КАЗНА ТАТАРСТАНА УВЕЛИЧИЛА СВОЮ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ЗА СЕМЬ МЕСЯЦЕВ НА 40%. ЧТО ДАЛЬШЕ?
В условиях обвального кризиса в экономике и падения налоговых сборов наша республика демонстрирует чудеса выживания. Приемом №1 в экономической политике становится лоббизм на самом высшем уровне. Именно он позволяет хоть как-то затыкать зияющие дыры в казне. Темпы получаемой поддержки из Москвы впечатляют: Татарстан – в тройке лидеров среди регионов РФ по размеру долговых обязательств с астрономической цифрой заимствований в 31,8 млрд. рублей.
Ситуация непростая везде по стране. Об этом впечатляюще говорят долговые обязательства субъектов РФ, которые по состоянию на 1 августа достигли 748,8 млрд. рублей. Для сравнения скажем, что еще в начале года долги составляли "всего" 600 млрд. рублей. Таким образом, объем задолженности вырос на 24,8% (или на 150 млрд.).
Лидером по величине долга по итогам семи месяцев является - кто бы сомневался! - Москва с 210,8 млрд. рублей. Объем обязательств столицы вырос почти в 1,75 раза - со 121,5 млрд. на 1 января.
На втором месте по долгам Московская область. Любопытно, что объем ее обязательств за январь — август возрос вроде как не на много - всего до 165,2 млрд. рублей со 156 млрд. на начало года, пишет banki.ru. Однако Москва самостоятельно обслуживает свой долг, а Московская область уже обратилась к правительству РФ за дотацией на сбалансированность бюджета, так как объем ее задолженности превышает максимально допустимый уровень. В этой области явно пора вводить внешнее управление...
Третье место по величине долговых обязательств занимает Татарстан — задолженность республики увеличилась за семь месяцев на 40% — до 31,895 млрд. рублей.
Причем регионам практически не удается сократить уровень долга. Сократить задолженность удалось лишь Самарской области: за семь месяцев она уменьшилась с 22,5 млрд. рублей на январь до 21,9 млрд. рублей. Несмотря на это, Самарская область занимает 4-е место в списке должников.
Если вернуться к нашей республике, то заметим, что Татарстан стремительно приближается к верхней границе допустимого госдолга. В докризисной бездефицитной версии бюджета (то есть осенью прошлого года) она составляла 17,1 млрд. В мае она была пересмотрена и установлена в размере 46,9 млрд. рублей.
А долг растет стремительно – к 1 июня он составлял 25,2 млрд. рублей (еще осенью он равнялся 20 миллиардам). И вот всего за 2 месяца увеличился более чем на 6 млрд. рублей. Если казна республики будет таким же темпом (3 млрд. в месяц!) набирать долги, то уже к ноябрю ее задолженность превысит половину доходной части бюджета РТ, которая, была принята в мае в размере 65,8 млрд. Общие расходы после секвестра, напомним, были утверждены в размере 85,9 млрд. руб.
Очевидно, что ситуация вызывает серьезнейшее беспокойство в правительстве Татарстана. Как заявил в середине августа на коллегии минэкономики премьер-министр РТ Рустам Минниханов, такой финансовой помощи, как в этом году, со стороны федерального центра больше не будет и бюджет-2010 станет, мягко говоря, очень напряженным. "Министерству финансов вместе с муниципалитетами надо подготовить реальный бюджет, а не сказочный", - заявил тогда премьер подчиненным.
На фоне трудностей с республиканской экономикой и промышленностью в целом и казной в частности, обращает на себя только один отрадный момент. Это явное расположение Москвы в лице Владимира Путина и Алексея Кудрина (именно они рулят деньгами сейчас в первопрестольной) к Казани. И умение республиканской элиты договариваться и лоббировать интересы региона. Конечно, это не панацея от будущих невзгод, которые и дальше ожидают российскую экономику и соответственно местную промышленность и казну (по крайне мере, такой версии развития кризиса придерживаемся мы в нашей газете). Для выживания уже в будущем году явно нужны реальные антикризисные меры в экономике. Но тактически это, как видим, выручает.
Ринат Билалов, Давид Гогия
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 9
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.