Ильдус Хатыпов

«РОДИЛСЯ В СЕМЬЕ ВЕТЕРИНАРНОГО ВРАЧА И ДОЯРКИ»

Ильдус, по вашему вопросу главному ветинспектору РТ чувствуется, что к ветеринарии вы имеете прямое отношение. Это так? Расскажите о себе.

— Родился в Алькеевском районе в 1976 году в семье ветеринарного врача и доярки. Прекрасно понимая всю сложность профессии, поступил в Казанскую ветеринарную академию и в 1998 году окончил ее, получив специальность «ветеринарный врач». Нам повезло, что нас учили великие педагоги-клиницисты, имевшие большой опыт практической работы, а нынешние преподаватели уже далеки от производства.

— Считаете, сейчас хуже учат?

— Судя по тому, какие кадры мы встречаем по работе, можно сказать, что уровень знаний хромает. Наверное, это даже не столько от педагогов зависит, сколько от качества абитуриентов, поскольку в ветакадемию поступают те, кто не прошел в другие вузы. Самое ужасное — на их фоне теряются нормальные студенты, которые пришли за знаниями.

— Чем вы занимались по окончании вуза?

— Два года пришлось поработать в науке.

— Что значит «пришлось»?

— В конце 90-х — начале 2000-х отношение к сельскому хозяйству было не совсем интересное, зарплату платили стабильно два раза... в год: на Новый год и на Сабантуй, а наука была на плаву, ее хоть как-то финансировали. Я работал младшим научным сотрудником в лаборатории ТатНИИсельхоза — занимался кормлением свиней. Эта лаборатория разрабатывала кормовые добавки. Параллельно я пытался заниматься наукой. Но потом вообще ушел из сельского хозяйства и 6 лет преподавал биологию и ОБЖ в Казанском училище №58, где готовят автомехаников.

В 2006 году пришел в «Красный Восток Агро», где был заместителем директора ООО «Племенное дело» по воспроизводству. Как в шутку меня называли, зам по телкам... Здесь я проработал два года и считаю их самыми «золотыми» в плане опыта. Многие успешные животноводы в республике прошли стажировку на КВ. С большим уважением отношусь к Айрату Хайруллину, потому что это реальный инвестор, который принес западные технологии и заставил людей думать и работать по-новому.

С 2008 года несколько лет работал в коммерческих компаниях, где занимался продвижением ветеринарных товаров и консультациями в сфере кормления животных. А когда увидел, что «Вамин» лежит на боку, решил помочь и пошел туда работать. Причем привел с собой еще 6 специалистов, которые работали со мной в ТатНИИсельхозе и «Красном Востоке Агро». И два года работал специалистом в отделе животноводства компании «Просто молоко».

«ВЫБРАЛ ОДНО НАПРАВЛЕНИЕ — КОРМЛЕНИЕ ЖИВОТНЫХ»

— Где сегодня работаете?

— С июля этого года оказываю консультативные услуги по кормлению и содержанию животных. Хочу создать свой проект в этой области. Мой принцип такой: все болезни — от неправильного кормления, кроме инфекционных. Животноводство надо объединять, нельзя делить на кормленцев и ветеринаров. Считаю, заинтересованным сельхозпроизводителям надо оказывать помощь в их работе для уменьшения затрат и повышения эффективности производства молока.

— Какая форма организации будет у вашего бизнеса? Сколько человек будет работать?

— В компании постоянно будут работать три человека, а также привлеченные специалисты, которые готовы подработать. А форма организации — общество с ограниченной ответственностью. Проходим этап регистрации. Такие формы в ветеринарии республики уже работают.

— Это выгодный бизнес? Что говорят коллеги?

— Выгодный. Раньше приходили и говорили: возьмите вот это, и удои у коров повысятся. И брали. А сегодня сельхозпроизводители стали грамотнее, уже не берут не глядя, требуется сопровождение. Это касается и лечебных препаратов, и кормовых добавок. Экономику стали считать многие.

Я для себя выбрал одно направление — кормление животных, но и другие ветеринарные мероприятия с удовольствием выполняю. Видимо, это у меня уже в крови. Я вообще считаю, что в будущем останется только три направления в ветеринарии скотоводства: кормление, воспроизводство и копыта.

— Копыта?!

— Да, поскольку проблема с копытами, с болезнью ног стоит очень остро.

«ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ СТРАШНЕЕ ВРАЧА, «ОТБЫВАЮЩЕГО» СРОК?»

