«ЕСТЬ ДИРЕКТОР, ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР — ПУСТЬ ОНИ И КОММЕНТИРУЮТ»

Сбербанк через Арбитражный суд Татарстана потребовал от некогда одной из крупнейших в РТ организаций в сфере ЖКХ ОАО «Водоканалсервис» и выделившегося из него Азнакаевского предприятия тепловых сетей (АПТС) вернуть кредит в 100 млн. рублей. Как уточнили в банке газете «БИЗНЕС Online», данная сумма была предоставлена в июне 2012 года для пополнения оборотных средств «Водоканалсервиса». Но когда в начале 2015 года пришла пора расплачиваться, заемщиком было выплачено только 2 млн. рублей.

Как оказалось, в январе 2014 года из ОАО «Водоканалсервис» было выделено ОАО «Азнакаевское предприятие тепловых сетей» («АПТС»), которому и была передана задолженность перед Сбербанком. В кредитной организации возмутились: почему «Водоканалсервис» переписал огромный долг на другую компанию, которая в принципе не может его выплатить. Исходя из финансовых показателей ОАО «АПТС», деятельность предприятия является убыточной. В самом АПТС «БИЗНЕС Online» заявили, что убыток предприятия за 2014 год составил 28 млн. рублей. Кроме того, есть долги за газ в размере 38 млн. (из них 31 млн. просроченной задолженности), но в АПТС отмечают, что большая часть долга появилась еще до переоформления филиала «Водоканалсервиса» в качестве самостоятельного юрлица. В АПТС утверждают, что являются социальным предприятием и несут коммунальную нагрузку по обеспечению жизнедеятельности трех населенных пунктов: города Азнакаево (44 тыс. человек), пгт Актюбинский (9,5 тыс. человек) и пгт Джалиль (14 тыс. жителей). В компании дают понять, что в случае единовременного взыскания всей задолженности не смогут выполнять свои обязательства перед 70 тыс. жителей республики.

Принципиальным является вопрос: на ком, собственно, «висит» долг перед Сбербанком? То есть речь идет о собственниках «Водоканалсервиса». Обнаружить их оказалось не так-то просто.

Все началось с ГУП «Водоканалсервис», которое было создано в 2000 году для реализации программы «Энергосбережение в РТ на 2000 - 2005 годы». Как сообщается на сайте компании, по этой программе в домах по всему Татарстану было установлено свыше 17 тыс. домовых приборов учета расхода холодной и горячей воды. На базе ГУП в 2003 году и было образовано ОАО «Водоканалсервис», 100% акций которого изначально принадлежали правительству РТ.

В 2014 году, согласно годовому отчету компании, она охватывает 4% рынка сбыта хозяйственной питьевой воды и 2% рынка сбыта тепловой энергии Татарстана. Там же отмечается, что «Водоканалсервис» занимается производством тепловой энергии, пара и горячей воды котельными; сбором и очисткой питьевой и непитьевой воды, очисткой сточных вод, реализацией тепловой энергии, воды и пр.

Первоначальный владелец «Водоканалсервиса» — минземимущество РТ — подтвердил, что предприятие было приватизировано. Из министерства на запрос «БИЗНЕС Online» пришел ответ, что 100-процентный пакет ОАО «Водоканалсервис» был списан 27 июня 2005 года по итогам проведения аукциона по продаже акций. «Таким образом, минземимущество РТ, не являясь акционером указанного общества, прокомментировать ситуацию не может», — заявили в министерстве.

«Водоканалсервис» был создан в 2000 году для реализации программы «Энергосбережение в РТ на 2000 - 2005 годы»

Одно время львиная доля «Водоканалсервиса» была записана на кипрский офшор Wetanix Enterprises Ltd. Именно он сечас формально владеет двумя третями бывшего филиала «Водоканалсервиса» — АПТС, на котором и «висит» долг перед Сбербанком. В головной же организации, согласно списку аффилированных лиц на июнь 2015 года из годового отчета «Водоканалсервиса», владельцами значатся Фаяз Хакимов (25% доли), еще 25% у АО «Экономико-Консалтинговая Группа» (100-процентный учредитель — Наталия Волостнова), 25% — у ЗАО «Строй-Е» (учредитель — Андрей Смирнов) и 25% — у АО «Инвестиционная Компания «Вершина» (Регина Гатауллина).

