Михаил Фишер
Михаил Фишер: «В долгосрочной перспективе мы хотим быть лидером там, где присутствуем»

ЦЕНЫ НА 10 - 15% НИЖЕ РЫНКА

Сегодня онлайн-сервис по вызову автомобилей с водителем Uber официально объявил о запуске в Казани. Презентацию сервиса провел российский генеральный менеджер компании Михаил Фишер. Он довольно необычно объяснил причину выбора Казани четвертым городом развития по России после Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга: как выяснилось, в столице Татарстана оказалось больше всего человек, скачавших и открывших приложение компании, несмотря на то, что сервис здесь еще не присутствовал.

Фишер напомнил, что в столице России сервис был запущен в декабре 2013 года, в Санкт-Петербурге — в июле 2014-го, в Екатеринбурге — в мае этого года. Всего же в мире за 5 лет существования сервиса охвачено 330 городов и 60 стран. Компанию интересуют города с численностью населения больше 500 тыс. человек, поэтому на вопрос газеты «БИЗНЕС Online» о выходе в Набережные Челны ответ был размытым, но скорее утвердительным — сроки пока не определены.

О том, что Uber заинтересовался Казанью, впервые стало известно в начале августа. А сегодня стала, наконец, известна формула цены: 50 рублей за подачу автомобиля, 4 рубля за километр и 4 рубля за минуту поездки. Отметим, что в Москве цены ровно в два раза выше.

Фишер пообещал, что в итоге цена на услуги по сравнению с обычными казанскими такси будет ниже: «В Казахстане... ой, простите, в Казани, стоимость будет на 10 - 15 процентов меньше существующих опций, — сказал он. — Минимальная стоимость поездки составит 59 рублей. Система позволяет иметь большое количество поездок на одного водителя. Логично, что, если водитель занят 80 процентов времени, у него будут более низкие ставки!» По словам спикера, пользователю без разницы, сколько машин есть в сервисе, ему важно время подачи. «Если много машин, утилизация каждой машины будет очень низкая, и цены будут расти. Мы же гонимся за достаточным количеством авто в правильное время и место, — сообщил он и сказал, сколько же минут придется ждать клиенту. — В России время подачи в среднем составляет 6 минут. В Сан-Франциско это 2,5 минуты. Сейчас в Казани время ожидания колеблется между 10 и 15 минутами». Он уточнил нашей газете, что в Питере в нормальном режиме сервис начал функционировать через три-четыре месяца после запуска и столько же ожидается и в столице Татарстана.

Отметим, что на презентацию корреспонденты «БИЗНЕС Online» попытались доехать на Uber, но свободных автомобилей рядом просто не оказалось. Расчет через приложение показал, что поездка от улицы Лобачевского до развлекательного комплекса «Ривьера», где проходила пресс-конференция, обошлась бы в сумму в диапазоне от 109 до 128 рублей. Ввиду отсутствия машины журналисты доехали до пункта назначения на такси «Татарстан» (под этим брендом в Казани работает ижевская компания «Сатурн»), поездка обошлась в 120 рублей. Кроме того, мы посчитали в приложении такси «Максим», во сколько обошлась бы поездка данной службой, — оказалось, тоже в 120 рублей. При этом Uber почти 10 минут искал свободные машины в округе, после чего ответил отказом. Таким образом, деловым или спешащим куда-то казанцам пока не так-то и выгодно терять свое время с непредсказуемым результатом. Накануне журналисту газеты повезло больше, но время ожидания составило 15 минут.

Между тем одно из главных отличий Uber от уже работающих в Казани сервисов, в том числе «Татарстан», в том, что форма оплаты — исключительно безналичная. Перед тем, как пользоваться услугой, нужно зарегистрироваться и привязать к профилю банковскую карточку, с которой будут списываться деньги за поездку. Если на банковской карте закончились деньги или она была заблокирована, то у клиента образуется долг, который будет списан сразу после пополнения карты. До этого момента должник не сможет пользоваться услугами водителей сервиса.

Такая форма расчетов позволяет Uber ввести одно весьма и весьма приятное для водителей новшество: компенсацию за отмену заказа — 59 рублей. Не секрет, что сейчас водители того же такси «Татарстан» частенько жалуются на «ложные тревоги»: подъезжаешь, ждешь, а потом заказ слетает. В Uber такое удовольствие будет для клиента не бесплатным.

