Этим летом европейский блогер «БИЗНЕС Online» Надежда Бельцова познакомилась с двумя островами в Южном полушарии — Реюньон и Мадагаскар. Первый входит в состав заморских территорий Франции, второй обрел независимость в 1960 году. Острова эти во многом похожи: климат, географическое положение, цвет кожи своих обитателей. Расстояние между ними — всего чуть больше часа на самолете. И все-таки как сильно они различаются! Занимательно сравнивать Реюньон и Мадагаскар, размышляя о цене государственной независимости.
Благоустройство в трех часах ходьбы от вулкана |
И ВСЕ-ТАКИ ЭТО ФРАНЦИЯ
Реюньон — это маленькая Франция посреди Индийского океана, на кусочке земли, образованном вулканом. Тут есть много того, чего не бывает на континенте: акулы, циклоны, регулярные извержения, оставляющие после себя марсианские пейзажи из черной лавы, поросшей мхом. Население — это не увядающие бледные французы, а креолы — результат смешения европейских колонизаторов, африканских рабов, индийских торговцев и азиатских иммигрантов. И все-таки это Франция.
Уровень жизни на Реюньоне нисколько не ниже, чем в любом континентальном департаменте. Хотя сыр здесь, конечно, не тот. Но если уж говорить о еде, то лучше креольской кухни для меня ничего нет. И даже хваленая французская гастрономия с ней и рядом не стояла. Реюньонские рецепты, как и сами реюньонцы, образовались как следствие сплава многих культур. Здесь есть и элементы индийской кухни, и китайской, и малагасийской. Французы, естественно, тоже внесли свою лепту в этот кулинарный феномен.
Маленькие реюньонцы трудятся |
Любое реюньонское блюдо всегда сопровождается традиционной тарелочкой соуса с сердитым названием «ругай» (rougail). Состоит он из мелко нарезанных помидоров, лука и острого перца. Иногда туда добавляют другие специи и овощи. Этим соусом заправляют любые блюда — и рис, и мясные приготовления, и креветки во фритюре. Получается очень вкусно, хотя и остро. Вместе с ругаем подается обычно другая тарелочка — жидким образом приготовленная фасоль, которую тоже добавляют к рису как соус. И ругай, и эта фасоль пришли на Реюньон с Мадагаскара. А вот соус на основе тушеных кабачков с имбирем и чесноком считается чисто креольским изобретением.
Вид почти с вулкана Питон |
В ДЕНЬ, КОГДА Я ХОДИЛА НА ВУЛКАН, ОН НАЧАЛ ИЗВЕРГАТЬСЯ
Не только кулинарией богат Реюньон. Все-таки его главная достопримечательность — это сказочной красоты пейзажи, которые меняются, стоит только сделать пару шагов в ту или другую сторону. А шагать там можно долго. Весь остров испещрен маршрутами для коротких пеших прогулок и более длинных походов. Каждая из этих троп отмечена чисто французской чертой: безопасностью.
«Ловушки для камней» вдоль дороги у отвесных скал |
Поскольку главная официальная ценность для Франции — это жизнь человека, государство принимает все меры, чтобы эту жизнь сохранить. Французы помешаны на безопасности. Все дороги и дорожки оборудованы так, чтобы человек, не дай бог, не поскользнулся и не упал. Везде, откуда можно свалиться, расставлены ограждения, иногда в два ряда. (В Бордо на набережных в последнее время такой двойной забор отделяет прогуливающихся вдоль Гаронны от ее бурных водоворотов.) Городское освещение везде предлагает свои навязчивые услуги, даже там, где этого не ждешь. А последний крик французской заботливости — это лозунг «Сделаем среду доступной». Ведь действительно делают! Люди с ограниченными возможностями теперь имеют все те же права, что и ничем не ограниченные французы.
В городе такая мания безопасности уже не сильно бросается мне в глаза — я все-таки привыкла к этому за последние три года. Но когда встречаешься с ней на высоте 2500 м над свирепыми волнами Индийского океана, ощущаешь некоторую нелепость ситуации.
Вид на вулкан Питон (на заднем плане) |
Чтобы подойти к главному реюньонскому вулкану по имени Питон, надо сначала проехать несколько километров на машине по безупречно гладким, хотя и извилистым дорогам. Оставить машину на перевале, снабженном автостоянкой, общественными туалетами и шикарным видом на вулкан, а потом начать свой путь к кратеру по тропинке, которая в течение первых двух-трех километров напоминает городской променад. Далее, конечно, все налаживается, природа становится похожа на природу. Но даже там, на просторах высохших разливов лавы, отмечен прямо по земле белой краской маршрут, сбиваться с которого не следует. А в некоторых местах (видимо, особо опасных) стоит знак «движение запрещено».
