БЕДНОСТЬ МИГРАНТОВ — ЭТО МИФ

Этим летом, задерживаясь по делам в городе до 8 часов вечера, несколько раз сталкивалась с группами мигрантов из 3 - 5 человек (меньше они не ходят), целенаправленно спешащих куда-то в поисках «хлеба и зрелищ». Эти резкие взгляды исподлобья, камнем летящие в лобовое стекло моей машины, я помню и сейчас. Да, многие видят мигрантов только издалека, они существуют на периферии нашей ежедневной деловой жизни и нашего отдыха: офис, торговый центр, кино, театр и премьера в оперном, даже казанская «узбечка» «Пашмир» не сводят нас в одном пространстве. Но это значит только одно — пока (подчеркну — пока!) они в другой реальности, другой Казани. Мы существуем в параллельных мирах, надеясь, что по законам геометрии они не пересекаются.

Скажу честно, мне становится некомфортно в Казани, та же ситуация и в других крупных городах России. В некоторых районах Москвы с высокой плотностью мигрантов не все рискуют ходить по улицам в темное время суток. Хотя статистика констатирует, что лишь 1,8% преступлений в России и 0,8% в Татарстане совершаются мигрантами. Причина всему — мигрантофобные настроения в обществе. Население раздражено и встревожено. Но приглашать мигрантов или нет — такой вопрос давно не стоит. Выбор «избранниками народа» был сделан в 2012 году с принятием «Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года», где миграции отведена значимая роль в развитии страны. По данным ФМС, в России в настоящее время пребывают порядка 11 млн. мигрантов, за полугодие выдано более 1 млн. патентов.

Как вы думаете, за счет чего развивается экономика и как формируется ВВП Узбекистана, Таджикистана или Кыргызстана? Какая отрасль хозяйства вносит самый существенный вклад? Переводы мигрантов из России! Согласно аналитическим данным Центробанка России, в 2014 году лидером по вкладу в ВВП денежных переводов из России стал Таджикистан — $3,7 млрд. составили порядка 50% ВВП страны, но по поступлениям мигрантов на родину все-равно лидирует Узбекистан с $6,8 млрд., а завершает тройку лидеров Украина с $3,2 миллиарда. В целом в 2014 году объем личных переводов из России в страны бывшего СНГ достиг $21 миллиарда. Вот так мигранты и кормят свои страны.

К слову сказать, миграция очень разнородна по уровню доходов. $300 с зарплаты на родину или тысячи с бизнеса в Татарстане. В последнее время появляется все больше публикаций о том, что бедность мигрантов — это миф. В плане услуг по накоплению и переводу денежных средств мигрант — это один из самых привлекательных клиентов для банков. Совсем недавно была свидетельницей ситуации, как женщина, по-моему, из Азейрбаджана в одном из банков переводила деньги на родину. Это, наверное, поняли все посетители, кроме глухих. Громогласно разбираясь с оператором в тонкостях, она все время приговаривала: я каждый месяц у вас по 3 тысячи долларов отправляю, и раньше все нормально было. Скажите, кто из вас, дорогие казанцы, может себе позволить откладывать такую сумму ежемесячно?

КУЛЬТУРНЫЙ ШОК ИЛИ ТРИЖДЫ «ТАЛАК»

Единая вера и многонациональность Татарстана выдвигают его в лидеры рейтинга территорий, некий лакомый кусок для мигрантов из Средней Азии. Если добавить экономический фактор и то, что едут многие не в «чистое поле», а здесь уже осели родственники, друзья, то вот пазлы и сложились в радужную картину многообещающего будущего. Объединяясь, мигранты поддерживают друг друга и дают возможность быстро найти работу, обустроиться в республике. УФМС по РТ в своем полугодовом отчете констатирует, что ежегодно увеличивается число мигрантов, проживающих в республике. Только за 6 месяцев 2015 года было выдано 3,3 тыс. разрешений на временное проживание и видов на жительство, а 1,1 тыс. человек оформили гражданство. Среди них есть семьи, но в основной массе это «мужчины в рассвете сил» от 20 до 45 лет, семьи которых остались на родине.

