Сенсаций не случилось — Ильдар Халиков вновь занял пост премьера Татарстана, а все министры остались при своих портфелях

ТЕ ЖЕ И ОН: ПРЕМЬЕР И ЕГО ЗАМЫ СОХРАНИЛИ ПОРТФЕЛИ

Сегодня главные правительственные чиновники, более недели носившие приставку и. о. к названию своей должности, получили новый мандат доверия. Госсовет РТ «во первых строках» осенней сессии утвердил кандидатуру главы правительства. Как мы и предполагали в утренней статье, сенсаций не случилось — Ильдар Халиков вновь получил портфель премьера по предложению президента РТ Рустама Минниханова.

На первое заседание Госсовета Татарстана V созыва депутаты пришли в приподнятом настроении. В преддверии сессии гул оживленных разговоров слышен был на всех этажах здания парламента. А поговорить было о чем — к примеру, о том, как провели летний отпуск или избирательную кампанию...

Когда началось заседание, спикер Госсовета РТ Фарид Мухаметшин для начала напомнил, что указом Минниханова представителем республики в Совете Федерации назначен Олег Морозов. «Он не присутствует сегодня, ему уже даны соответствующие поручения — он выехал в районы, где избирательная кампания прошла с большим напрягом, чтобы оказать содействие по просьбе федерального центра», — объяснил спикер причины отсутствия в зале Морозова. Доложив также о назначении Артема Кузнецова на должность начальника управления федеральной миграционной службы, Мухаметшин дал слово Минниханову для представления кандидатуры премьера.

«Мы знаем его как опытного политика, как патриота своей республики, — представил Халикова президент РТ. — Ильдар Шафкатович организует работу правительства уже более пяти лет. Сегодня правительство — это эффективная административная команда, способная находить правильные административные решения. Его работа высоко оценена и на федеральном уровне. Татарстан пять лет подряд занимает первое место среди субъектов Российской Федерации по показателям оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти».

Президент отметил конструктивную работу всех ветвей власти в РТ, сильные деловые связи с руководством промышленности, ведущими финансистами и крупным бизнесом, а также открытый диалог с населением и эффективную систему взаимоотношений с федеральным центром, а затем поставил задачи: надо обеспечить рост инвестактивности, стимулировать технологическое развитие в свете существующих проектов модернизации производства. Говорил также президент о реализации «Стратегии-2030» и вхождении Татарстана в число глобальных полюсов роста. Новому составу кабмина предстоит разработать меры по комплексному социально-экономическому развитию РТ. Минниханов выразил уверенность, что целеустремленность, политический и управленческий опыт позволят Халикову решать самые серьезные задачи.

Кандидат на высокий пост, взойдя на трибуну, поблагодарил за доверие и напомнил, что 20 марта уже выступал в Госсовете РТ с отчетом о деятельности чиновников исполнительной власти Татарстана. Халиков напомнил и о том, что республика входит в число регионов-лидеров, а затем упомянул о вызовах, с которыми «столкнулись республика и страна в целом, что отражается на динамике социально-экономического развития». Халиков назвал цели упомянутой Миннихановым «Стратегии-2030» как амбициозные, заверив, что готов приложить все силы с учетом новых реалий. В чем-то его выступление оказалось созвучно появившейся вчера программной статье премьера России Дмитрия Медведева, в которой он говорил о «новой реальности».

Добавим, что не случилось сенсаций и в составе кабмина. Минниханов внес в Госсовет предложения по вице-премьерам. Первым замом Халикова по-прежнему будет Алексей Песошин, у руля минсельхоза остался РТ Марат Ахметов, руководить минпромторгом будет Равиль Зарипов, образованием — Энгель Фаттахов, а минсвязи — Роман Шайхутдинов. На должность полномочного представителя РТ в РФ предложен Равиль Ахметшин, заместителя премьер-министра РТ — Василь Шайхразиев. Руководителем аппарата кабмина РТ предложен Шамиль Гафаров.

А КПРФ — НЕ ЗА...

А в зале заседаний тем временем последовал черед вопросов к кандидату от депутатских фракций. У единороссов, правда, вопросов не возникло никаких, и Мухаметшин попытался было обойтись без прений: «На комитетах все обсудили, все высказались, думаю, особо необходимости нет». Но лидер фракции КПРФ Хафиз Миргалимов не упустил возможности выступить. «Единственная оппозиционная партия, я думаю, имеет право выступить по важному моменту утверждения премьер-министра», — пояснил Миргалимов. «Нет проблем», — миролюбиво согласился Мухаметшин, добавив, что по регламенту такое право у Миргалимова есть.

Руководитель фракции КПРФ в Госсовете покритиковал правительство РТ за то, что не всегда бодрая статистика чиновничьих отчетов совпадает с реальностью.