В день, когда я ходила на вулкан, он начал извергаться. Об этом я не знала до тех пор, пока метров за 200 до самого кратера не прилетел вдруг вертолет реюньонской жандармерии и не эвакуировал меня вместе с несколькими другими затерявшимися туристами из зоны извержения. (Оказывается, странный шум, который похож на гул автострады и происхождение которого я все никак не могла разгадать, исходил из недр вулкана). Нас по воздуху доставили обратно на благоустроенную парковку у начала маршрута. Мы сфотографировались со спасателями и, довольные, разъехались по домам. Так я почувствовала на собственном опыте заботу французского государства о здоровье его жителей. Причем неважно, где они живут — на континенте или под пальмами в Южном полушарии.
На Реюньоне поражает мирное сосуществование разных культур и религий, почти как в Татарстане. Вдоль дорог там часто попадаются крошечные ухоженные часовенки со статуэткой Девы Марии, а в лесах или у моря — следы церемоний в духе вуду.
Придорожная часовенка |
В первый день по приезду я пошла искать, где бы поесть. Было около 6 вечера, только что прозвучал азан. Все кафе и рестораны оказались закрыты. Не веря своим глазам, я спросила проходящую мимо реюньонку, во сколько же здесь принято ужинать. Она очень внятно мне объяснила, что все питательные заведения закрываются на время вечерней молитвы, но потом открываются вновь. И правда, вскоре мне удалось хорошо поесть. А на обратном пути в гостиницу я встретилась с длинной процессией нарядных босоногих индийцев, праздновавших какой-то свой красочный индуистский обряд. На материке такое смешение и такая толерантность могут только сниться.
Тем не менее на Реюньоне нельзя забыть, что находишься во Франции. Дороги так же безукоризненно хороши. В магазинах почти те же продукты, только немного дороже. С рекламных вывесок так же улыбаются лиможские коровы, как в каком-нибудь городке из центральной Франции. Зарплаты немного выше, чем на континенте, а пособия по безработице такие же щедрые. Местные рассказывают, что в каждой фирме на Реюньоне большая часть сотрудников постоянно хотят уволиться. И действительно, большой процент населения на Реюньоне живет исключительно на пособиях. К этому остается добавить мягкий тропический климат, пляжи, серфинг и самые вкусные в мире миниатюрные ананасики.
Реюньонские города скучны и безжизненны |
Словом, реюньонцам под французским флагом живется совсем неплохо. Если и появляются на острове сепаратистские настроения, то они быстро гаснут, не найдя широкой поддержки. Иначе и быть не может: Реюньон — до мозга костей французская территория, ибо до французов остров был необитаемым.
В этом его отличие от Мадагаскара, который еще за тысячелетия до колонизации имел свое коренное население. Поэтому представляется логичным, что Реюньон был и остается частью Франции, а Мадагаскар обрел независимость. При этом Реюньон — райский уголок на Земле, Мадагаскар же — сложное государство со множеством серьезных внутренних проблем. Кто знает, если бы он не потребовал тогда, 50 лет назад, независимость от Франции, может быть, был бы теперь таким же ухоженным и благополучным, как Реюньон?
ТУАЛЕТЫ В МАЛАГАСИЙСКИХ ДОМАХ ОТСУТСВУЮТ КАК ЯВЛЕНИЕ
По правде говоря, Мадагаскар — это слишком большой и трудный для путешествий остров, чтобы увидеть его целиком всего за один месяц. Поэтому признаюсь, что я познакомилась только с его северной частью, островом Носи-Бе и провинцией Диего. И хотя все население этой страны называется «малагасийцы» (или еще «мальгаши»), это понятие охватывает-таки 18 очень разных этносов. Народы севера сильно отличаются от южан, а обитатели побережий — от жителей центральных районов. В своем рассказе, отзываясь о малагасийцах, я имею в виду только тот этнос, который видела своими глазами, а именно обитателей северной провинции (сами себя они называют «сакалава»).
На Носи-Бе я гостила у родственников друга, который сам живет во Франции, но по происхождению — малагасиец. Точнее, у его брата Тьерри Джао, одного из самых состоятельных и успешных людей на острове. У него есть жена Клеманс и трое детей — 11-летний толстый Тимо, любопытный 7-летний Ашли и новорожденный Тимео, о котором, в силу его молодости, еще трудно что-то сказать дополнительно. Тьерри занимается ремонтом машин, строительством, транспортом и в небольших дозах политикой. А Клеманс держит магазин одежды: делает закупки в Китае и продает ее на Носи-Бе.
