Михаил Леонтьев — российский журналист и публицист, ведущий телепередач Первого канала «Однако» и «Большая игра», главный редактор журнала «Однако», вице-президент и пресс-секретарь корпорации «Роснефть»:

— Михаил Хазин — один из немногих, может быть, современных экономистов, который в реальной экономике может что-то открыть. Он реально вместе со своими соавторами Андреем Кобяковым и Олегом Григорьевым открыл механизм нынешнего кризиса и описал его операбельно, то есть так, что можно понять, как этот кризис будет развиваться, каким образом. Не с точки зрения живого маклера, а с точки зрения макроэкономиста, с точки зрения понимания механизмов. С какими-то доводами Миши можно спорить, но то, что он, можно сказать, внес огромный вклад в понимание современной экономики, — это факт.

Хазин — человек очень азартный, поэтому его понимание каких-то процессов иногда приводит его к некоторому алармизму, но это всегда не беспочвенный алармизм. Иногда, чтобы люди поняли какое-то явление, его нужно описывать несколько гипертрофированно.

В действительности я считаю, что он, конечно, выдающийся человек. Его суждения по всем вопросам — и историческим, и социальным, и т. д. — безусловно, представляют огромный интерес, поскольку это человек свободно и открыто мыслящий. Даже если он в чем-то ошибается, то его позиция, безусловно, провоцирует понимание. У нас говорят, что какой-то Рубини якобы чего-то там предполагал про кризис, ничего они не предполагали реально. Они до сих пор не понимают механизмов кризиса, потому что механизм кризиса не может описываться в терминах и в конструкции теорий, которые в принципе отрицают возможность такого кризиса.

Сергей Егишянц — экономист инвестиционной компании «Ай Ти Инвест»:

Михаил Леонидович интересен как эксперт по нескольким причинам.

Во-первых, он дает альтернативную официозной точку зрения. С учетом унылого единообразия мнений и оценок нынешних околовластных структур (включая ведущих чиновников) такое разнообразие необходимо. Ибо у начальства пока что не очень получается добиваться экономических успехов, руководствуясь своим единственно верным «суверенно-либеральным» вероучением.

Во-вторых, Михаил Хазин несколько лет работал в правительстве и администрации президента, поэтому знаком с кремлевской и белодомовской политической кухней изнутри: это ценно для понимания происходящих там процессов. Не говоря уж о том, что некоторых (весьма видных) персонажей он знает лично — Набиуллину, Улюкаева, Шувалова и т. д. А то наружу выходят только некоторые факты, а что за ними стоит, зачастую непонятно.

Наконец, на рынках сейчас отмечается изрядная раскачка, поскольку экономический мейнстрим (что наш, что западный) объяснить ее не может, многим интересно послушать тех людей, у которых такие объяснения есть. Реакция официоза на все происходящее сводится к тому, что-де «как упали, так и вырастем», а когда их спрашиваешь: «А если не вырастем?», — они впадают в ступор. Тем полезнее люди, способные ответить на этот (отнюдь не праздный) вопрос.

Дмитрий Митяев — заместитель директора совета по изучению производительных сил министерства экономического развития и РАН:

— Сегодня Хазин как никогда актуален, это высококвалифицированный эксперт по вопросам экономического кризиса. Он следит за развитием событий в мире и в России постоянно и дает свою оценку, на мой взгляд, интересную. Как известно, Хазин является автором интересного подхода, который он называет «неокономика». Соответственно, у него есть своя школа, если можно так сказать. Он делает прогнозы — и долгосрочные, и более короткие. Сложно говорить о сроках исполнения этих прогнозов, потому что он не биржевой аналитик, он не такие прогнозы дает. Он в целом отслеживает динамику, события описывает. И в этом смысле, я считаю, все верно оценивает.

