КНИГИ — НА УЛИЦУ

За час до старта книжного фестиваля у закрытых ворот, ведущих в центр современного искусства «Смена», уже собрались порядка 10 желающих пуститься во все литературные тяжкие. В это время по ту сторону ворот кипела работа — представители почти сотни книжных издательств заботливо выкладывали на отведенные им прилавки ценный груз. Нынешний книжный фестиваль стал для «Смены» третьим по счету и в то же время первым летним. Ярмарку в связи с возросшим числом издательств, в прошлом году их было порядка 40, решили переселить на улицу. И, как позже заметила Айгуль Горнышева — начальник управления культуры исполкома Казани, в день открытия фестиваля во дворе «Смены» яблоку упасть было абсолютно негде. Причем такая «урожайная» на посетителей ситуация сложилась еще до официального открытия фестиваля: в узких проходах между рядами с еще не до конца выложенным ассортиментом двум встречным потокам уже было весьма непросто разойтись. И выбор книги очень часто сопровождался извинениями по поводу случайно угодившего куда-либо локтя или отдавленной ноги в адрес рядом стоящих ценителей литературы.

Зато организаторы впервые смогли себе позволить не брать с гостей ярмарки и слушателей лекториев плату за вход — фестиваль прошел на средства выделенного гранта. А оставшиеся в резерве финансовые возможности центра позволили без убытка для бюджета выпустить собственную газету «Рупор Смены», которую сегодня презентовали всем желающим и раздавали также совершенно бесплатно. По словам директора «Смены» Роберта Хасанова, новым «Карлом Фуксом» «Рупор» не станет: газета не будет баловать читателей регулярностью и, скорее всего, будет носить ситуативный характер. Следующий номер самиздата планируется приурочить к открытию выставки Булата Галеева.

ОТ ПРОСВЕЩЕНИЯ К СОВЕТСКОМУ ИДЕАЛИЗМУ

Официоз на открытии фестиваля был сведен к минимуму. Никаких пышных и пафосных речей, а городская власть была представлена в лице одной лишь Горнышевой, которая после произнесенной речи уделила внимание книжным рядам. Корреспонденту «БИЗНЕС Online» она рассказала, что подобный формат поиска книги для себя ей импонирует больше похода в обычный магазин.

«Когда я езжу в командировку в Москву или в другие крупные города, пользуясь случаем, обязательно посещаю книжные выставки, потому что знаю, что там представлены новинки, и самое главное — там стоят компетентные люди за прилавком, способные сориентировать в море литературы». На вопрос о последней прочитанной книге, которая произвела на нее впечатление, начальник управления культуры ответила не задумываясь: «Анна Каренина» Льва Толстого.

Айгуль Горнышева
Айгуль Горнышева

«Так получилось, что сын читал эту книгу в рамках школьной программы, и я вместе с ним решила перечитать. В итоге у нас с сыном было столкновение мнений. Его мужское юношеское понимание произведения и мое. А дочка недавно читала стихи Веры Полозковой и дала мне сборник. Еще я многое почерпнула и заново открыла для себя Лихачева. Очень рекомендую его, это прочищение мозгов и души».

Очистить душу с помощью книг организаторы фестиваля предложили гостям, не только покупая книги для самих себя. Не обошлось и без добрых дел — все три дня гости «Смены» могут сделать будни ребят, попавших в трудную жизненную ситуацию, чуточку ярче и волшебнее — подарив им купленные на ярмарке книги. Акция проходит совместно с фондом Анжелы Вавиловой, а за участие в ней все издательства дарят благотворителям и книгодарителям скидку в 10%. И это при том, что все книги на ярмарке и так уходили к радостным покупателям по цене значительно ниже магазинной.

Лектором-первооткрывателем фестиваля стал человек, который уже выступал на дискуссионной площадке «Смены», — это главный редактор издательства Ad Marginem Александр Иванов. В январе этого года он приезжал с лекцией «Конец эпохи Просвещения, или куда подевались интеллектуалы». Сейчас же он коснулся советского идеализма. «Меня крайне интересует жизнь Советского Союза в 70-е годы, — пояснил философ корреспонденту «БИЗНЕС Online» выбор лекционной темы, — я буду говорить о фигурах, которые лично для меня представляют большой интерес. Это, например, Геннадий Шпаликов и Александр Твардовский. Раннее брежневское время вообще крайне интересное. В 70-е годы во всем мире начинается новая полоса в истории. Она связана, с одной стороны, с подъемом глобализма, а с другой стороны, с реакцией на глобализм. Зарождается огромное количество экологических движений, в том числе и в России. И литература не может не реагировать на них. В Советском Союзе существовало очень много попыток подумать об ограничении или о рационализации потребностей, о том, чтобы расширить сферу не материальных, а культурных и духовных потребностей».