Типичная малагасийская деревня |
Трудно определить, на каком временном отрезке находится сейчас Мадагаскар. Судя по некоторым признакам, он все еще пребывает в каменном веке. Большая часть населения живет натуральным хозяйством в крошечных, разбросанных в лесах деревушках из трех-четырех лачуг. Получается как бы агломерация автономных микрообществ, состоящих из десятка-двух родственников. Каждая такая ячейка сама как может кормит себя, одевает, лечит и справляется с произведенным ею мусором. Хотя скорее не справляется...
Сельское хозяйство у малагасийцев односложное. Единственная культура, которую они выращивают повсеместно, — это рис. Кроме него, некоторые занимаются также плантациями кофе, какао и иланг-иланга, но все эти продукты идут исключительно на экспорт. А в остальном люди живут охотничье-собирательным хозяйством: ловят рыбу в море, стреляют разных птиц, собирают дикие фрукты и специи в лесу. Даже мед потребляют только дикий. Когда кто-нибудь из европейцев рассказывает им, что в далеких странах пчел приручают и заставляют работать на людей, малагасийцы думают, что это шутка.
Мальчик и зебу |
Деревенские жители, возделывая землю, используют вместо сельхозтехники горбатых бычков зебу. Рис сушат на солнце, раскладывая его по соломенным циновкам, а потом шелушат и просеивают вручную. В пользу того, что мальгаши переживают нынче каменный век, говорит и тот факт, что их культура до сих пор не создала такого элементарного института, как самый обычный туалет. В это трудно поверить, но туалеты в малагасийских домах отсутствуют как явление. Вместо этого люди просто ходят в лес. Я познакомилась в одной из деревень с очень продвинутым малагасийцем по имени Дуду, который, осознав тяжесть проблемы, проводит образовательную кампанию на эту тему. Он соорудил возле своего дома показательный туалет и пытается внедрить теперь эту практику в повседневный быт своих сограждан. Пока ничего не получается.
Такие же попытки предпринимает и FSM — швейцарская благотворительная организация, которая последние лет 50 вкладывается в развитие Мадагаскара. Она даже начала строительство общественных туалетов в городах, но они то ли не были закончены, то ли оказались заброшены, короче говоря, так и не вошли в употребление.
Один из первых малагасийских туалетов, сооруженный в этом году |
«У ВАС ЕСТЬ ЧАСЫ, А У НАС ЕСТЬ ВРЕМЯ»
Даже колонки с питьевой водой — это относительно новое явление для Мадагаскара. Испокон веков малагасийцы брали пресную воду в ручьях и реках, там же мыли посуду, стирали одежду, там же и мылись сами. Французы в свое время провели почти в каждую деревню трубопроводы с питьевой водой, по одной колонке на населенный пункт. Но со времен независимости страны утекло много воды, в том числе пресной, и французские колонки пришли в негодность. Тогда свою помощь снова предложила FSM и заново провела воду в мальгашские деревни.
Иногда кажется, что время, царящее на Мадагаскаре, — это не прошлое, а будущее. Апокалиптическое будущее. В свое время французы много чего построили на Мадагаскаре. И сегодня выделяются на общем фоне эти современные для прошлых эпох здания: «колониальный стиль» с колоннами и кружевными ветровыми досками или некогда белоснежные железобетонные параллелепипеды в духе функционализма. Даже благоустройство до сих пор частично сохранилось: видно, что вон то дерево с гроздьями ярко-розовых цветов — дело рук садовника, а не случая.
Остатки магического обряда на пляже города Сен-Дени |
Но то, что было построено французами, пришло в упадок, никаких ремонтных работ Мадагаскар не предпринял. Вот и стоят эти сооружения-призраки, поглощаемые природой. Бетонные пристани обглоданы океаном и скалятся своей оголенной арматурой. Сквозь пустые глазницы фасадов видно, как растительность отвоевывает себе место под солнцем, разрывая своими гигантскими корнями здание на куски. В некогда ухоженном центре океанографических исследований вместо скелетов китов сушится белье, а у парадного входа в музей кипит чей-то котелок с рисом. На бывших газонах пасется теперь крупный рогатый скот. Вроде бы всюду жизнь, видно, что люди, обретя независимость, приспособили рукотворную среду завоевателей к своему образу существования. Но выглядит это временами очень удручающе.
