в селе Гремячка (ныне — Рыбно-Слободский район Республики Татарстан) |
— Ты кто? — спросил военный чиновник, увидев перед собой пышущего здоровьем и силой мужчину.
— Рыбак.
Чиновник засмеялся:
— Значит, на флот.
Сидор не обеспокоился, хотя морская служба была долгой. И попал он на корабль, ставший легендой.
В селе Гремячка и райцентре Рыбная Слобода есть улицы имени Сидора Александрова |
БОЙ, СТАВШИЙ ЛЕГЕНДОЙ
9 февраля 1904 года «Варяг» под командованием капитана I ранга Всеволода Руднева принял бой в бухте Чемульпо с превосходящими силами японской эскадры. С начала января 1904 года крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» находились в нейтральном корейском порту Чемульпо в распоряжении российского посольства в Сеуле; в Чемульпо также находились корабли других стран (Англии, Франции, США и Италии).
«Варяг» и «Кореец» приняли бой с силами японской эскадры в бухте Чемульпо |
8 февраля 1904 года японская эскадра под командованием контр-адмирала Уриу (2 броненосных крейсера «Асама» и «Чиода»; 4 бронепалубных крейсера «Нанива», «Ниитака», «Такачихо», «Акаси»; 8 миноносцев) блокировала Чемульпо, имея целью прикрыть высадку десанта (около 2 тыс. человек) и не допустить вмешательства «Варяга». В тот же день «Кореец» отправился в Порт-Артур, но по выходе из порта был атакован миноносцами (две выпущенные торпеды не попали в цель), после чего вернулся на рейд. Японские корабли успешно высадили десант, русские им не препятствовали.
9 февраля капитан «Варяга» Руднев получил от Уриу ультиматум: до 12 часов покинуть порт, иначе русские корабли будут атакованы на рейде. Руднев решил прорваться с боем в Порт-Артур, а в случае неудачи взорвать корабли. В полдень «Варяг» и «Кореец» вышли из Чемульпо. При выходе из порта русские корабли встретили японскую эскадру, занимавшую позицию за островом Пхамильдо.
Во время памятного боя Александрову удалось спастись. На фото он слева, 1905 год |
Бой продолжался в течение часа. За это время «Варяг», согласно рапорту его командира, выпустил по противнику 1105 снарядов, «Кореец» — 52 снаряда (однако подсчет количества снарядов, извлеченных из корпуса корабля японцами после его подъема, свидетельствует о существенном завышении этой цифры). Согласно рапорту командира «Варяга», огнем крейсера был потоплен один миноносец и поврежден крейсер «Асама», а крейсер «Такачихо» после боя затонул; противник, предположительно, потерял около 30 человек. Официальные японские источники и архивные документы не подтверждают ни попадания в японские корабли, ни наличия каких-либо потерь.
После эвакуации команды на нейтральные корабли на «Варяге» открыли кингстоны и он был затоплен |
«Варяг» получил, по разным данным, от 7 до 11 попаданий, в том числе одну пробоину площадью 2 кв. м у ватерлинии; потери экипажа были таковы: 1 офицер и 30 матросов убиты, 6 офицеров и 85 матросов ранены и контужены, еще около 100 человек получили легкие ранения. На «Корейце» потерь не было. По мнению Руднева, корабль не имел возможности продолжать бой, что послужило основанием для возвращения в Чемульпо и последующего уничтожения корабля. После эвакуации команды на нейтральные корабли на «Варяге» открыли кингстоны и он был затоплен, а «Кореец» взорван. Также был затоплен российский пароход «Сунгари».
Сидор Александров (на фото) никогда не терял связи с оставшимися в живых матросами «Варяга» |
ИМЕННЫЕ ЧАСЫ ИЗ РУК ГОСУДАРЯ-ИМПЕРАТОРА
Во время памятного боя Александрову удалось спастись. После сражения 24 раненых русских моряка находились на лечении в Чемульпо, двое из них умерли. Еще 11 раненых были приняты на лечение иностранными кораблями. Затем экипажи русских кораблей были приняты на иностранные суда и, дав обязательство не принимать участия в последующих боевых действиях, через нейтральные порты вернулись в Россию. 19 марта 1904 года прибыла первая группа матросов и офицеров — около 300 человек, а третья (и последняя) группа — 6 апреля 1904 года. Всего в Одессу было доставлено 30 офицеров и 600 матросов с крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец», 55 матросов с «Севастополя», 30 казаков Забайкальской казачьей дивизии, охранявших русскую миссию в Сеуле.