Таким образом, одним из основных владельцев «Водоканалсервиса» является известный челнинский предприниматель Хакимов, генеральный директор агропромпарка «Южный». Он воздержался от комментариев по ситуации с невыплаченным кредитом, лишь отметив в разговоре с нашим корреспондентом, «что для этого есть директор, главный бухгалтер — пусть они и комментируют». При этом Хакимов не стал отрицать свою причастность к компании.

Интересно, что в 2012 году «Водоканалсервис» попадал в список наиболее крупных компаний республики с большой долей «офшорности». Так, «Водоканалсервис» занял 10-е место с 75% доли Wetanix Enterprises Ltd при обороте в 1,3 млрд. в 2010 году. Интересно, что тот же офшор владел тогда и 53% ОАО «Татстрой» с выручкой в 3,5 млрд. рублей. В итоге «Татстрой» в январе 2013 года разделился на ОАО «ТСТ-Аренда» и «ТСТ-Строй». Впоследствии отмечалось, что предприятие прекратило деятельность при разделении. Примерно в то же время была произведена попытка банкротства «Татстроя».

Интересно, что возглавлявший «Водоканалсервис» в 2005 - 2009 годы Ленар Губайдуллин позднее руководил «Татстроем», а с 2011 года является генеральным директором ГУП «Мосэкострой».

Таким образом, компания Wetanix Enterprises Ltd ранее успела побывать владельцем всего «Водоканалсервиса», а сейчас выкупила его филиал. В ответ на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о том, кто стоит за загадочным офшором, заинтересованные стороны предпочли сохранить молчание.


АПТС сейчас обеспечивает Азнакаево, пгт Актюбинский и пгт Джалиль тепловой энергией — горячей водой и отоплением, холодной водой и переработкой хозяйственно-бытовых стоков (канализация) (фото: gazeta.tatneft.ru)

САМОЛИКВИДАЦИЯ ДОЛЖНИКА ПУТЕМ ДЕЛЕНИЯ

В период расцвета у «Водоканалсервиса» было 8 мощных филиалов. «Из них самое крупное, которое давало самую большую реализацию, — Азнакаевский филиал. Также были еще филиалы в Чистополе, Зеленодольске, Заинске, Сарманово». «Мелочь» продали в 2012 году, а крупные — в 2014-м», — добавляет наш источник.

Согласно годовому отчету за прошлый год, у «Водоканалсервиса» оставалось только три филиала: «Зеленодольск-Водоканал», «Чистополь-Водоканал» и Азнакаевское предприятие тепловых сетей. Однако еще в 2013 году внеочередное собрание акционеров приняло решение реорганизовать «Водоканалсервис» в ОАО «Азнакаевское ПТС» и наделить его статусом правопреемника. «Все кредитные обязательства перед ОАО «Сбербанк», а также АКБ «Спурт» были переданы в ОАО «Азнакаевское ПТС», — сказано в годовом отчете. После чего в марте того же года из «Водоканалсервиса» вновь было выделено три общества: АО «ЗВКС» (Зеленодольск), АО «ВКСТ» (Казань), АО «ВКС-Сервис». По словам источника, близкого к спору, на данные три юрлица, скорее всего, разделился последний, остававшийся у «Водоканалсервиса» Зеленодольский филиал. В таком случае, по мнению источника, у «Водоканалсервиса» кроме названия останется только офис, гендиректор, главный бухгалтер и, «может быть, какая-нибудь недвижимость, существовавшая вне филиалов».

Добавим, что, согласно годовому отчету «Водоканалсервиса», в 2014 году акционерам общества из нераспределенной прибыли прошлых лет были выплачены дивиденды в 76,1 млн. рублей. Что не намного меньше взятого в Сбербанке кредита.

«НАША ГОДОВАЯ ВЫРУЧКА НЕСОПОСТАВИМА С ЭТИМ КРЕДИТОМ»

Три новых филиала — АО «ЗВКС», АО «ВКСТ» и «ВКС-сервис» — Сбербанк также намерен привлечь к делу в качестве третьих лиц, рассказал в суде представитель кредитной организации Алексей Холин. «Считаем, что в случае если в разделительном балансе не отражено то или иное обязательство, то вновь образованные лица несут солидарную ответственность по данному кредиту. Поскольку мы в настоящее время не обладаем сведениями, передано ли обязательство кому-то из этих лиц. У банка, возможно, возникнут права для обращения к этим лицам в том числе и на основании судебного акта по данному делу», — заявил он. Словом, Сбербанк по возможности хочет «стрясти» кредит со всех наследников «Водоканалсервиса», а не только с АПТС.