Заброшенный дом у моря |
Если бы я была режиссером, сняла бы здесь фильм с названием «100 лет после конца света». Или «Безумный Макс»... Вместе с тем есть на Мадагаскаре ощущение, что время застыло в бесконечном, тягучем настоящем. Никто не думает о завтрашнем дне. Прошлого своего тоже никто не знает, потому что у малагасийцев нет письменной истории. Вместо нее — фольклор и семейные рассказы. Никто никуда не торопится, ведь завтра будет точно такой же день, как и сегодня. Даже самое пустяковое дело может растянуться на Мадагаскаре на несколько дней, и это, кажется, вовсе не раздражает малагасийцев. Они живут в безвременной нирване, без планов на будущее. Живут сегодняшним днем.
Одно из самых распространенных названий для магазинчиков и кафе — «Мора-Мора», что значит «потихоньку». А в городе Диего я даже видела туристическое агентство под вывеской «Lentement, mais surement» — «Медленно, но верно». Полная противоположность нашим привычкам! Один малагасиец объяснил это так: «У вас, европейцев, есть часы, а у нас есть время».
ИХ РАЗУМ ЕЩЕ СПИТ, А СОН РАЗУМА РОЖДАЕТ ЧУДОВИЩ
Но все же есть на Мадагаскаре и признаки современной эпохи. В повседневный оборот малагасийцев вошли уже солнечные батареи, смартфоны, телевизоры и автомобильный транспорт. А с ними вместе и побочные явления цивилизации: Coca-Cola, одноразовая посуда и вездесущие пластиковые пакеты, которые образуют такие залежи, что земля под ними уже и не угадывается. Частенько можно увидеть где-нибудь в лесу сидящего в пыли ребенка в оборванных одеждах и со смартфоном в руках. Кстати, этот смартфон, как правило, заряжается от портативной солнечной батарейки.
Продавщица овощей заряжает свой смартфон с помощью солнечной батареи (в левой руке) |
Как-то раз я остановилась у дороги, чтобы перекусить. Еду готовила молодая женщина лет, может, 25 или 30. Переворачивая в раскаленном масле рыбу, она жаловалась, что из 12 цыплят, которые у нее были весной, теперь осталось только трое. Остальных задавили машины. И ведь еще будут давить, а хозяйка только будет разводить руками и вздыхать: «Неудача». Но построить курятник или хотя бы закрытый загон — ни за что! Потому что прадеды ее так не делали, и она не будет. Малагасийские цыплята испокон веков паслись на воле. Так и бегают через дорогу — авось пронесет.
Мне кажется, мальгаши, будучи народом инертным и тугим на перемены, еще не успели адаптироваться к изменениям последнего столетия. Они живут так же, как жили, наверное, 5 тысяч лет назад. И все бы было хорошо, если бы они могли продолжать существовать в изоляции. Но в уже «глобализованном» мире это невозможно.
Хозяйка 9 раздавленных цыплят. На лице — косметическая маска на растительной основе, которую малагасийские женщины носят целый день |
На дремучий Мадагаскар обрушились вместе с колонизацией новые скорости, новые материалы. Почва не была подготовлена к таким переменам. Равновесие, которое нарабатывалось этим народом веками, разрушилось в один миг. И теперь первобытные, по сути, малагасийцы должны справляться с проблемами развитого западного общества — общества потребления. Решать вопросы транспортной безопасности. Справляться с растущим объемом отходов. А ведь к ним еще не пришло понимание того, что пластиковый пакет — это не банановый листочек, который разложится сам собой через несколько недель. И что люминесцентные лампы и литиевые батарейки — не лучшая игрушка для малышей. И что ездить по ночным дорогам с выключенными фарами опасно. Я думаю, они даже еще не осознали всей серьезности вызова, который бросило им время. Их разум еще спит, а сон разума рождает чудовищ.
Джекфрут, которого на острове прудом пруди |
НА ЗАВТРАК — РИС, НА ОБЕД — РИС, НА УЖИН ТОЖЕ РИС
На севере Мадагаскара растет все. Даже в сухой сезон здесь нет отбоя от фруктов и овощей. Не нужно даже их специально выращивать, они сами себе растут в лесу. Ешь — не хочу! И малагасийцы не хотят. Это неразгаданная загадка: почему местные жители так не любят овощи и фрукты? Основа их рациона — рис и мясо. Но особенно рис.