«Практика богаче любого отчета, и когда прямиком без посредников говоришь с избирателями... Давайте возьмем образование, товарищи, много вопросов! — многозначительно обвел взглядом депутатов Миргалимов. — Здравоохранение. Качество не соответствует отчету — платных услуг больше, чем бесплатных. Так не должно быть! И новому составу правительства это надо учитывать... Не повышая пенсии, зарплаты, социальные выплаты, какие деньги надо платить за диагностику, лечение, хотя у нас есть высокотехнологичное медицинское оборудование! Давайте возьмем сельхозтоваропроизводителей, уважаемые товарищи. Если руководители не воруют, если руководители не «прихватизируют» на свой карман, на своих родственников — прекрасные условия для труда. Атнинский район без единого кредита все строит, развивается. Рядом такой же район республики, но о Черемшанском районе даже говорить не хочу, — красноречиво заметил Миргалимов. — Хоть сколько там руководство ни меняй, пока правительство не вмешается, порядка не будет».

Хафиз Миргалимов откровенно заявил, что фракция не сможет проголосовать за Халикова. Хотя, конечно, и поддерживает, но... не может!

А под конец коммунист откровенно заявил, что фракция не сможет проголосовать за Халикова. Хотя, конечно, и поддерживает, но... не может! «У нас есть решение президиума. У нас есть особое мнение. Мы не можем поддержать кандидатуру Ильдара Шафкатовича. Мы не можем нарушать решение президиума ЦК КПРФ. Хотя мы могли бы выразить свою поддержку в ином плане», — прозрачно намекнул Миргалимов.

Голосование было решено провести в открытом режиме. В итоге по итогам голосования 83 парламентария проголосовали за, 3 воздержались.

«Я понимаю наших братьев-коммунистов, у них свои регламенты, понятно, что мы делаем одно дело», — с пониманием отреагировал на позицию Миргалимова Рустам Минниханов, поблагодарив депутатов за поддержку кандидатуры Халикова. Должность премьера президент оценил как «несладкую».

«Я сам имел честь работать в этой должности, поэтому аплодисментами попросил бы поблагодарить Ильдара Шафкатовича за ту работу, которую он пять лет вместе с нами вел, и пожелать успехов».

В итоге процедура назначения премьера заняла едва ли больше 20 минут. Халиков отказался от «парадной речи» — мол, работать надо, чего тут говорить! Так что после слов президента осталось только поблагодарить всех за доверие и пообещать сделать все, чтобы его оправдать.

«МЫ ЖИВЕМ В ЭПОХУ КРИЗИСА, И ПРЕМЬЕРУ НУЖНО ВИДЕТЬ ЕГО ИСТОКИ И ПУТИ ВЫХОДА ИЗ НЕГО»

Назначение премьера РТ прокомментировал для «БИЗНЕС Online» Вадим Хоменко — вице-президент, член-корреспондент Академии наук РТ, доктор экономических наук, профессор КФУ и КНИТУ-КАИ:

— Ильдар Халиков — интеллигентный человек, способный видеть новое и инициировать новое. Энергичный, имеющий свою позицию. Я видел, как он отстаивал эту позицию по многим вопросам. Это вызывает к нему симпатию. Поэтому его выбор не случаен. Он зарекомендовал себя с самой лучшей стороны.

Задачи перед ним стоят очень серьезные. Сейчас ситуация даже тяжелее, чем была еще совсем недавно. Речь идет о том, что мы должны менять свое отношение к событиям. Мы живем в эпоху кризиса, и премьеру нужно видеть его истоки и пути выхода из него. У нас есть стратегия развития республики до 2030 года, но ситуация меняется ежедневно. Уловить в стратегии этот кризис удалось лишь отчасти. А нам нужно научиться жить в этой изменившейся ситуации. Мы видим, что в 2016 году, на который была намечена стабилизация, ее может и не произойти. Скорее всего, она будет отодвигаться. Потому что система нашего нахождения в мировом пространстве внешнеэкономических отношений становится все сложнее. Мы пока не находим нужного консенсуса с западной экономикой. Поэтому надо отойти от иллюзий и налаживать в ближайшее время новую конфигурацию взаимоотношений с выходом на Восток, искать партнеров внутри станы и на близлежащей периферии азиатских стран. Наше видение строилось на связях с западной экономикой, а сейчас нам придется сталкиваться с другими реалиями. В том числе и с исламской экономикой. Это самое главное.

И второе. Режим импортозамещения выбран верно, но не надо впадать в крайности, пытаясь полностью компенсировать отечественным производством абсолютно все, что мы потеряли. Такого не бывает. Закон Адама Смита и Давида Рикардо об абсолютных и относительных преимуществах действует и в наши дни. Из всего объема того, что мы потеряли, нужно выбрать лишь ту часть производства, в которой мы и в перспективе будем конкурентоспособны. Пытаться сделать у себя все — утопия, с которой нам надо заканчивать. Нам нужно свое место в современной реальности. Иначе мы просто расплывемся в своих приоритетах, если будем расширять сферу производства, продолжая при этом поиски полноценных партнеров по остальным позициям, за которые браться не надо. К сожалению, я вижу, что мы пытаемся сохранить эти приоритеты в том расширенном формате, в каком они у нас сложились в прошлые годы. Надо концентрироваться, надо вкладываться туда, где мы будем конкурентоспособны. Рано или поздно железный занавес поднимется и объем западной продукции снова хлынет на наши рынки. Сможем ли мы при этом устоять по всем позициям? Я сомневаюсь. Сейчас есть время подумать о тех позициях, где мы безусловно будем конкурентоспособными и перспективными, а по остальным наладить систему прочных партнерских связей с теми странами, с которыми мы до этого слабо сотрудничали.