Однако представитель «Водоканалсервиса» Дмитрий Силуанов заявил в суде, что ни он, ни остальные выделившиеся компании, кроме АПТС, теперь к кредиту не имеют никакого отношения и никаких обязательств перед банком не несут. По разделительному балансу весь кредит «переехал» в Азнакаево. Кроме того, он не согласился с позицией банка, что произошло несправедливое разделение активов при реорганизации.

Представитель АПТС Ильсур Шакиров дал «БИЗНЕС Online» иное видение ситуации. Он подтвердил, что документально кредит записан на них, но первоначально был выдан ОАО «Водоканалсервис», который объединял в себе множество филиалов, в том числе Азнакаевский. Возвратность кредита обеспечивалась именно «Водоканалсервисом», который совместно с филиалами, «имея большие обороты», мог вернуть долг в оговоренные сроки. Но после этого «Водоканалсервис» начал делиться. «Один филиал продали, другой. В итоге кредит взяли и повесили на нас. Также на нас записали и еще один кредит в банке «Спурт» на 30 миллионов рублей», — сетует Шакиров.

Вопрос о реорганизации «Водоканалсервиса» принимал совет директоров и общее собрание акционеров ОАО в январе 2014 года: «О том, что кредит нам передался, в разделительном балансе это видно, и мы знали об этом, но не знали, за счет каких средств он будет погашаться, потому что наша годовая выручка несопоставима с этим кредитом никоим образом», — отмечает представитель АПТС.

После выделения организации и составления разделительного баланса с передачей кредитов акции АПТС были проданы новому акционеру, который не связан с «Водоканалсервисом». «Мы остались на самостоятельном плаву с 1 августа 2014 года», — говорит Шакиров. На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о том, знали ли новые владельцы о столь неподъемном кредите, юрист ответил утвердительно, но затруднился объяснить их мотивацию покупки предприятия с такими долгами.

Согласно базе данных «Контур-Фокус», уставный капитал ОАО «Азнакаевское ПТС» составляет 100 тыс. рублей. Из них 75 тыс. принадлежит кипрскому офшору Wetanix Enterprises Ltd.

При этом источник, близкий к конфликту, утверждает, что под пятой у «Водоканалсервиса» филиалы сидели на голодном пайке, «даже до сих пор некоторые сотрудники получают по 6 тысяч рублей зарплаты при полной занятости, но филиалы на самостоятельном плаву пытаются выправить ситуацию».

О причинах дробления «Водоканалсервиса» источник думает, что, «учитывая, что в учредителях сидел киприот, они решили, что дальше начнутся посадки, потому что предприятия социально значимые все, и, видимо, решили сбрасывать проблемные активы. Но это только предположение».

70 ТЫС. ЖИТЕЛЕЙ МОГУТ ОСТАТЬСЯ БЕЗ ТЕПЛА, ВОДЫ И КАНАЛИЗАЦИИ

АПТС сейчас обеспечивает Азнакаево, пгт Актюбинский и пгт Джалиль тепловой энергией — горячей водой и отоплением, холодной водой и переработкой хозяйственно-бытовых стоков (канализация). Подобная «широта профиля» для Татарстана достаточно уникальна: обычно за каждое из направлений отвечает отдельная компания. В АПТС отмечают, что при единовременном взыскании долга с их предприятия отопительный сезон и остальные блага коммунальной цивилизации для трех населенных пунктов республики окажутся под угрозой. «Этот кредит можно оплатить, если мы, в свою очередь, не будем платить за газ, электроэнергию в течение хотя бы полугода, а также не будем выплачивать зарплату никому — тогда можно погасить. Но сами понимаете, это недопустимо, поставщики газа и электроэнергии быстро перекроют нам доступ», — заявили нашему изданию в азнакаевской компании.

АПТС предлагало Сбербанку провести реструктуризацию долга и на два года отсрочить исполнение обязательств — платить только проценты каждый месяц. Затем пять лет погашать и проценты, и остаток кредита. Такая схема по силам компании, говорят в АПТС, но Сбербанк на это не соглашается. Тем временем срок выплат уже подошел: первый ежемесячный транш в 20 млн. рублей должен был быть погашен в январе 2015 года, а окончательная выплата должна была завершиться в мае этого года...

