Сотрудники Института археологии РАН приступили к археологической разведке в зоне строительства высокоскоростной железной дороги Москва — Казань. По предварительным оценкам, работы продлятся до 31 декабря 2015 года, однако ученые не исключают, что в случае необходимости проведения раскопок они могут растянуться на неопределенное время. Об этом сообщил ТАСС директор института Николай Макаров.

"То, что должно быть у нас проведено до конца года, — это археологическое обследование трассы, это не раскопки", — отметил Макаров. По его словам, разведывательные работы уже начались в Гороховце (Владимирская область) и на территории Подмосковья. "Цель сейчас — выявление всех памятников, которые у нас известны между Москвой и Казанью, чтобы внести наши предложения по проектированию трассы таким образом, чтобы минимизировать воздействие скоростной трассы на состояние этих объектов", — пояснил собеседник.

Особое внимание специалистов в зоне строительства ВСМ привлекает территория Суздальского ополья — природного района во Владимирской области, на территории которого расположены Владимир и Суздаль. Ученые до сих пор проводят в этой зоне раскопки средневековых селищ и курганов. ВСМ может задеть несколько десятков километров данной территории. "Надеюсь, мы сможем найти какое-то взаимопонимание с проектировщиками. Больше всего, конечно, волнует ситуация с Суздальским районом, потому что трасса проходит по югу Суздальского ополья — это территория, насыщенная памятниками. Исторические ландшафты Ополья, сложившиеся в результате земледельческой колонизации в Средневековье (X - XII века), — большая ценность", — сказал директор Института археологии РАН.

Ученые могут высказать идею проложить трассу в обход каких-то селищ или курганов либо предложить их раскопки. "Если изменение трассы невозможно, проводятся раскопки. Сейчас важно выявить все памятники, ничего не пропустить и дать проектировщикам очень точную, качественную документацию", — сказал Макаров.

ВСМ Москва — Казань протяженностью 770 км РЖД планируют проложить по территории 7 регионов России, в которых проживают более 25 млн. человек. Предусматриваются 15 остановок, в том числе во Владимире, Нижнем Новгороде, Чебоксарах. Время в пути от Москвы до Казани сократится до 3,5 часов. Стоимость ВСМ Москва — Казань оценивается в 1 трлн. рублей. Только участок Москва — Владимир будут строить РЖД при поддержке государства, а остальные будут профинансированы за счет концессий. В октябре 2014 года стало известно, что Китай готов инвестировать в строительство до $10 миллиардов.