Большая часть их жизни протекает вокруг этой культуры. Где-то с сентября по июнь день почти каждого малагасийца начинается незадолго до восхода солнца на рисовом поле, а заканчивается там же с наступлением темноты. Мало того что рисовые грядки пропалывают вручную, их еще надо оберегать от попугаев, потому что если не дай бог допустить стаю к своей посадке, то ни зернышка не останется. Вот и приходится ежедневно защищать свои посевы от налетчиков. Есть даже мальгашская поговорка: «Так же тяжело, как возделывать рис». Это означает, что очень-очень тяжело.
Малагасиская женщина просеивает рис |
Рис едят на завтрак в виде жидковатой каши с кокосовым молоком или с мясом либо в виде сладких пирожков, похожих на оладьи. Рис едят на обед, отваренный на воде и сопровождаемый рыбой или мясом. И на ужин едят такой же рис, что и на обед. Отдельного помещения для кухни в малагасийских домах нет. Еду принято готовить прямо на земле возле дома или — иногда — на террасе под навесом. Столов и стульев тоже, как правило, не бывает. Едят или сидя на земле, или стоя — кому как нравится. При этом в правой руке держат ложку, в левой — вилку. Ножом пользоваться не принято.
У малагасийцев наблюдаются некоторые странные пристрастия в еде. Например, внутренность огурца считается несъедобной (хотя по мне, так огуречные зернышки — самое вкусное). В крабах съедают только туловище, выбрасывая ноги и клешни. Мол, количество мяса в них так ничтожно, что не оправдывает усилий, затраченных на их вскрытие. А вот рыбная голова — это лакомство.
Любимое мясо — не крабы и не лангусты, а мясо зебу. На праздник каждая мало-мальски уважающая себя семья забивает бычка, чтоб покормить гостей. А вообще, не считая этого момента, наверное, неплохо быть коровой на Мадагаскаре. Пасешься себе целый день в лесу, на свободе. Ешь личи и манги, пока от них не затошнит. Купаешься в чистейших горных озерах. В общем, не жизнь, а сказка...
Озеро |
ЗАВТРА ПРИРОДА ДАСТ БЕСПЛАТНО ВСЕ, ЧТО НУЖНО. КАК СЕГОДНЯ И ВЧЕРА
Но бычков на каждый день не напасешься, а без мясного малагасийцы никак. Выручают курицы и утки. Им, кстати, тоже повезло. Живут они не в курятниках, а на свободе, возвращаясь домой только изредка, чтобы снести яйцо или перекусить. А так бегают себе, летают своими неподрезанными крыльями. Кто может — плавает. А по вечерам все рассаживаются по веткам деревьев и так спят. Да, малагасийские курицы спят на деревьях. Я тоже удивилась.
Естественно, поймать такую вольную птицу непросто. Это любимая забава детишек: они целой толпой носятся по полдня за приговоренной к смерти курицей, разбивают себе коленки, получают ссадины. Зато мясо такой курицы вкусное, спортивное.
Природоржный ресторан. Дневная съемка |
Малагасийцы наделены странным даром есть в темноте. Я так не могу. Например, с наступлением ночи (то есть после 6 вечера) на улицах появляется множество эдаких ресторанов под открытым небом. Выглядят рестораны так: у дорожной обочины стоит стол, накрытый клеенкой. Вдоль стола — скамейки, на которые рассаживаются, локоть о локоть, посетители. Тут же размещена хозяйка со своей передвижной кухней — очагом и котелками. Она в реальном времени принимает заказы и тут же, на публике, жарит вовсю. В меню — шашлычки из рыбы или говядины, вареные яйца, очень много разных пирожков во фритюре. Все очень жирное, калорийное и на пальмовом масле. Клиенты молча подходят, садятся за стол, накладывают себе в тарелку все что хотят. Поев же, отвлекают хозяйку от готовки и говорят: «Я съел 10 шашлычков, 15 креветок во фритюре и 4 яйца. Счет, пожалуйста». Хозяйка называет цену, гость платит, и все расходятся довольные, кто наевшись, а кто заработавши, в зависимости от ситуации.
Наверное, малагасийцы просто избалованы природой. Еда кругом! Море до сих пор кишмя кишит рыбой. Земля плодородная, любая брошенная фруктовая косточка прорастет деревом с плодами. В лесу — птицы для охоты. Поэтому нет смысла зарабатывать деньги или делать заготовки на зиму. Завтра природа так же, как и сегодня, как и вчера, даст бесплатно все что нужно. Достаточно приложить минимальные усилия, чтобы этим воспользоваться.
Продолжение следует...
Реюньон, Мадагаскар
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 16
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.