Заседание в арбитраже продолжится 25 сентября 2015 года.

ВЫПЛАТИТЬ ЭТОТ ДОЛГ НЕРЕАЛЬНО

Позицию местных властей для «БИЗНЕС Online» пояснил руководитель исполкома Азнакаевского района Айдар Шамсутдинов. Он напомнил, что АПТС является единственным предприятием, которое снабжает три населенных пункта горячей и холодной водой, теплом и обеспечивает работу канализации. «Очень качественно работают, к ним никаких претензий, полное взаимопонимание, ни разу не срывали отопительный сезон», — охарактеризовал он работу предприятия.

Шамсутдинов рассказал, что перевод долга с «Водоканалсервиса» на АПТС считает несправедливым: «Надо было, например, пропорционально распределить между филиалами». По поводу угрозы остаться без отопления и остальных благ Шамсутдинов пояснил, что «это теоретически возможно». «Но суд не может вынести решение об одномоментной выплате, тогда без тепла тут останутся десятки тысяч людей. Поэтому, надеюсь, что в худшем случае суд по частям обяжет АПТС выплатить долг. Но сейчас уже есть долги за газ, а тут еще тяжелее будет. Мы будем максимально подключаться, вплоть до руководства республики, чтобы не допустить этого».

В отношении кредитоспособности коммунального предприятия Шамсутдинов заявил, что у АПТС нет денег для выплаты долга: «Здесь нет крупных денег и возможностей, и выплатить этот долг нереально. У АПТС львиная доля денег уходит на выплату за газ в «Газпром межрегионгаз», а также на электроэнергию и зарплату, то есть прибыли как таковой и средств для выплаты долга нет. В принципе, все, что к ним поступает, — это деньги жителей».

КАК НЕ ПРЕВРАТИТЬ РЕОРГАНИЗАЦИЮ В СПОСОБ УХОДА ОТ КРЕДИТОРА

«БИЗНЕС Online» узнал у экспертов в области юриспруденции о том, можно ли так поступать с кредитом.

Тимур Сабитов — директор департамента юридического агентства ЮНЭКС:

— Обязательства, имеющиеся на момент осуществления реорганизации, распределяются между компаниями на основании передаточного акта. По общему правилу та компания, которой перешел долг, полностью за него и отвечает, и само по себе это не является нарушением. Между тем законом предусмотрены случаи, когда все компании, созданные в результате реорганизации, могут нести солидарную ответственность по тем или иным долгам.

Для такой «коллективной» ответственности два основания. Первое: если передаточный акт не позволяет определить правопреемника по обязательству юридического лица. Второе: если из передаточного акта или иных обстоятельств следует, что при реорганизации недобросовестно распределены активы и обязательства реорганизуемых юридических лиц, что привело к существенному нарушению интересов кредиторов.

По моему мнению, под определение «недобросовестного распределения активов» должна подпадать и такая ситуация, при которой денежные средства, полученные в заем, потрачены в интересах одной компании, а обязанность по возврату кредита возложена на другую. Поскольку предъявлен иск о солидарном взыскании долга, очевидно, что Сбербанк видит одно из указанных оснований для того, чтобы требовать долг со всех организаций, участвовавших в реорганизации.

Диана Брейфогель — юрист коллегии адвокатов Sergis:

— Когда реорганизуемое общество, формально действуя в рамках закона, передает обязательство лицу, которое не способно его исполнить, оно при определенных обстоятельствах может стать солидарным должником. В таком случае предусмотренная законом возможность реорганизации юридического лица по решению его участников либо уполномоченного органа юридического лица не будет превращаться в способ ухода от исполнения обязательств перед кредиторами.

То обстоятельство, что взыскание задолженности может привести к невозможности обеспечения коммунальными ресурсами некоторых населенных пунктов, не будет являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных банком требований. При этом если сумма задолженности будет взыскана судом именно с ОАО «Азнакаевское предприятие тепловых сетей», последнее в случае невозможности исполнения судебного акта сможет обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки либо рассрочки его исполнения, изменения способа и порядка исполнения судебного акта, представив необходимые и достаточные доказательства.