— Главному государственному ветеринарному инспектору РТ Алмазу Хисамутдинову вы задали вопрос о мерах привлечения и закрепления на селе ветеринарных кадров. Считаете, их там не хватает?

— В последние годы очень много делается для повышения привлекательности работы ветеринаров. Это и открытие новых ветеринарных пунктов, оснащенных современным оборудованием, и улучшение жилищных условий, и увеличение заработной платы. У многих руководителей сельхозформирований, с которыми сталкиваюсь по работе, первый вопрос: где можно найти кадры?

С одной стороны, ветеринаров в сельском хозяйстве не хватает. С другой стороны, порой задаешься вопросом: а нужно нам столько ветеринарных врачей? Я сторонник того, чтобы кадры для сельского хозяйства больше готовили техникумы и училища. Зачем ветеринарная академия готовит столько кадров, которые затем уходят работать менеджерами? Достаточно 30 - 50 ветеринарных врачей ежегодно для обновления всей ветеринарной службы, включая инспекцию и по мелким животным. Считаю, среднее звено специалистов нельзя вытаскивать из деревни. Человек, учась в Казани, привыкает к другим ценностям и в село возвращаться не хочет.

— То есть сельскохозяйственные техникумы и училища должны базироваться в сельских районах?

— Даже скажу больше — надо применять современные коммуникационные системы и дистанционное обучение без отрыва от производства. С периодическими стажировками в передовых хозяйствах с привлечением ведущих специалистов.

При нынешних ценах на лекарства экономически невыгодно лечить животных, тем более оперировать. К примеру, в США заболевшую маститом корову не лечат, потому что она уже не будет давать много молока. Заболевшего теленка тоже не лечат, потому что он уже не выйдет на необходимый уровень продуктивности. Упор надо делать на профилактику. А для организации профилактики от болезней специалист с высшим образованием не требуется.

— А кто будет учиться в ветеринарной академии? Особо одаренные?

— Да, те, кто действительно хочет стать ветеринарным врачом. И надо давать больше практики в больших агрохолдингах со специфическим «запахом» профессии. Именно на практической работе во время учебы станет понятно, останется выпускник в отрасли или нет.

— Как вы считаете, принудительное распределение выпускников, отучившихся на бюджетных местах, должно быть?

— Нет, насильно мил не будешь. Этот человек все равно работать не будет. Не знаю, что может быть страшнее врача, «отбывающего» срок.

«ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ МОГУТ УДЕРЖАТЬ СПЕЦИАЛИСТА В СЕЛЕ, НО НЕ В ПРОФЕССИИ»

— В сельском хозяйстве есть программы привлечения кадров, к примеру, строят дома, дают подъемные. Этого недостаточно?

— Часто можно слышать: «Еще полтора года осталось...» Люди считают дни до окончания срока, который нужно отработать за жилье. К сожалению, некоторые руководители сельхозформирований в болезнях животных видят вину ветеринарного специалиста. При недостаточном финансировании закупки вакцин, средств гигиены, создания комфортных условий содержания, сбалансированного кормления ветеринар становится крайним в падеже скота. И если районные ветеринарные объединения в лице главного ветеринарного врача района не поддержат в этот период, специалист вынужден уходить или спивается. Радует то, что с каждым годом больше руководителей поддерживают своих врачей, показатели у них соответственно хорошие.

Мало кто понимает, что работа ветеринара на ферме — это как работа системного администратора в фирме. Пока все хорошо, они не нужны, а как начинаются проблемы — виноваты, т. е. дармоеды или лентяи. Нужно понимать, что ветеринар — это вам не Кашпировский, без достаточного финансирования он не может бороться с болезнями.

Жилье, современные спортивные комплексы в райцентрах, школы, дороги и т. д., может, и удержат специалиста в селе, но не в профессии. А в деревнях ветеринарный врач — это роскошь! Прошли те времена, когда в деревнях было много скота и требовался врач для каждодневной лечебной работы. Специалисты со средним специальным образованием нужны, ветеринарные техники. И для учебы их не надо из деревни вытаскивать и тратить огромные средства на обучение.

— Как давно читаете «БИЗНЕС Online»?

— Вашу газету читаю с 2009 года практически каждый день при первой возможности доступа в интернет. «БИЗНЕС Online» позволяет быть в курсе событий, даже если находишься за пределами республики и страны. Газета актуальная, не боится затрагивать проблемные темы, не сглаживает острые углы и доносит до читателя правдивую информацию. Читатели активно участвуют в обсуждении тем, и газета от этого становится более народным и интересным изданием. Успехов вам!

— И вам успехов! Спасибо за интерес к нашей газете.