ВОДИТЕЛИ — ТОЛЬКО ГРАЖДАНЕ РФ БЕЗ СУДИМОСТЕЙ

Среди прочих плюсов сервиса Фишер назвал качество и безопасность. Во-первых, водителем может стать только гражданин РФ старше 21 года и имеющий водительский стаж более 3 лет. Во-вторых, чтобы стать водителем сервиса, необходимо предъявить документы на ИП или же заключить договор с компанией, сотрудничающей с Uber. Обязательное условие — автомобиль должен быть «свежей иномаркой» с четырьмя дверьми. «Сначала водители заполняют заявку на сайте, потом их приглашают в обучающий сервис, который в Казани также есть. Он проходит обучение по видеоматериалам. Далее проходит тест, по результатам которого компания принимает решение, подключать ли водителя к своей системе, — перечислил требования Фишер. — Мы также требуем справку о несудимости. Наверное, мы единственные из таких сервисов, у кого есть именно такое требование. Кроме того, система мониторит количество часов водителя на линии, и если превышена пороговая линия (Фишер не уточнил, сколько это именно часов), то ему предлагается отдохнуть».

Отметим, что этим летом в одном из глянцевых российских журналов вышла публикация о том, насколько безопасны подобные сервисы — Uber, Gett и др. — для женщин. В частности, приводились примеры случаев сексуального насилия со стороны водителей. Газета «БИЗНЕС Online» предположила, обращаясь к Фишеру, что несудимость, вероятно, не гарантирует безопасности... Спикер уточнил, что случай насилия действительно случился в Индии, и после него во всех машинах, подключенных к сервису в данной стране, даже были установлены кнопки SOS. Он также сказал, что компания прилагает все усилия, чтобы поездки клиентов были безопасными. Например, через приложение Uber можно поделиться своим местоположением, скажем, с мамой, и она «проконтролирует» ваше движение из точки А в точку B.

По словам генерального менеджера Uber, компания не скрывает, что работа водителем в сервисе — не основной род деятельности водителей, и для них нет, как в обычных такси, обязательных выездов или смен. Компания забирает себе 20% от тарифа.

Одним из главных преимуществ Фишер назвал влияние на города. «Автомобиль — один из самых неэффективных активов в мире. Авто используется только 4 процента времени. В России сегодня 50 миллионов авто. 15 процентов пространства в городах выделяется под парковки, а на этих пространствах можно было бы строить детские сады, например, сказал спикер. — Наша основная идея — меньше машин в городах». По его словам, в Лондоне сейчас насчитывается 14,5 тыс. активных водителей в Uber, в Москве речь идет также уже о десятках тысяч водителей. В Казани, надеется он, «тысячи водителей точно достигнем».

00376.00_32_14_40.jpg
Эльмира Калимуллина: «Для меня Uber — это открытие. Для Казани это обновление крови, это было необходимо»

Гостем на презентации стала певица Эльмира Калимуллина, которая, по словам представителей компании, первой попробовала сервис в Казани. «Для меня Uber — это открытие. Для Казани это обновление крови, это было необходимо», — сказала она.

РАЗНЫЕ КОНФИГУРАЦИИ РЫНКОВ

После окончания презентации генменеджера сервиса буквально засыпали вопросами казанские журналисты.

Конечно, всех интересует вопрос о завоевании рынка и выстраивании отношений с другими такси столицы Татарстана. «Рынок нефиксированный, и с каждым днем растет. Люди с каждым днем все больше отказываются от личных авто. Поэтому мы на растущем рынке конкурируем за нового потребителя, — сообщил Фишер. — Мы не строим четкого прогноза по доле рынка через год, так как мы сфокусированы не на этом, а на предоставлении сервиса. И рынок не статичен. Через год рынок может быть больше в 5, 10 раз. Вообще, в долгосрочной перспективе мы хотим быть лидером там, где присутствуем».

Спикер не согласился с тем, что в СМИ журналисты и эксперты говорят о демпинге сервиса. «Демпинг — это когда компания владеет 30 процентами рынка и предлагает услуги по цене ниже себестоимости. Мы не занимаем 30 процентов и не устанавливаем цены ниже себестоимости», — отметил он.