Андрей Девятов — китаевед, заместитель директора Института российско-китайского стратегического взаимодействия:

— Кризис мировой, поэтому полезны те эксперты, у которых есть способность анализировать не детали, этих аналитиков пруд пруди, а те, которые способны давать оценки. А оценка делается сверху — со стратегической высоты и в глобальном масштабе. Такой эксперт в 10 раз более полезен для того, чтобы увидеть, что будет впереди, чем аналитики. Хазин является как раз таким человеком. Он может оценить. Он глобальный кризис видит со стратегической высоты. С такими экспертами, как Хазин, «Антикризисный клуб» будет показывать верные ориентиры, а если будет заниматься обычной аналитикой, то будет совершенно бесполезен.

Потому что какие практические советы могут дать аналитики? Посмотрите на ту практику, которая есть у нас на государственном уровне. Она может считаться успешной? Да, там в Кремле считают, что они успешно справляются, а реальная ситуация все хуже и хуже. В телевизоре только все лучше и лучше. Аналитики, которые дают практические советы, особенно такие, что нужно что-то сделать немедленно, прямо сегодня, — такие аналитики в перспективе не видят ничего. У нас бюджет на один год принимается. Как можно увидеть перспективу, если у тебя в горизонте планирования сегодняшний день, может быть, завтрашний — и все? Поэтому оценка обстановки со стратегической высоты, с перспективой хотя бы на 5 - 10 лет, куда нужнее. Надо не ошибиться по-крупному. А все стремятся заниматься только текущим моментом. Китайцы опустили юань, у всех вопрос: что теперь делать немедленно? А важно то, почему это делается!

Хазин давным-давно, в начале 2000-х, доказал структурный характер кризиса, а потом все, как он в книжке написал, так и случилось. Вот чем велик Хазин! Он рассмотрел в самом начале кризиса то, чем он закончится. Хазин, правда, должен был рассказать, что будет дальше, но он пока молчит. Пока ему команду не дали рассказывать, что будет после, потому что сейчас главный и самый интересный вопрос, как выходить из кризиса. Хазин, я думаю, знает как. Его надо об этом спросить. Хотя весь выход уже нарисовали — участникам Бильдербергского клуба уже объяснили, как, что будет и когда. Но бильдербергцы вам не расскажут, поскольку это специальная информация.

Михаил Дмитриев — президент партнерства «Новый экономический рост», экс-глава ЦСР при правительстве РФ, доктор экономических наук:

— Я могу сказать только, что Хазин — это очень содержательный человек, тем более он у вас уже выступал, насколько я помню, в рамках «Антикризисного клуба». Я не могу сказать, что я разделяю многие из его взглядов на экономику, но он человек осведомленный, в любом случае общение с ним будет очень полезным вашей аудитории.

Андрей Кобяков — экономист, председатель правления Института динамического консерватизма, заместитель главного редактора журнала «Однако»:

— Во-первых, мы с Михаилом большие друзья, уже давно. Во-вторых, мы с ним соавторы известной книги «Закат империи доллара и конец «Pax Americana». Мы, несомненно, соратники в том, что касается оппонирования либерально-экономической доктрине, выраженной в целой системе монографий, учебников и «непререкаемых аксиом» так называемого Вашингтонского консенсуса. Михаил уже в течение последних почти 20 лет проявляет себя последовательным борцом за альтернативную систему мировой экономики, за построение ее на более справедливой, более фундаментальной основе, которая учитывает истинные интересы развития человечества.

Нельзя не отметить также его совершенно уникальное для эксперта качество — научную интуицию, при том что сам Михаил по своему образованию не экономист, но тем не менее в экономике разбирается гораздо лучше многих экономистов, специально для этого подготовленных. Это человек с очень широким горизонтом мышления, высоко эрудированный, который сопрягает в своем сознании очень большое количество трендов в развитии современного общества, человечества, глобальных процессов, различных проектов, которые реализуются мировыми элитами. И на стыке этих разнообразных представлений, знаний возникает совершенно новое знание, которое недоступно людям с узкой специализацией. На мой взгляд, преимущество его как эксперта в этом и заключается. Я это называю научной интуицией. Говоря более пафосно, в литературе это называется даром Божим.