В противовес среднеазиатской миграции есть более комплементарная на первый взгляд, но не менее проблемная украинская волна. Вынужденные переселенцы, которые априори будут здесь жить месяцы и годы, владеют русским, имеют хорошее образование и близкие культурные традиции. С лета прошлого года их прибыло в Татарстан 7,7 тыс. человек, включая 1,8 тыс. детей и подростков. Многие из них являются востребованным и желаемым персоналом на наших предприятиях — активно устраиваются и работают. Но, выезжая в места расселения украинцев для помощи и консультаций с командой юристов, врачей и психологов, мы сталкиваемся с тем, что часть из них заняла достаточно потребительскую позицию: у нас проблемы — вы решайте, а за 15 тыс. работать не пойдем. И не идут. Куда выплескивается нерастраченная энергия, догадаться несложно.

Неоднозначна ситуация, когда активные мужчины оказываются у нас одни. Семья и законы махалля (традиционный социальный институт общинного типа в Средней Азии) остались за тысячи километров, а здесь новая жизнь и свобода от норм, в которых вырос. Несмотря на то что Россотрудничество вкладывает 6 млрд. рублей в создание системы обучения русскому в странах бывшего СНГ, в последние годы становится все больше молодых мигрантов, не знающих русского языка, с очень низким уровнем образования и культуры пребывания в городской среде. Далеко не комплементарная миграция. Как себя здесь вести, они не знают: еще вчера они жили в маленьком кишлаке. Приезд в Казань — это культурный шок. И тут, как говорится, понеслось... После пары месяцев жене на родине приходит СМС-развод. По законам ислама это просто трижды «талак» — и все, свободны! Еще несколько лет назад глава комитета по делам религии при правительстве Таджикистана Абдурахим Холиков даже обращался в совет улемов с просьбой запретить разводы по СМС и телефону. Та же напасть среди кыргызских мигрантов.

Тысячи мигрантов находят новых временных или постоянных подруг, а некоторые — и жен в нашей стране. По некоторым данным, в России ежегодно женятся более 10 тыс. таджиков и, как вы правильно догадываетесь, не на таджичках. Самое интересное, что мигранты, закрепившиеся в республике, в большинстве не очень хотят перенимать наши традиции и культуру, а активно поддерживают и продвигают свою, стараясь создавать микросообщества. Женщины в хиджабах на улицах города, агрессивно ведущие себя мужчины за рулем джипов на дорогах Казани — это лишь одна из внешне заметных деталей этой культуры. Какие процессы идут внутри этих «землячеств» и объединений «братьев по вере» и чем они обернутся в итоге для нас — мы можем пока только догадываться.

ПРОБЛЕМЫ ЗА СОБСТВЕННЫЙ СЧЕТ

Проблема интеграции мигрантов, их ассимиляции и принятия культуры страны, в которой они остались жить, — одна из острейших для всех развитых стран. Будучи в совершенно крохотном традиционно бюргерском городке Хехст на Оденвальде, я была поражена ситуацией «назад в прошлое». Несколько центральных улиц были с турецкими магазинами, кафе, вечером «после трудового дня» по ним носились тюнингованные старые машины с открытыми окнами, из которых рвались наружу национальные песни на звуке «до упора». Так вели себя наши гопники в лихие 90-е. Встретить их сегодня в самом сердце Европы я, честно говоря, не ожидала. О победе на каком-то чемпионате сборной Турции по футболу знал весь город — он просто не спал до утра: вопли, гудки и гонки машин, музыка, было все, наверное, только из ружей не палили.

Думаю, немцы испытывали ежедневный стресс, живя рядом и получая такой культурный удар под дых. Когда зимой 2014 года по всей Германии прокатилась волна многотысячных митингов и жители Кельна, Лейпцига и лидера Дрездена (25 тыс. на митинге в начале января 2015 года) вышли на улицу, требуя адекватных мер от властей против исламизации страны, я их так понимала! Самим себе создать проблему и еще обеспечить ее шикарными социальными выплатами и льготами — это уже, скажу я вам, моветон. Например, румынские цыгане, пользуясь тем, что они в Евросоюзе, специально приезжают жить и рожать к немцам, даже в мыслях не допуская идти работать! Вот это реальный пример, как абсолютно точно делать не надо. Стоит и нам задуматься и найти ту грань между социальной помощью и иждивенчеством, между толерантностью и навязыванием коренному населению чуждых культурных традиций.