На вопрос «БИЗНЕС Online» о том, появится ли в Казани премиальный Uber Black (в столице РТ пока будет работать только UberX, рассчитанный на массовый сегмент прим. ред.), Фишер ответил утвердительно, но точных сроков не назвал, компания будет анализировать рынок.

Конечно же, всех интересует, не опасается ли компания забастовок со стороны таксистов в Казани из-за невысоких цен (мы подробно писали об истории создания компании и конфликтах компании и городских таксистов в других странах). Оказалось, что нет. «Конфигурация рынка в России и за рубежом разная. В Париже, например, количество лицензий для таксистов ограничено. Отмечу, что Uber не запретили во Франции, мы добровольно убрали ride sharing, но оставили сервисы X и Black. Убрали один из сервисов для безопасности, потому что государство там бездействовало, — рассказал Фишер. — У нас конфигурация рынка другая. И лицензия не стоит 200 тысяч евро, как там». Он также уточнил, что компания функционирует в рамках действующего российского законодательства, в Татарстане также действует в рамках закона и проблем с работой возникнуть не должно.

«ПРОДУКТ ИНТЕРЕСЕН РОССИЙСКОМУ РЫНКУ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» прокомментировали амбиции американской компании, широко шагающей по всему миру.

Олег Грибанов — генеральный директор ООО «Дарента» (сервис http://darenta.ru/ P2P-каршеринга, Москва):

— Амбиции компании оцениваю очень высоко, так как с 7 миллиардами долларов, которые в них инвестировали, очень сложно сделать что-то плохое. Правда, у компании нет цели сделать прибыль. Продукт очень интересен российскому рынку. Практически все мои френды-стартаперы из Казани и Москвы пользуются данным сервисом. Райдшеринги и каршеринги — это уже не будущее, а настоящее.

В ближайший год забастовки со стороны таксистов в городах России, куда приходит сервис, невозможны, но может случиться так, что чиновники введут антисанкции против больших стартапов, рожденных не в России. Поэтому инвесторам лучше смотреть в сторону отечественных шерингов.

Рамиль Хайруллин — региональный представитель общества «Федерация автомобилистов России»:

— Что касается цен, которые планируется установить ниже рыночных, они таким образом и берут рынок, завоевывают его. В Москве с сервисом борются, пытаются бороться, по крайней мере. Но последнее слово останется все равно за клиентом — как клиент проголосует, так и будет. В той же Москве уже многие этим сервисом пользуются: они цены ставят ниже рыночных, а у нас люди в первую очередь смотрят не на качество, а на стоимость. Качество отходит на второй план. Но шансы оцениваю 50 на 50.

Евгений Грэк — координатор движения «Стоп-нелегал»:

— Технология достаточно простая у сетевиков: они заходят, начинают набирать на работу людей, которые не имеют никакого отношения к такси, возможно, вообще без прав и даже без гражданства РФ. За счет этого делают цены ниже. В Москве они сейчас заявляют, что берут машины с разрешением, проверяют на судимость, но множество фактов, что все это не так — люди не имеют ни разрешения на перевозку пассажиров, которое требуется 69-м законом, имеют судимости за тяжелые преступления против личности.

К вопросу о забастовках — все к этому идет. Такие агрегаторы, как Uber, «Яндекс.Такси», региональные компании с похожей системой действий, например, такси «Максим», «Сатурн», «Везет» — берут людей неквалифицированных. Это либо иностранный гражданин, который месяц-два работает, потом понимает, что он не может ничего здесь заработать, и начинает грабить пассажиров. Либо просто уходит, на его место приходит следующий. Это рушит рынок такси. По нашим прогнозам, если власти ничего не будут делать, не будет принят нормальный закон о такси, то через два года в России такси вообще не останется как такового. Те машины, которые сейчас есть, развалятся, а люди, которые сейчас возят в качестве подработки, поймут, что здесь не заработаешь, и перестанут возить. Или опять же у них машины развалятся, а новые машины ни таксопарк, ни водитель-подработчик не сможет при таких заработках купить...

Но это все сказывается на безопасности и на будущем такси. Это опасно, причем не только для пассажиров и водителей, которые работают, но и для окружающих. Для наших детей, которые переходят дорогу, для других участников движения. Водители при таких расценках, чтобы что-то заработать, вынуждены кататься по 12 часов. С Uber в Москве водители стали работать по 18 - 20 часов.