С 1 по 4 октября в кинотеатре «Мир» пройдет международный фестиваль новых фильмов о музыке и современной культуре Beat Weekend

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КУЛЬТУРЫ

Еще несколько лет назад фестиваль Beat Films был в новинку даже в столице, а сейчас активно идет в регионы. Beat Weekend — это его региональное отделение, которое специализируется на фильмах о культуре, которые становятся популярными за рубежом, но не попадают в российский прокат или на другие отечественные фестивали. Некоторые из фильмов — независимые, они сделаны после работы над архивными съемками или с помощью дешевой аппаратуры. Тематика лент схожа: они рассказывают инсайдерские истории об известных людях или явлениях, которые повлияли на современную культуру.

«Этот фестиваль — выжимка всего самого интересного из программы Beat Film Festival, который проходит в Москве в мае и состоит из кинопоказов, вечеринок и лекций и собирает десяток тысяч человек, — рассказала «БИЗНЕС Online» один из организаторов мероприятия Алена Бочарова. — Beat Film Festival уже несколько лет существует под вывеской «фестиваль нового документального кино о музыке и современной культуре», потому что нас как организаторов интересует социологический аспект музыки, которая зачастую становится двигателем или неотъемлемой частью субкультур и движений. В этом году культурная составляющая в программе впервые артикулирована столь внятно».

ХИТЫ ПРО ЗАПАДНЫЙ БЕРЛИН И УИЛЬЯМА БЕРРОУЗА

Два хита нынешнего фестиваля — это фильмы «Берроуз» и «B-Movie: Шум и ярость в Западном Берлине». Первый — об одном из ключевых авторов XX века писателе Уильяме Берроузе, самым важном представителе бит-поколения, который оказал влияние на огромный культурный пласт — от группы Joy Division до писателя Стивена Фрая. Премьера фильма «Берроуз» режиссера Говарда Брукнера состоялась еще в 1983 году, и газеты, которые оцифровали архивы тех лет, сохранили рецензии на него. Однако в текстах главных газет мира нет самой интересной части истории. После смерти режиссера в 1989 году пленка считалась утерянной. Нашлась она только в 2014-м — ее обнаружил племянник режиссера Аарон Брукнер, который и стал продюсером возродившейся картины.

B-Movie: Шум и ярость в Западном Берлине»
«B-Movie: Шум и ярость в Западном Берлине»

B-Movie же, хоть и сделан в формате видеодневника меломана, который приехал в Западный Берлин, чтобы познакомиться со своими кумирами, рассказывает об атмосфере «по ту сторону стены» перед самым ее падением. Тогда столица Германии притягивала неформальную творческую публику со всей Европы. В этом фильме показана ее безумная жизнь в искусственно ограниченном пространстве, которое не мешает героям чувствовать себя свободными. «Мы тогда жили в городе, где почти не было перспектив, музыка тогда была бунтом против устоявшейся и скучной музыкальной индустрии, — говорит один из создателей фильма Клаус Майек. — Это было начало строительства альтернативной структуры не только музыкального бизнеса, но и культуры в целом. Тогда, в 80-х, мы жили сегодняшним днем и не сильно задумывались о будущем. Но, создавая музыку, моду, искусство, жизненный стиль, мы создавали и будущее. Некоторые из героев фильма даже стали мейнстримом. Спустя 30 лет правила музыки и культурной индустрии изменились. Тогда мы не смогли предвидеть, насколько сильно будет наше влияние на будущее, и фильм очень хорошо это показывает».

Еще один важный фильм на фестивале этого года — «От станции к станции» (From Station to Station). Картина освещает хеппенинг режиссера Дуга Айткена, который сам же и документирует все происходящее. Поезд едет Нью-Йорка до Окленда почти три недели, внутри него — известные музыканты вроде Бека, Cat Power, Патти Смит, художники, поэты. На каждой из остановок происходит концерт или какое-либо действие — все эти обрывки съемок (61 короткометражку), каждый длиной в минуту, режиссер позже склеил в одну работу. После показа «От станции к станции» на нескольких зарубежных фестивалях критики сошлись на том, что Айткен сделал «арт-объект об арт-объекте». Это слияние трех искусств длиною в 61 минуту — один из самых странных и интересных фильмов на фестивале Beat Weekend в этом году.

УЗКОНИШЕВЫЕ ФИЛЬМЫ И КАРТИНЫ БЕЗ БЮДЖЕТА

Самый малобюджетный фильм на фестивале — «Город-остров» (City as an Island). Это портрет современного Монреаля как крошечного города «для своих», демонстрация его богатой музыкальной сцены, из которой выросли такие артисты, как Arcade Fire и Мак ДеМарко. Документалист Тимоти Келли ходил за группами с камерой за $150 на репетиции и концерты, чтобы те на камеру за $150 рассказывали о сцене Монреаля и ее влиянии на музыку.

По словам самого режиссера, он был удивлен, что его работа появилась на фестивалях и что ее даже показали по национальному кабельному телевидению в Канаде: «У меня не было денег на фильм о чем-то другом, поэтому я решил снимать о том, что происходило прямо передо мной. Я стараюсь не пугаться капитала, который есть у людей, неважно, известность это, богатство или влияние. Грубо и пошло смотреть на людей и мир с этой точки зрения. Но когда люди становятся более известными, им требуется помощники, на которых они перекладывают свои просьбы. Эти люди обычно очень хороши в том, чтобы останавливать молодых авторов фильма от того, чтобы поговорить с артистами. К счастью, Монреаль довольно маленький, там легко найти кто где живет. Можно даже стоять у их дома и надоедать им, если другого способа связи нет».

Еще один узконишевой фильм на Beat Weekend — «Зеленые дни». Это история вашингтонского панка, зародившегося в столице США довольно неожиданно — без больших лейблов или помощи мейнстримовых СМИ. Именно группы вроде Bad Brains, Minor Threat, Scream, Fugazi и предвосхитили подъем альтернативной музыки 90-х. По словам режиссера картины Скотта Кроуфорда, 30 лет спустя, когда мы уже можем посмотреть на это явление как на часть истории ретроспективно, оно напоминает молодым людям о том, что, не имея ничего, можно достичь многого.