Что касается личных культурных потребностей Иванова, то он заинтересовался книгой о татарском искусстве выделки кожи, что, в свою очередь, вызвало интерес к экспонатам Национального музея РТ, в который редактор московского издательства планирует зайти в свободное от посещения лекториев время.

Презентация издательств
Презентация издательств

(НЕ)ДЕТСКОЕ ЧТИВО

Издательский дом, вызвавший такой интерес к истории Татарстана, действительно заслуживает отдельного внимания. Называется он «Марджани» и базируется в Москве. По словам представителя издательства Людмилы Кузягиной, над названием думали долго и в итоге решили, что имя татарского богослова-философа подойдет как нельзя лучше. Только потом московские востоковеды вспомнили, что есть Казань, где с именем Шигабутдина Марджани связано гораздо больше всего. Переименовывать фонд, естественно, не стали, вместо этого занялись изданием качественной литературы, ориентированной как на ученых-востоковедов, так и на детскую аудиторию.

«У нас есть и отдельная детская серия, это наша гордость, — с довольной улыбкой рассказала Кузягина. — Это сказки великого «Шелкового пути». В этой серии у нас вышло уже 6 книг, посвященных татарским, узбекским, чувашским и крымско-татарским сказкам. Мы берем фольклор народов Евразии. Сначала группа авторов, которая работает с фольклором, занимается его адаптацией, потом группа художников, изучив жизнь народа, его традиции и костюмы, готовит иллюстрации».

К слову, детская литература и литература для подростков по объему представленного на фестивале ассортимента ничуть не уступала книгам для взрослой аудитории. Хотя в ряде случаев провести возрастную градацию бывает не так просто. Взять, к примеру, пользующуюся большим спросом серию «Недетские книжки» издательства «Самокат». По совам руководителя направления розничной торговли Александра Бочарова, эта серия появилась как некий протест на ФЗ №436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

«На мой взгляд, закон крайне бестолков, потому что он подразумевает ограничение детей от информации, которая в определенном возрасте им как раз бывает нужна. Туда не глядя сметают все книжки, в которых просто есть упоминание той или иной темы, попадающей под этот закон, — рассказывал с нескрываемым возмущением молодой человек, — у книг этой серии двойная обложка. Сверху — невзрачная белая, а под ней красочная, как символ нарочно закрываемого неуместной цензурой яркого мира. При этом верхний слой бумаги можно согнуть таким образом, что надпись «недетские книги» превращается в «детские книги». Такой дизайн несет в себе именно политический и идеологический оттенок. Потому что те книги, которые рекомендовано читать в 16 - 18 лет, необходимо читать уже в 13 и 14».

Дискуссия о том, кто достоин войти в школьную программу, развернулась чуть позже. Илья Фальковский, Константин Мильчин, Лев Данилкин, Андрей Левкин и Андрей Аствацатуров рассуждали об обязательной к прочтению литературе с точки зрения величин современных авторов. Перед этим на той же самой площадке с лекцией выступил один из таких претендентов Михаил Елизаров — лауреат литературной премии «Русский Букер» и финалист премии «Национальный бестселлер». На вопрос из зала о себе и мотивах своего творчества сказал следующее: «Я работаю над собственным бессмертием. Все мое творчество — это моя индивидуальная работа над моим бессмертием. Я не очень верю в то, что когда я «двину кони», со мной произойдет что-то чудесное. Мне нравится создавать себе нерукотворный памятник».

В Казани Елизаров воздвигать себе памятник продолжил не только словом, но и песней. После насыщенного дня в «Смене» всех желающих пригласили переместиться в бар «Соль», где писатель уже не читал лекций, а выступил во втором своем амплуа, взяв в руки гитару.

Всего за три фестивальных дня планируется провести около 40 лекций, дискуссий и прочих интерактивов. Лекториев в этом году четыре: первый, размещенный в антураже помещения бывшей автомойки, не предполагает единой связующей тематики; второй лекторий — это блок научно-популярных лекций, организованный главными казанскими популяризаторами науки — группой «Думай». Для проведения мастер-классов выделена отдельная зона, и еще один уголок для выступлений и презентаций разместился под боком у книжной ярмарки и фудкорта.

Завершится интеллектуальный праздник 30 августа полуфиналом конференции «Урал» в рамках чемпионата России по чтению вслух «Открой рот» и казанским поэтическим слэмом от творческого объединения «Цыц», победитель которого делегируется на следующий этап конкурса, где будет «открывать рот» в борьбе за звание самого лучшего чтеца России.