Вот у Хазина есть дар Божий к тому, чем он занимается. Он может ошибаться в каких-то конкретных сроках своих прогнозов, но не ошибается в трендах, не ошибается в самом содержании этого прогноза. Многие «эксперты» упрекают Михаила в том, что он фантазирует, что ему что-то мерещится, кажется, но это, дескать, не результат беспристрастного анализа. Это совсем не так. Потому что в основе его прогнозов лежит очень большой массив знаний, данных, фактов, аналогий и представлений, которые не могут быть легко формализованы в виде каких-то простых расчетов или математических моделей, а в его сознании, как раз под воздействием этого дара Божьего, этой научной интуиции, они преобразуются в действительно правильное понимание направления процессов, их объективного содержания. Соответственно, выводы, которые он делает, по большей части действительно оказываются предельно актуальными. И когда говорят, что прогнозирование — это наука с очень низким в среднем коэффициентом сбываемости прогнозов, то это явно не относится к Михаилу и людям, обладающим этим даром научной интуиции. Эта черта Хазина является, на мой взгляд, если не уникальной, то очень редко встречающейся в мире.

Михаил Делягин — известный российский экономист, директор Института проблем глобализации:

— Михаил Хазин — хороший специалист, он достаточно долгое время изучает развивающийся сейчас глобальный кризис. Его мнения достаточно оригинальные, интересные, и при этом он транслирует достаточно полезные для бизнеса вещи. Он всегда открыт к общению, с удовольствием отвечает на вопросы, в том числе предпринимателей.

В условиях кризиса нужно интенсифицировать обмен мнениями, чтобы каждый человек мог расширить свое поле зрения и делать выводы на основании широкого круга знаний и наблюдений. Думаю, встреча с Хазиным будет крайне полезна участникам «Антикризисного клуба».

Рустам Курчаков — экономист, ученый секретарь Института региональных исследований:

— Тематика «Антикризисного клуба» в новом, осеннем сезоне весьма актуальна, потому что в сентябре народ, вернувшийся из отпусков, столкнется с тем, что кризис, который летом, по оценкам министров экономических, утих, теперь набирает обороты. И не только в стране, но и в мире. Процесс развивается очень интенсивно, просто на глазах. Экономики ведущих стран напряглись и вворачиваются в какой-то стопор. Весьма вероятно, что в ближайшей перспективе либо со стороны Китая, либо со стороны США наступит глобальный финансовый кризис. Россия, скорее, в пассиве. А что лучше — время покажет. Иногда в пассиве быть лучше: присмотреться к ситуации, чтобы понять, что нужно делать.

В такой ситуации мнения и оценки двух экспертов — одного постарше, опытного, другого — молодого, специализирующегося на биржевой аналитике, — будут весьма востребованы. И дополнят друг друга. Мнение Хазина будет поинтереснее более опытным бизнесменам и экономистам, а выступление Шеина, думаю, больше привлечет тех, кто помоложе, кто еще не наигрался на бирже и форексах.

Экспертов — букет, они разные, но хором создают достаточно развернутую и полную картину. Поэтому надо слушать всех и мотать на ус. А Хазин еще всегда подбрасывает огонька, перца, соли, поэтому скучно точно не будет.

P. S. Подробнее о том, как стать участником «Антикризисного клуба» «БИЗНЕС Online», который 15 сентября пройдет в Казани с участием Михаила Хазина и Максима Шеина, читайте здесь.

1.jpg
3.jpg 2.jpg

Информационные партнеры мероприятия

78936.jpg 78933.jpg
78937.jpg 78935.jpg
78941.jpg 78942.jpg
78940.jpg 78939.jpg
78938.jpg 78932.jpg