Такие же мнения, но уже в более однозначной и жесткой форме, присущей московским экспертам, были высказаны 21 августа в ходе пресс-конференции в РИА «Новости» с символичным названием «Нелегальная миграция: невыученные уроки для Европы». В ней я принимала участие в качестве специалиста по миграции из многонационального и, как видится всей стране, толерантного, а также успешного в миграционной политике региона. Отбросив политкорректность, эксперты в один голос говорили о том, что хаос на Ближнем Востоке, созданный при поддержке заокеанских «властелинов мира», душит и раздирает Европу на куски (Венгрия заканчивает строительство стены на своей границе!) силами мигрантов из зон конфликтов, которые стремятся в наиболее богатые страны за социальными пособиями. Не случайно ведущий пресс-конференции Радик Амиров привел слова Ангелы Меркель о том, что эта ситуация с наплывом нелегальных мигрантов у границ Евросоюза волнует ее больше, чем девальвация евро и долговой кризис Греции. Не это ли начало конца Европы?

Безусловно, любой принимающей мигрантов стране важно обозначить «границы, за которые ни-ни». Помните эпизод из фильма «Джентльмены удачи»? Там один из героев, в нашем современном понимании мигрант, говорил: «Эй, гражданина, ты туда не ходи, ты сюда ходи. А то снег башка попадет, совсем мертвый будешь». Эту крылатую фразу знают все. Так вот есть и хорошие новости: наш минтрудсозащиты по примеру этого героя уже отметился первой инновацией в этой области. Очень оперативно, видимо в предчувствии востребованности, с 2015 года были запланированы вводные ориентационные курсы для трудовых мигрантов, как некий маячок того, «куда можно ходить», а что неприемлемо у нас в республике. Каждый мигрант после инструктажа получит путеводитель-карту Казани на своем родном языке с отмеченными на ней объектами, которые будут помогать ему оформлять документы, находить нужные услуги и работу, адаптироваться в городе — короче, «все адреса, пароли, явки».

ЛИБО МЫ ИХ...

Хорошо, спросите вы, а есть примеры успешной ассимиляции и интеграции, когда все сложилось? Думаю, да — их достаточно. Вот встреча из моей жизни. Вызываю такси — приезжает новенькая, удивительно чистая и внутри, и снаружи машина. На мой вопрос, откуда такое отношение, ответ был самый наитереснейший в плане тенденций на этом рынке. Таксист, живущий в Казани уже давно, лет 7, — узбек. Имеет гражданство, прекрасно говорит по-русски, друзья — татары. Работал на рынке, потом стало не очень выгодно, открыл фирму, взял на нее машину в лизинг и стал таксистом. К работе относится с душой, к машине — и того больше. Ехать было одно удовольствие (при этом вспоминала машины с нашими местными за рулем, в которые невозможно было сесть, чтобы не испачкаться). Очень активный и любознательный, пока были в пути, он все вопросы, по которым я ему могла дать консультацию, задал не стесняясь. Вплоть до ведения бухгалтерского учета.

И в завершение серии публикаций хотела написать вот о чем. Сила любой власти — в умении выстроить сбалансированную систему, правильно расставив приоритеты. То же с миграцией. Обратив на нее внимание не только как на источник рабочих рук, но и как на новую реальность, которой надо серьезно и предметно заниматься, Татарстан как регион, претендующий и во многом подтверждающий звание лидера, может всегда играть на опережение и решать проблемы на стадии их зарождения. Я и моя семья хотели бы жить здесь, в обществе с родной культурой и рядом с людьми со схожими взглядами, с теми, кто принимает и понимает наши обычаи и мировоззрение, неважно, какой они национальности. Для этого только два пути — либо мы станем такими, как мигранты, либо мы сделаем все, чтобы «подтянуть» их до нашего уровня. Не лукавя скажу, что есть и третий вариант — ограничить внешнюю миграцию до минимума.

Лилия Таишева