Дом несколько раз сгорал дотла, но каждый раз Сидор отстраивал своими руками новый |
Царский двор устроил прием для всех вернувшихся. Была специально отлита серебряная посуда. Сервизы стояли перед каждым приглашенным. Николай II собственноручно вручал правительственные награды и подарки — серебряные часы. Все были награждены медалью «Герою Чемульпо». Был приготовлен изысканный обед. После этого гостям разрешили унести с собой все, что они хотели. Сидор Григорьевич взял одну ложку, долго ее хранил. Моряки получили новое назначение. Их направили на разные суда. Александров попал на крейсер «Очаков» — тот самый корабль Черноморского флота, который под командованием лейтенанта Петра Шмидта в ноябре 1905 года поднял восстание против самодержавия.
На памятнике-обелиске, воздвигнутом в честь комендора Александрова в селе Гремячка, написано: «1874 - 1967. Врагу не сдается наш гордый «Варяг»!» |
ГЕРОЙ ВОЗВРАЩАЕТСЯ НА РОДИНУ
Александров вернулся домой в 1909 году. Снова стал рыбачить на Каме. Растил детей, кормил семью. В 1942 году он получил похоронку на сына Григория, продолжал жить и никогда не терял связи с оставшимися в живых матросами «Варяга». К 1958 году их оставалось 16 человек. Через 50 лет после подвига у Чемульпо оставшиеся в живых моряки «Варяга» были созваны распоряжением правительства Советского Союза в Москве на торжества по этому случаю. Николай Кузнецов, главком, адмирал флота, вручил 15 героям медали «За отвагу». Позднее еще 139 ветеранов с «Варяга» и «Корейца» правительство наградило орденами и медалями.
Сегодня на Тихоокеанском флоте России несет службу современный ракетный крейсер «Варяг» |
В 1907 году командир «Варяга» Руднев был награжден японским орденом Восходящего солнца — в знак признания героизма русских моряков, став одним из первых русских (и вообще европейцев), получивших этот орден. Сам Александров был награжден Георгиевским крестом четвертой степени под номером 97595, медалями «Герой Чемульпо», «За отвагу», другими правительственными наградами. На памятнике-обелиске, воздвигнутом в честь комендора Александрова в селе Гремячка, написано: «1874 - 1967. Врагу не сдается наш гордый «Варяг»!» В Татарстане, в селе Гремячка и райцентре Рыбная Слобода, есть улицы его имени.
В 1946 году на экраны страны вышел художественный фильм «Крейсер «Варяг» (кадр из фильма) |
Подвигу моряков «Варяга» посвящены известные песни «Врагу не сдается наш гордый «Варяг» и «Плещут холодные волны». В 1946 году на экраны страны вышел художественный фильм «Крейсер «Варяг» режиссера Виктора Эйсымонта. (Интересно, что в роли «Варяга» снялся «загримированный» крейсер «Аврора».) В 2014 году вышел ремейк этого фильма (режиссер — Илья Хотиненко). Сегодня на Тихоокеанском флоте России несет службу современный ракетный крейсер «Варяг».
Подготовил Михаил Бирин
Фотографии: Рустам Закуан, Андрей Титов
Использованы фрагменты и фото из книги Марии Трофимовой «Рыбная Слобода. Живые голоса»
Справка
Крейсер I ранга «Варяг» стал первым в серии русских бронепалубных крейсеров, строившихся в конце XIX - начале ХХ века по программе «Для нужд Дальнего Востока». Проект был разработан специалистами американской фирмы «Крамп» на основе тактико-технического задания морского технического комитета. «Варяг» по праву считался одним из самых красивых кораблей русского флота. Отличался довольно высоким расположением артиллерии на верхней палубе, умеренным (для своего времени) таранным форштевнем, четырьмя компактно установленными широкими трубами. Являлся самым скоростным крейсером своего времени.
Тактико-технические параметры крейсера «Варяг»:
- длина: 127 м;
- ширина: 15,9 метра;
- водоизмещение: 6500 т;
- запас хода: 5000 миль;
- осадка: 6,3 м;
- экипаж: 580 человек;
- скорость: 23 узла;
- орудия: 12 — 152-миллиметровых, 12 — 75-миллиметровых; 2 — 63,5-миллиметровых; 8 — 47-миллиметровых; 2 — 37-миллиметровых;
- торпедные аппараты: 6.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 20
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.